О бороде и усах

Исторические сведения можно извлекать из чего угодно. К примеру, из бороды и усов. Точнее, из их названий. На чеченском борода – маж. Производное из этого термина – можа («желтый»), то есть «цвета бороды». Усы по-чеченски – мекхаш, а ус – мекх. Это слово имеет общий корень с терминами мекха – «ржавчина» и мукх – «ячмень». А в ингушском языке эти два слова (ус и ячменный хлеб) совпадают побуквенно – мекх. То есть, цвет усов совпадает с цветом ржавчины и ячменя.
Что это все означает? А означает это, что в древности, когда складывался наш язык, нахчии были более светловолосыми, чем ныне. Иначе трудно объяснить, почему термины «борода» и «усы» у наших предков стали синонимами терминов «желтый», «рыжий» (цвет ржавчины) и «золотистый» (цвет ячменя).
 
Но и это не все. Ржавчина – это, скажем так, химический атрибут железа. Железный век на Кавказе, в том числе и на Северном, стал складываться в I тыс. до н.э. Значит, отмеченная нами лексика («мекха», «мекхаш», «мукх» и т.д.) нисходит, как минимум, к этой эпохе, т.е. к эпохе кобанской культуры. Однако ячмень появился на Кавказе еще в более далекие времена, в IV-III тыс. до н.э. По всей видимости, ржавчину наши предки назвали термином «мекха» по аналогии с ячменем и усами, из-за сходства в цвете всех трех этих объектов. Таким образом, нахчийские термины, которые мы разбираем, имеют очень древнюю, многотысячелетнюю историю.

Кстати, вот как историк и археолог Джеффри Бибб описывает наших предков (или близких исторических родственников) хурритов, которые в XVIII в. до н.э. завоевали Египет.

«…когда мимо деревни проходили группы хурритов, среди жителей начиналось оживление. С ними всегда шли колесницы. И если лошади и колесницы заставляли впечатлительных египетских юношей забыть обо всем на свете, возницы и копьеносцы вызывали такое же восхищение у деревенских девушек. Перед ними были совершенно другие люди… У многих из них были рыжие или светлые волосы и серые глаза» (Т.Дж. Бибб. Две тысячи лет до нашей эры. Эпоха Троянской войны, Исхода, Хаммурапи и Авраама, Тутанхамона и Рамзеса. М., 2011 г., стр. 154).


Рецензии