Возвращение. 3 глава

     Люди со страхом собирались возле комендатуры, понимая, что это не предвещает ничего хорошего. Ефим, размахивая автоматом, орал во всё горло.
     - Где мои сыновья? Где Егор и Данька? Убью! - неистовал он.
     Люди, со страхом озираясь, молчали. Вдруг над их головами раздались выстрелы из автомата, это Ефим, для устрашения, прошёлся очередью. Раздались возгласы и люди, кто упал на землю, кто в панике присел.
     - Пропал наш офицер. Если он не будет найден, к вечеру будут расстреляны десять человек, - громко сказал немец, переводя слова грузного, полноватого, с крупными чертами лица немца, в форме офицера немецкой армии.
     Только никто не мог ответить на вопрос, где Ганс, которого ночью убил Пашка.
     - Видишь? Из-за одного фашиста, десять наших положат, - тихо прошептала Ольга стоявшему рядом Пашке.
     - И что теперь делать? По головке этих фрицев гладить, что ли? - в ответ прошептал Пашка.
     Тут тот, что переводил слова немецкого офицера подошёл к толпе и указывая рукой, стал отбирать тех, которых двое фашистов прикладами автоматов отделяли от общей толпы и сгоняли, словно скот, к стене комендатуры. Раздались крики отчаяния.
     - Молчать! - закричал немец и все сразу притихли.
     Немец прямым взглядом посмотрел на Пашку.
     - Ты! - жестко сказал он.
     И Пашку так же, как и остальных, подтолкнули к тем, кого отобрали для расстрела.
     Ольга стояла с каменным лицом и смотрела на Пашку, будто спрашивая, что же теперь делать. Пашка незаметно помотал головой, давая понять, чтобы ни она, ни Катя ничего не предпринимали. К Ольге подошёл Петька из параллельного класса.
     - Надо что-то делать... Мы не можем допустить, чтобы столько людей погибло из-за одного паршивого фрица, - тихо шептал он, прямо в ухо Ольге.
     - И что ты предлагаешь? - так же тихо спросила Ольга.
     - Если скажете, где мои сыновья, я походатайствую за вас. Кто знает, пусть выйдет вперёд, - громко сказал Ефим.
     Но ему никто не ответил. Зло зыркая глазами, он немного подождал, потом подошёл к офицеру.
     - Гер майор, мои сыновья, Ваши верные полицаи, тоже исчезли. Прошу Вас, пусть ещё десять человек отберут и расстреляют, может быть тогда они скажут, где Ваш офицер Ганс и мои сыновья Егор и Данька, - быстро говорил он, обращаясь к немецкому офицеру, который был здесь за главного.
     - Гут, корошо, - ответил немец и кивнул своим солдатам, которые быстро стали отбирать ещё людей среди населения.
     Женщины плакали, иные прижимали к груди маленьких детей, со страхом оглядываясь по сторонам.
     - Надо предупредить партизан, иначе, столько людей зря погибнут, - сказала Ольга.
     - Как? Ты знаешь, как их найти? - тихо спросил Петька.
     - Знаю. До вечера время есть, - шёпотом ответила Ольга.
     Когда отобранных для расстрела людей загнали в сарай, люди стали расходиться. Ольга уверенно направилась к дому Дарьи, чтобы поговорить с её братом. За ней следовали Катя и Петька. Но парня дома не оказалось, а Дарья выходила из дому, чтобы направиться на работу, в комендатуру.
     - Вам чего, ребята? - насторожившись, спросила она.
     - Нам нужна Ваша помощь, Дарья, - сказала Ольга, взяв инициативу в свои руки.
     - Не понимаю, о чём вы. Мне на работу пора, я опаздываю,- сухо ответила она.
     - Дарья, прошу Вас. Столько людей зазря погибнет, помогите, - не отставала Ольга.
     - Вы идите, ребята, не до вас мне, - твёрдо сказала Дарья и быстро ушла.
     - Фашистская подстилка. Зачем ты к ней обратилась? Продаст же, - спросил Петька.
