Порог утешения

К читателям:
Знакомые с моими рассказами, переводами, воспоминаниями знают, что в конце восьмидесятых годов ушедшего века Господь удостоил меня дружбы замечательного христианина, выдающегося деятеля Русской Православной Церкви в Америке – архиепископа Иоанна Сан-Франциского (князя Шаховского).
 Владыка передал мне немало книг из своего архива и работ, написанных им в разное время на протяжении 20-го века.
Недавно, перебирая собственный архив, я перечитала его статью «Порог утешения". И мне очень захотелось, чтобы и другие люди, в Бога верующие или ищущие Его, да и просто те, кто ищут утешение в нашей многотрудной жизни, получили эту возможность: перечитать проникновенные слова Владыки, вдуматься в них.
И. Череватая


Порог утешения

"Кто жаждет, иди ко Мне и пей". Так обращается ко всем людям Спаситель Христос в Евангелии от  Иоанна, седьмой главе.
"Кто жаждет, иди ко Мне и пей". Зная сердце человека, Господь знает, какая неудовлетворённость, не только внешняя, её условиями, но и самой жизнью, иногда посещает человека. Даже когда, казалось бы, всё есть у нас, чего мы желаем, и человек мог бы иметь полное удовлетворение жизнью, что-то примешивается к нашему счастью, лишает нашу радость силы и истинности. И то, что мы считаем своим "счастьем", – быстро проходит, оставляя в душе человека терпкость, оскомину, или пустоту. И, зная это наше человеческое состояние, Господь прямо говорит нам: "Кто жаждет, иди ко Мне и пей". Только Он, Спаситель жизни имеет эту "воду жизни", о которой ясно услышала женщина Самаритянка у колодца Иакова. Только Бог может дать эту воду. Вода чистая Христова течёт в Жизнь Вечную, и лишь она может удовлетворить всякую нашу жажду подлинного бытия. Будем же пить. Это самая нужное для человека, – иметь благословение Божие, знать близость к нам Христа Господа, Его мира, Его любви. Его "вода" - это и есть благословение, внутренний мир души, входящий во всё наше существо.
"Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благоволите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас" [Мт. 5,44]. Высокой и недостижимой кажется это заповедь. Но только она есть показатель подлинности веры и религиозного чувства человека. Попробуем кратко, друзья мои, слушатели, себе составить списочек тех людей, которые нам причинили какую-либо неприятность, плохо обошлись с нами, или отзывались о нас нехорошо; или просто тех, кто нам как говорится, "не по душе". Постараемся, хотя бы кратко, но искренно, за каждого из этих людей помолиться, пожелав им добра и прощая всех.  Вот оно – исполнение воли Христовой.  Просите у Бога добра, благословения, милости этим людям. Отгоните от себя всякую мысль, что ваше раздражение на них в кавычках "оправданно", "законно" и т. д.  Скажите другим что-либо доброе об этих людях, вам неприятных. И, если есть возможность, чем-либо утешьте их, помогите им. Вот когда в душе вашей возникнет чувство большого духовного простора, свободы, мира. И душевные трудности отойдут от нас тогда. Даже, если мы этого сразу не заметим, совершится воздействие и на нас нашего собственного милосердия. Мы увидим его результат. Вы ничего не потеряете от своей благожелательности к недоброжелателям. Но многое приобретёте. Милосердие к недоброжелателям освободит вас прежде всего, от вашего собственного зла и откроет вам те двери и окна вашего душевного дома, через которые придёт к вам духовный Свет. Вы станете учениками Христовыми. Это состояние таинственное и  сверх-природное, благодатное. Его способен воспринять только человек; никакое животное на это не способно. Так, своей человеческой природой, мы можем явно  возвыситься над животной природой, эгоизмом и всякой безличной "материей". "Всё могу в укрепляющем меня Иисусе Христе", сказал Апостол Павел в послании Филиппийцам [глава 4, стих 13-й].  Слова: «Всё могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» показывают, что нравственная опора нашей личности не в ней самой, а в истине и присутствии с нами Божьей Силы, Христа. По вере и любви нашей к Нему, Он дает нам Свою силу Духа – светлую и мудрую, и мы бываем способны на добро в жизни. Христово добро в нас и есть наш Рай. Будем крепки в уверенности этой и мы увидим, что всякая помощь Божия есть в нас начало вечного блаженства. Помощь приходит к нам неожиданно, как ясность ума, новая нравственная крепость и веселие духа. Лёгким тогда становится наше бремя жизни, и все становится ещё большим благом.
Жизнь может стать очень трудной, даже страдальческой. Словно не из чего тогда бывает извлечь искру радости.
Но – слушайте, что говорит Апостол: "Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его". Это слово дает крепость жизни, даже самой страдальческой.  Откровение Божие верно: мы никогда не видели, не слышали, и не можем даже вообразить всего того радостного и чудесного, что ожидает нашу душу, надеющуюся на Бога, стремящуюся к Творцу своему.
"Возложи на Господа заботы твои, и Он поддержит тебя. Никогда не даст поколебаться праведнику", говорит Давид в псалме 54-м. Бог берет наше бремя: это совершается в глубине нашего бытия и отражается в нашем сознании. Укрепляйтесь, братья, в уверенности, что Бог с нами. В простоте изливайте Ему в молитве свою душу, и вы увидите, как Он облегчит её, как поможет вам и утешит вас в то мгновение, которое выберет Сам.
Но вы "... когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого" [Марка глава вторая]. Это важно. Злобность к нам приходит по нашей греховности; но, она не должна оставаться в душе. Если молитва остается без ответа, надо проверить, не осталось ли в нас какой-либо злобы или обиды на людей. Дух Божий не проявляется среди злопамятства и злобы. Прошения наши к Богу объединим с молитвой покаяния и очищения души.  Поверившие Богу люди достигнут берегов вечности – как говорит Откровение – «не будут уже алкать, ни жаждать, и не будет палить их солнце и никакой зной; ибо Агнец, Который среди престола,  будет пасти их и водить их на живые источники вод; и отрёт Бог всякую слезу с очей их». Так говорит Откровение Иоанна Богослова.  Все любимые нами, отошедшие от земли, все те, которых материалисты считают лопнувшими пузырьками материи, бессмертной личной душой своей они живут высшей жизнью там, где царствует бессмертие, любовь и красота. Они находятся там, под кровом любви Божьей и радуется Его милости. Все, которые на земле алкали правды и жаждали любви – они нашли её в вечности. Вера в Бога, исполнение Его воли сделали их Божьими детьми. И все мы можем быть среди них, когда окончится земная жизнь. Отойдём от зла, наполним душу свою светом, - той любовью, которая открылась нам во Христе Иисусе.


(особенности авторской пунктуации и орфографии сохранены без изменений - И.Ч.)


Рецензии