6. 3. Массовая коммуникация. Функции и задачи
6.3.1. История и значение термина «массовая коммуникация»
По происхождению термин «массовая коммуникация» - это буквальный перевод с английского языка – mass communication – что можно перевести как «массовое общение». Однако, это не любое массовое общение, а общение, которое происходит при помощи технических средств.
В середине 70-х годов 20 века в мире произошло знаменательное событие – появился миллиардный телезритель. Сегодня, телеаудитория при показе отдельных событий достигает двух миллиардов (6.ст.18).
Массовая коммуникация – это процесс включающий в себя с одной стороны извлечение, переработку и передачу с помощью быстродействующих устройств, социальной и социально-значимой информации, осуществляемой специализированными институтами, и с другой стороны, приём этой информации численно большими, социально разнородными, рассредоточенными аудиториями. (31.ст.17).
Массовая коммуникация осуществляется через средства массовой коммуникации: печать, радио, кинематограф, телевидение.
6.3.2. Значение термина «пресса», «радио», «кинематограф», «телевидение»
В настоящее время на земном шаре находится в активном действии колоссальная индустрия широчайшего распространения социальной информации. В мире ежедневно выходит более 8 000 газет, общим тиражом более 400 000 000; действует около 250 000 кинотеатров на 78 000 000 посадочных мест; 22 000 радиопередатчиков излучают в эфир радиоволны, которые улавливаются 730 000 000 радиоприёмников. На планете действует 17 000 телестанций и ежевечернее включается более 261 000 000 телевизоров. Миллионы людей сегодня оказываются занятыми в сфере производства продукции массовой коммуникации, и миллиарды, т.е. практически всё человечество в сфере её потребления.
Рассмотрим составляющие массовой коммуникации.
6.3.2. Пресса – периодическая печать (газеты, журналы) происходит от французского слова presse – исходящему от лат. pressus – давление. Своим происхождением обязано обстоятельству, когда для производства оттиска с набора требовалось давление. Сегодня по данным ЮНЕСКО в среднем на каждые 10 человек приходится 1 ежедневная газета.
6.3.2.2. Кинематограф – способ съёмки на светочувствительную плёнку движущихся объектов с последующим воспроизведением на экране их изображений. Происходит от греческого слова – kinematos – движение и также от другого греческого слова- grapho- пишу.
6.3.2.3. Радио – способ передачи и приёма электромагнитных волн, распространяющихся в пространстве без проводов. Происходит от лат. radiare – излучать, испускать лучи; radius- луч.
Радиоприёмники появились лишь в 20-х годах 20 века. Сегодня же, на каждые 4 человека в мире – 1 приёмник. (6.ст.22).
6.3.2.4. Телевидение – передача изображений движущихся объектов на расстояние, посредством электронных устройств. Происходит от греческого слова - tete – вдаль, далеко и от латинского слова – visio – видение. (31.ст.25).
Телевидение как средство массовой коммуникации вошло в жизнь к 40-м годам и сейчас на каждые 11 человек – 1 телевизор. Телевидение оперативно, ритмично, визуально. Благодаря своим свойствам, оно наиболее привлекательное средство массовой коммуникации. (6.ст.25).
Средства массовой коммуникации могут способствовать как здоровью отдельного человека и нации в целом, так и болезни. Несомненно, что современная техника может усилить действенность и эффективность и в деле проповедования Евангелия. Однако, этот мощный инструмент воздействия на сознание человека, может стать своего рода подменой самой проповеди, и в таком случае - лишь маской, скрывавшей пустоту.
Сегодня уже во многих церквях США пытаются активно использовать средства массовой коммуникации в служении. Через компьютер на большой экран выводиться передача проповеди одновременно с процессом говорения, в то же время этот процесс передается для удалённых слушателей. Таким образом, все слушатели, вне зависимости от удаления от кафедры могут хорошо рассмотреть проповедника, отчётливо увидеть все его эмоции, выражение лица, глаз и т.д., стать сопричастниками процесса произнесения проповеди.
Можно сказать, что происходит наложение непосредственного общения в зале для тех, кто непосредственно вовлечён в данный процесс и воздействие массовой коммуникации на всех участников данного процесса, вне зависимости от степени удаления. Возможно за этим будущее, которое мы, к сожалению, ещё не осознали.
Тем не менее, в Америке уже давно поняли всю силу и мощь массовой коммуникации, и такой всемирно известный благовестник, как Билли Грэмм постоянно использует в своём служении все современные средства массовой коммуникации.
Даже в России в 1992 году в Москве он очень активно использовал все виды массовой коммуникации для привлечения народа, и эффект был потрясающим. Тысячи людей, откликнулись на призыв к покаянию.
Конечно, никакие средства массовой коммуникации не смогут заставить человека изменить свою жизнь. Это может сделать только Господь, но мы в свою очередь должны активно использовать этот возможный потенциал для успеха в выполнении великого Божьего поручения по благовествованию Евангелия.
6.4. ФУНКЦИИ И ЗАДАЧИ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ
Имея реальную возможность оказывать своё влияние на миллионы людей не только своих, но и чужих стран и континентов, средства массовой коммуникации превратились в один из важнейших факторов, обсаливающих взаимосвязанность, взаимозависимость и определяют целостность современного мира. (6.ст.30).
Это ещё не в полной мере осознают верующие нашей страны, отсюда их пассивность в освоении современных средств воздействия инструментов массовой коммуникации на души современников.
Генеральная функция массовой коммуникации – это корреляция отношений внутри общности, между её элементами (классами, слоями, группами), корреляция отношений между самими общностями (государством, их объединениями, религиозными организациями и др.) с целью поддержания динамического единства и целостности данной социальной структуры.
Таким образом, функция массовой коммуникации – это процесс идеологической, социальной, и социально-психологической интеграции индивидов в некоторую общность (государство, нация, класс и т.д.).
Массовая коммуникация выполняет свою функцию с помощью следующих средств:
6.4.1. Создание и поддержание «картины мира» (сообщение о фактах и событиях, социальных ориентациях, касающихся изменений, происходящих внутри социума). Создание «картины социума» есть по сути дела процесс социальной регуляции.
6.4.2. Трансляция ценностей культуры, осуществляемая в двух видах, как диахронный и синхронный процессы. (31.ст.19)
Свидетельство о публикации №218070400370