     - Пошли, ребята. А ты лишнего-то не болтай. Так и без языка остаться можно, - с серьёзным видом ответила Ольга.
     День прошёл в напряжении, Ольга попросила Катю и Петьку прийти к ней домой к двенадцати часам, что ребята и сделали.
     - В общем так... сами попробуем отбить людей. У тётки Марфы в сарае мы с Пашкой спрятали автоматы и пистолет, надо незаметно забрать оружие, - сказала Ольга.
     - Но нас всего трое. Как же мы справимся? Немцев вон сколько, - сказал Петька.
     Ольга многозначительно посмотрела на парня.
     - Для начала, уберём этого гада, Ефима. Слишком много грехов на нём, - сказала Ольга, не отвечая на вопрос Петьки.
     Катя лишь молча соглашалась. Знали ли ребята, насколько это было опасно? Наверное, в тот момент они об этом просто не думали.
     - Где сейчас Ефим? Катя, ты должна разузнать, его можно просто пристрелить из-за угла, никто и не догадается, кто его убил. Сейчас немцы обедают и заняты, им не до нас, пошли. Мы с Петькой заберём автоматы, а ты, Катя, иди. Знаешь, что делать. Только будь осторожна, знаешь, какой Ефим хитрый. Он не простит нам сыновей, - сказала Ольга.
     - Значит, это вы Егора и Даньку, того? Здорово! Молодцы, - довольно сказал Петька.
     Ничего ему не ответив, Ольга направилась к дому тётки Марфы. Осторожничая, она пригибалась и всё время оглядывалась, Петька шёл за ней. Сарай тётки Марфы находился в самом конце её двора, во дворе никого не было. Ольга, сказав Петьке, чтобы он остался и караулил, сама быстро пролезла сквозь щель в ограде, на заднем дворе и пригнувшись, прошла к сараю. Сарай не запирали, в нём хранился разный хлам. Ольга открыла низкую дверцу и вошла во внутрь.
     - Интересно, где Пашка спрятал оружие,... - прошептала сама себе Ольга.
     Наверное инстинктивно, девушка поняла, что оружие спрятано за большими вещами, это были старые табуретки, поломанный шкаф и разное тряпьё. Ольга не ошиблась, автоматы лежали там, завернутые в рванную телогрейку. Ольга, нащупав руками автоматы, так, завёрнутыми, их и вынесла. Оглядываясь, девушка направилась к ограде, чтобы пройти через лазейку.
     - А ну стой! - услышала Ольга за спиной грубый голос Ефима.
     От неожиданности, Ольга так и осталась стоять без движения, но тихонько нащупывая пистолет, приготовилась стрелять. А стрелять она умела, часто до войны этим занималась в городском тире. Да и уроки военной подготовки в восьмом классе проходила, тогда учитель даже похвалил её за точную стрельбу по мишени. Ефим подошёл ближе. Ольга напряжённо сжимала пистолет, успев снять его с предохранителя.
     - Какого рожна ты тут делаешь, девка? Чего тебе тут надо, а? Воруешь, что ли? - подойдя к девушке вплотную, спросил Ефим.
     Ольга медленно повернулась к нему и выстрелила в упор. Мужчина удивлённо поднял брови, кажется не понимая, что же произошло, потом упал на колени и затем лицом в сухую траву. Он был мёртв. Ольга быстро направилась к забору и прошла сквозь лазейку, кажется, никто не заметил и не услышал того, что произошло.
     - Ты чего так долго? Я уже волноваться стал, хотел следом идти, - возбуждённо сказал Петька.
     - Я велела тебе ждать здесь. Никогда не нарушай приказа. Пошли, - лишь сказала Ольга.
     Петька молча последовал за ней. О том, что она пристрелила Ефима, Ольга умолчала. Вместе с Петькой, она направилась к своему дому, где их ждала Катя.
     - Ефима я не нашла, может он с немцами сидит? - спросила Катя.
     В доме, Ольга развернула автоматы и вытащила из кармана пистолет.
