Воспоминания важная составляющая жизни

Глава 127. Жили люди в старом мире не абы как, а по правилам, которые установили для них Высшие и о которых люди могли лишь догадываться, что и делали иногда.

1. Воспоминания – важная составляющая жизни.

Видение: Москва. Мы трое – старики. Они, двое, живут в Москве и зовут меня жить в Москву. Это можно, если нет ностальгии по старым местам.
Сама по себе память (воспоминания) есть способ занять время, почувствовать себя привязанным к чему-то, нужным.
Если нет привязанности к старому, то всё равно где жить.
Справка из Википедии:
«Ностальги;я (от др.-греч. ;;;;;; — «возвращение на родину» и ;;;;; «боль») — тоска по родине, по родному дому. В более широком смысле — тоска по прошлому (например, детству) или чему-то безвозвратно утраченному.
Вероятно, первое письменное описание ностальгических переживаний содержится в эпопее Гомера «Одиссея». Однако сам термин изобретён швейцарским врачом Иоганном Хофером в 1688 году. Длительное время ностальгия считалась болезнью (так она трактуется и в «Толковом словаре живого великорусского языка» В. И. Даля). Философия, психология и социология стали интересоваться ностальгией лишь в первой половине XX века. Развивая идеи Анри Бергсона, ученик Эмиля Дюркгейма Морис Хальбвакс в 1920-е годы поставил проблему социальной обусловленности памяти и выдвинул тезис о том, что воспоминания являются не репродукцией, а реконструкцией прежнего опыта человека. Из этого следует, что воспоминания, в том числе ностальгические, не в точности воспроизводят ход прошлых событий, а включают в себя субъективные оценки и ошибки того, кто вспоминает. В этом заключается парадокс ностальгии: люди тоскуют даже по ужасным периодам прошлого.
Вопрос о том, какие события лучше запоминаются: связанные с положительными или отрицательными эмоциями, — является дискуссионным. П. П. Блонский в работе «Память и мышление» пришёл к заключению, что дольше всего помнится неприятное. Большинство же других авторов пришли к противоположным выводам. Так, проведенное В. В. Нурковой исследование специфической разновидности памяти показало, что «в нейтральной ситуации жизненных воспоминаний предпочтение отдаётся позитивным событиям, что отражает индивидуальную избирательность автобиографической памяти (исключение составляют только двое из 60 человек)».
Е. В. Новиков, исследуя отношение к ностальгии в различных культурах и в истории философии, пришёл к выводу, что за некоторым исключением ностальгия в них оценивается положительно. По словам А. А. Гусейнова, «многие из великих моралистов черпали идеалы из прошлого, полагая, что там остался золотой век. Согласно их представлениям, человечество движется вспять. Основной признак деградации они усматривали в том, что люди всё больше отдают предпочтение материальным интересам перед моральными обязанностями. Они стремились остановить губительный, с их точки зрения, процесс смешения критериев».
2018-06-18: Об отношении человека к своим воспоминаниям (на старости лет) мы (выше) говорили как о средстве, имеющем два назначения. Первое – сугубо практическое, дающее возможность старикам доживать свой век в здравой памяти, второе – духовное. Именно второе назначение я рассматриваю в 1997, объединив термином «духовные воспоминания» всё, что связывает человека с этой жизнью. Не могут, говорил Иисус, идти со мной те, кто не оставит своих близких. Буквально в цитате:

34 Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир
пришел Я принести, но меч,
      35 ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с
матерью ее, и невестку со свекровью ее.
      36 И враги человеку -- домашние его.
      37 Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня;
и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня;
      38 и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не
достоин Меня.
      39 Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради
Меня сбережет ее.
      40 Кто принимает вас, принимает Меня, а кто принимает Меня,
принимает Пославшего Меня;

О мече говорит Иисус, который даётся человеку, чтобы он отрубил им свои связи со всем, что традиционно считается в жизни очень важным и основополагающим для жизни.
Сейчас добавлю третью функцию чувства ностальгии – это средство управления человеком. Когда я жил в Москве и приезжал в Ковров, в котором прошли мои детские годы, то ловил себя на мысли, что  не испытываю тяги к родным местам, наоборот – идя по главной тогда улице Абельмана, где, в основном, дореволюционной постройки одно и двухэтажные дома,  я думал об убогости их, в сравнении с московскими многоэтажками. Какая мысль посылалась мне в голову, так я и думал. Москва с её театрами и библиотеками, ВУЗами, бульварами и парками уже стала мне как бы более родной, чем Ковров. Появились у меня в Москве места, где я чувствовал себя комфортно и которые потом хотел навестить. А вот Шуфутинский, оказавшись в Нью-Йорке, поет песню «Небоскребы, небоскребы… а я маленький такой». Ему посылается мысль о давлении на него, маленького человека, всей этой огромности строений. Однако можно догадаться о мысли, сообщаемой человеку таким способом: мысль такая, что поглощает цивилизация человека.
В 1997-м я думал лишь о моем пути к богу, ради которого надо расстаться со всем, что человеку дорого в этом мире. С Москвой я расстался, по воле Судьбы, принудительно, всем остальным миром пожертвовал сознательно, когда вступил на духовный путь. Всё, что привело меня на духовный Путь, осталось позади, а впереди – Бог, который больше всей моей родины, впереди – крушение цивилизации, о которой человечество думает как о смысле своего существования, впереди – преобразование условий бытия под формы нового человека. И всё это, как ни странно для меня, ложится (с земной стороны) на мои плечи, потому что я поднимаю то, что никому в голову не приходило поднимать: никто о смысле распятия Иисуса на Кресте не говорил, не говоря уже о том, чтобы образ распятия осмыслить  и преобразовать абстрактный образ в логику на своем примере.
Если я думаю о новых формах и новых условиях бытия, то нет у меня и предпосылок  ностальгировать по тому, что было. Сер.Ж. сейчас, прочтя у Ляпахина или еще у кого-то о старом ковровском мосте через Клязьму,  вспоминает с чувством ностальгии , какой это был замечательный деревянный мост. Да, был, я тоже его помню, купались мы  под этим мостом. Там были еще деревянные ледорезы перед опорами моста, с которых мальчишки прыгали в воду. А рядом была водная станция с вышкой для прыжков в воду. Прыгали мы с вышки, преодолевая страх. Много чего было, но надо же думать, если ты человек: для чего всё это было – и прошло?
Повторю: «Морис Хальбвакс в 1920-е годы поставил проблему социальной обусловленности памяти и выдвинул тезис о том, что воспоминания являются не репродукцией, а реконструкцией прежнего опыта человека. Из этого следует, что воспоминания, в том числе ностальгические, не в точности воспроизводят ход прошлых событий, а включают в себя субъективные оценки и ошибки того, кто вспоминает». Подтверждает он мою высказанную выше мысль о воспоминаниях, уточняя: я имел в виду воспоминания объективные с условной реконструкцией их, чтобы с пользой для себя улучшить в своем воображении происходящее, чем обычно люди и занимаются на старости лет. Однако вот может быть и так, что изменяются сами воспоминания  (реконструируются). Изменяются они у отрицательных Душ. Потому они и грехов своих не признают, что не помнят их. А не помнят потому, что Душа их на подсознательном плане заботливо вычеркивает их из памяти.


Рецензии
Спасибо! Замечательно! Впечатлило!

Ирина Маркова 4   04.02.2020 15:46     Заявить о нарушении