Судьба человека

Удивительная судьба человека - Александра Константиновича Сарбаша.
         13 марта 2018 года ему исполнилось 80 лет. От души поздравляем его с юбилеем! Желая ему крепкого здоровья, мы хотим напомнить о его заслугах. Александр Константинович является одним из первопроходцев Яхромской поймы. С 1961 года он участвовал в становлении Яхромского совхоза-техникума, и многие люди были свидетелями его восхождения от механизатора до директора совхоза.
         Двенадцать лет он проработал механизатором, затем стал бригадиром цеха овощеводства, а после ухода Маргариты Васильевны Макаровой его назначили агрономом (1973 – 1978 гг). В 1978 – 1984 гг Александр Константинович «с нуля» создавал тепличный комбинат, и вскоре стал начальником цеха овощеводства, а с 1987 по 2000 год он уже с успехом руководил Яхромским совхозом-техникумом. И всегда что-то придумывал, что-то изобретал, чтобы облегчить тяжелый труд работников сельского хозяйства.
       -Есть в нем какая-то «новаторская жилка», да и парнем всегда он был завидным, компанейским, обаятельным, пел, на гармошке играл. Девушки его всегда любили, - вспоминает его давний коллега В.М. Домащенко.
        Александра Константинович вспоминает о своих первых трудовых шагах, - Я был солдатом Советской Армии, когда нас впервые привезли на Яхромскую пойму для работы. Совхоз тогда только зарождался… После армии я решил здесь остаться – мне это всё очень интересным показалось. Пришел я тогда к первому директору Яхромского совхоза- техникума Ивану Андреевичу Щербакову и сказал: «Возьмите меня на работу!». Он тогда строго на меня посмотрел и говорит: «Вы опоздали, молодой человек, мы уже набрали людей!». Я вышел, подумал и опять вернулся к директору: «Вам же трактористы нужны! Давайте я организую ребят на учебу, и мы вернемся к вам уже с дипломами на работу!». На что услышал: «Ты откуда такой шустрый?!». Я ответил: «С Урала я, у нас все там такие…»
Вот так я выучился и начал работать в совхозе механизатором. Заочно окончил наш же техникум. Зимой, когда был посвободнее, преподавал студентам вождение трактора.
      Я всегда любил работать в поле: в 4 утра выезжал и до позднего вечера, только ближе к полуночи возвращался домой! Нина Васильевна Кудряшова про меня в Горкоме партии тогда говорила: «Объездила все поля – один Сарбаш на тракторе работает!»
      Начальство заметило мое рвение к работе – предложили мне бригадиром стать, тогда бригадир овощеводческой бригады Вера Сизова уехала. Вызвали меня в Горком и сказали: «Ты коммунист? Тогда – работай, где партия прикажет!». Очень не хотелось мне в начальники идти, я тогда хорошо зарабатывал на тракторе. Когда же я впервые принес своей жене Антонине первую бригадирскую зарплату в 30 рублей, она на меня посмотрела и тихо так произнесла: «Саша, как же мы теперь жить-то будем?!»
Ничего – хорошо жили. Затем меня опять продвигать по службе стали.                Теперь уже в агрономы совхоза-техникума прочили. Я опять попытался отказаться. Да еще прежний агроном Маргарита Васильевна Макарова меня предупреждала: «Не ходи в агрономы! Оставайся на земле, будешь бригадиром – героем станешь как А.И. Петрова, В.П. Зудина». Но, я же коммунист – пошел и в агрономы.
     Затем к 1980 году с «нуля» мы строили тепличный комбинат, сдавали один гектарник за другим. Потом уже, когда я был директором Яхромского совхоза-техникума, мой коллега, директор Краснодарского сельскохозяйственного предприятия, признался: «У нас таких вкусных огурцов и помидоров – нет! Не растут!»
Всегда, сколько я не работал на земле, мне было интересно изобретать. Еще когда я работал в животноводстве, смотрел, как доярки торф в корзинках таскали вручную. Тяжело же… Гружу я тогда торфом свой «шассик (трактор Т-16), и «трясу» им в нужном месте, разгружая торф.
Ученик великого Вильямса – Николай Николаевич Руднев, которому в то время было уже 90 лет, приезжал в Синьково и учил меня, как вести научную работу. Помогло!
     Сеяли мы тогда овощные культуры на пониженной скорости и для получения более высокой урожайности для междурядной обработки, придумал я «рабочие органы культиватора» - лучше, чем фреза оно работало. Это мое изобретение потом в городе Астрахани «всплыло»…
Затем «сажалку» сконструировал для посадки кочерыжек. Урожайность капусты сразу в 2 раза повысилась! Рассчитал я всё благодаря знаниям, которые мне дал Н.Н .Руднев: сколько удобрения под каждую кочерыжку надо положить. Мне тогда еще в совхозе за «сажалку» премию хотели выписать в 10 рублей, только мне как-то за себя обидно стало, и я отказался.     И тут меня с этим моим изобретением вызывают в Москву, в Министерство сельского хозяйства, предложили показать «сажалку» и выступить на совещании перед научными деятелями. Профессора меня тогда сильно хвалили, а Министерство сельского хозяйства рекомендовало директору совхоза-техникума, в то время им был В.Г. Суриков, премировать меня ни много ни мало 1000 рублей за счет фонда совхоза… Деньги, конечно, по тем временам огромные. Только я понимал, что это не только моя заслуга, и разделил эти деньги поровну между собой и людьми, которые мне помогали в моем изобретении: А.М. Павловым, механизаторами и женщинами-овощеводами. Так справедливо!»
      Александр Константинович Сарбаш рационализатор, талантливый руководитель, признанный художник и просто умный, добрый и обаятельный человек, имеющий медали «За трудовые отличия», «За освоение целины Нечерноземья», награжденный Орденом Ленина. Он относится к той плеяде людей, которых интересует только одно: «Чтобы земля плодоносила как можно лучше, радуя людей, трудящихся на ней, неслыханными урожаями!». Этому он посвятил всю свою 43-летнюю трудовую жизнь. Он настоящий патриот своей земли, так как в его трудовой книжке есть только одна запись места работы: Яхромский совхоз-техникум!
     С юбилеем Вас, удивительной судьбы человек! Пусть здоровье, успех и семейное благополучие всегда сопутствуют Вам и Вашим родным!


Рецензии