     - Держи, пистолет тебе, автоматы мы с Петькой возьмём. Может сможем вызволить людей из сарая. Это опасно, если не захотите идти, можете уйти прямо сейчас, - сказала Ольга.
     Петька и Катя переглянулись.
     - Мамку жалко... - тихо произнесла Катя.
     Ольга лишь посмотрела на неё и ничего не ответила.
     - Операцию по спасению людей начнём в четыре часа, а сейчас надо поесть. У меня варёная картошка есть и немного хлеба, - сказала Ольга, вытаскивая из печи чугунок с картошкой. Хлеб стоял на столе, накрытый льняной салфеткой, там же лежали и пара огурцов с огорода. Ребята молча поели, выпили воды из ведра и сели в ожидании четырёх часов. Ровно в четыре, они поднялись и вышли из дома.
     Вдруг, возле комендатуры раздался оглушительный взрыв, переглянувшись, ребята быстро побежали в ту сторону. Как оказалось, брат Дарьи, по её поручению, отправился в лес к партизанам, чтобы предупредить их о том, что к вечеру в деревне будут расстреляны двадцать человек, среди которых были старики и женщины. Ольга с Катей и Петькой присоединились к партизанам и стреляли по немцам, которые в суматохе сначала и не поняли, что произошло. Началась перестрелка, раздавались взрывы гранат, которые бросали парни из партизанского отряда, возглавляемого Федотовым.
     Больше часа шла перестрелка, Ольга с ребятами тоже участвовали в этой битве. Немцам уйти не удалось, численность партизан перевесила, правда, из комендатуры были попытки дозвониться до города и вызвать на помощь отряд немцев, но связь успели прервать, перерезав провод. Несколько немцев сдались в плен, но Федотов приказал пленных не брать, оставив в живых лишь одного офицера, чтобы добыть от него нужные сведения.
     Так, через пару часов, Федотов собрал всех местных жителей возле бывшей уже комендатуры, ныне сельсовета.
     - Товарищи! Враг, который столько месяцев измывался над вами, уничтожен. Только расслабляться нельзя. Сами понимаете, сюда могут направить других немцев, деревня рядом с городом, город занят фашистами, с которыми мы ведём ожесточённую борьбу. Верьте! Победа будет за нами! Враг отброшен от Москвы. А теперь вы сами решите, что делать с этими предателями, - громко говорил Федотов и в конце указал на оставшихся четверых полицаев.
     - Смерть предателям! Повесить их! - кричали отовсюду.
     Терпение людей, живших много месяцев в страхе и в ожидании смерти каждый день, видимо лопнуло. Они были готовы устроить самосуд и тут же растерзать полицаев. А те просили пощады, только их никто не слышал. Гул стоял в воздухе, люди негодовали. Виселицы строить не стали, четверых предателей поставили к стенке и тут же расстреляли. Кто-то сказал, что и Дарья продалась немцам, но Федотов пресёк эти разговоры, сказав, что Дарья - смелый борец против фашистов. Многие были удивлены, но раз Федотов сказал...
     Пашка попросился в отряд к партизанам, с ним решил уйти и Петька. Федотов забрал у ребят автоматы и поблагодарил Ольгу за смелость, проявленную в борьбе с немцами. Только в отряд её не взяли.
     - Мала ещё, была бы парнем, другое дело, - сказал Федотов.
     Катя тоже с надеждой ждала, что и она сможет вместе с ребятами уйти в партизанский отряд, но услышав слова Федотова, промолчала.
     - Товарищи! Борьба ещё не закончена! Бейте проклятых фашистов! Никто их не звал, они сами вторглись к нам, вот и найдут на нашей земле свою погибель, - напоследок, громко сказал Федотов, обращаясь к людям.
     Партизаны ушли, было ещё не ясно, вернутся ли немцы в деревню или же нет. А Ольга, после того дня, будто повзрослела, стала более серьёзной и ответственной. Она решила, как ей исполнится семнадцать лет, она попросится на фронт.
     - Если война к тому времени не закончится, - прошептала она, сурово оглядываясь по сторонам.


Рецензии