384. О прибежищах духов и хранимых тайнах

384.

ОБ ПРИБЕЖИЩАХ ДУХОВ И ХРАНИМЫХ ТАЙНАХ

Однажды я прочитал у Германа Гессе следующие строки: «Я опять получил что-то, чему могу следовать, чем руководствуюсь, чему отдаю свою кровь. Это не желание, и не мечта, это – цель. Цель эта - снова прибежище, но не пещера и не корабль. Я ищу и жажду прибежища внутри самого себя, ищу пространства или точки, куда не достигает мир, где я один дома, оно надёжней гор и пещер, надёжней и укромней, чем гроб и могильная яма. Это моя цель. Туда ничто не может проникнуть, ибо это слито со мной».

Прочитав эти строки, я подумал, что в каждом из нас есть такое прибежище, в которое не может проникнуть никто. Я поделился своими мыслями со стариком Накамура, хозяином гостиницы «рёкан», где я обитал последнее время, и он сказал мне: «И у нас на Востоке люди также имеют в сердцах потаённые каменные ящики, которые не открывают никому, даже свои близким. Человек не может жить без своих секретов и тайн. В этих ящиках и рождается нечто такое, что заставляет нас жить и действовать. Не знаю, цель это наша или наше предназначение. Ты же знаешь, у нас есть одно выражение «хара-о ватте ханасу» - «говорить по душам», то есть, разрубив живот, показать все свои внутренности. Но человек не может так обнажиться, чтобы показать всё собеседнику, что он имеет внутри себя. И если у человека нет тайны, то нет и самого человека. Поэтому у каждого есть свой «каменный ящик в тюрьме», который он всегда сохраняет как зеницу ока, и если его кто-то сумеет открыть, то он тут же умрёт. И даже когда живой человек умирает, то дух старается хранить эту тайну. И это правильно. Мы все бы перестали быть людьми, если бы разом раскрыли все свои секреты – «распороли свои животы».

У нас в Японии появилась тенденция, когда видные люди начинают разоблачаться на телевидение перед всеми телезрителями, раскрывать свои сокровенные тайны, многие это делают для своей популяризации, но это всё ужасно, помимо того, что это является всё моветоном (невоспитанностью), так это ещё и самим этим людям приносит неисправимый вред, а потом они не знают, отчего болеют и чахнут. В вашей стране тоже переняли эту вредную привычку – разоблачаться перед всеми. Даже в церквях этого не нужно делать, потому что исповедь – это одна из особенностей церкви контролировать нас и манипулировать нами. Ни в буддизме, ни в синтоизме этого нет, человек может только внутри себя разоблачиться перед Богом и попросить у него прощения, никаких посредников для этого не требуется, и их не нужно допускать в это таинство, так как никакой священник не может отпустить тебе твои грехи, кроме как сам Господь Бог, с которым на контакт нужно выходить без всяких посредников. А в даосизме всё, что делает человек, является его тайной.

И в доказательство своих слов, он показал мне древний текст, который я перевёл так:    


КАМЕННЫЙ ЯЩИК В ТЮРЬМЕ

(О чём не говорил Конфуций)

Был аттестован Чжоу Дао-ли из Юэчжоу,
Наследственным благодаря всем рангам привилегий,
В провинции Шэньси главой стал округа Луньчжоу,
Прибыв на место службы, его встретили коллеги.

Обычно главы инспектировать тюрьму желали,
И Чжоу не хотел менять порядок тот привычный,
Отправился в тюрьму, где его служащие ждали,
Решив всё осмотреть, и вникнуть там в дела все лично.

В тюрьме был ящик каменный, длинною в метр размером,
И крепко запертый замком, весь плесенью покрылся.
Открыть велел его он на столе, от пыли сером.
Тюремный надзиратель от него вдруг отстранился,

Сказав: «Все говорят, что этот ящик необычный,
Находится здесь со времён Мин (1), что в нём есть – не ясно,
Монах даосский говорил, вскрывать его опасно,
Беду тому он принесёт, кто вскроет его лично».

Но на своём стоял глава, открыть его желая,
Хотел внутрь заглянуть его, не слушал возраженья,
Ломать стал лично крышку, топором замок сбивая,
И оказалось человека в нём изображенье.

Всё тело красное в крови, черты лица расплылись,
Окрасила его кровь красным цветом одеянье,
Повеяло вдруг холодом, все инеем покрылись.
От вида Чжоу оторвать глаз был не в состоянье.

Из ящика поднялся серные пар, клубами вился,
Окутав свиток, сжёг бумагу, будто всё истлело,
Поднялся пепел в воздух, и всё в келье потемнело,
И свиток сам собой исчез, как будто испарился.

И Чжоу, всё увидев это, очень испугался
Что было в ящике, так и осталось неизвестным,
А Чжоу вскоре заболел в Лучжоу и скончался,
Уж лучше бы не посещал в тюрьме он это место.


Пояснения

1. Времена правления династии Мин – 1368 – 1644 гг.


(продолжение следует)

Власов Владимир Фёдорович


Рецензии