75. Ошибки патриархов

или "чему мы кланяемся?".

Читая жития святых, иногда хочется скрипеть зубами от досады - почему так? "Засвидетельствовано немало благодатных проявлений, свершившихся у гробницы Преподобного, на которой написаны тропарь и кондак ему" - каких проявлений? Есть святые "первой категории", в их житиях написано подробно о посмертных чудотворениях, каковые являются "гарантией качества" святого, что, мол, не лжепророк он, прославил таки его Господь. А этот (Максим Грек) - он "второй категории", про него не нужно писать подробно - чем его Господь прославил. Потому что и так понятно, что святой, раз пострадал...

От скрипения зубами доходишь до прямого хуления: а за что он пострадал, собственно?

"Когда великий князь намеревался расторгнуть свой брак с супругой Соломонией из-за ее неплодства, отважный исповедник Максим прислал князю "Главы поучительные к начальствующим правоверных", в которых он убедительно доказал, что положение обязывает князя не покоряться животным страстям. Преподобного Максима заключили в темницу. С того времени начался новый, многострадальный период жизни преподобного. Неточности, обнаруженные в переводах, были вменены преподобному Максиму в вину, как умышленная порча книг. Тяжело было преподобному в темнице, но среди страданий преподобный стяжал и великую милость Божию. К нему явился Ангел и сказал: "Терпи, старец! Этими муками избавишься вечных мук". В темнице преподобный старец написал углем на стене канон Святому Духу, который и ныне читается в Церкви: "Иже манною препитавый Израиля в пустыни древле, и душу мою, Владыко, Духа наполни Всесвятаго, яко да о Нем благоугодно служу Ти выну..."
Через шесть лет преподобного Максима освободили от тюремного заключения и послали под церковным запрещением в Тверь. Там он жил под надзором добродушного епископа Акакия, который милостиво обходился с невинно пострадавшим".

Ну так поделом и страдания, нужно было тихо-мирно уговорить Соломонию уйти в монастырь, освободив место "нормальной" супруге, которая в состоянии родить наследника, чтобы великий князь не разрывался на части между Богом и Богом: ну, должен быть наследник! Иначе какой смысл в земных трудах князя? Престолонаследие - это не "хитрая мулька" ради каких-то ненужных идеалов, это - живоносная жила для монарха, он же при жизни готовит почву для преемника, чтобы страна не понесла урон и так далее. И Господь (Помощник!) - помогает монархам, потому что Господь - Бог порядка, а не беспорядка. Стало быть, нужно было свести в любовь бесплодную Соломонию и великого князя, и отправить ее в монастырь, и женить его вторично, и благословить наследников, и Соломония чтобы молилась за всех них, вот это был бы подвиг! Вот это было бы дело, угодное Господу!

А Максим Грек взял, да и зарубил на корню дело жизни великого князя (обычные-то люди имеют свойство возлагать упование на награду за свои труды в наследниках, что говорить о власть предержащих?). Только логично, что Господь Максима Грека взял, да и посадил в тюрьму: око за око. Запер "животную похоть" князя? Ну, Я твою запру. Ты вместо Соломонии молись в застенках, а мог бы Мне ее отдать... И князь стал бы Мой - и твой, всеми фибрами души, сердца и всей жизнью. А так - озлобил только.

Не поэтому ли Ангел и утешал Максима Грека такими словами? "Ты не на словах паче всех грешный, как вы, люди, любите молиться. Ты НА САМОМ ДЕЛЕ навредил Господу! Поэтому - терпи! Страданиями умилостивишь Бога".

Не логично ли при таком прочтении ожидать более существенного подтверждения святости именно этого святого посмертными чудотворениями? А их - нет...
Отсюда и скрежет - что такое "канонизация", то бишь, прославление святого? Утверждение образца для поведения прочим: запрещать разводы! Нет уважительных поводов к разводам! А если Соломония бесплодна - скрипеть мозгами о духовной причине этого наказания Божия, потому что - от кого бесплодие? От Бога или от людей? Уж явно, что не от людей, значит, надо усиленно молить Бога открыть - почему Он так наказал великого князя?

Опять камень в огород Максима Грека - не надо было запретительное писать! Надо было молиться Господу, да проявил бы милость! Да подал бы княгине ребенка! А князя - уговаривать потерпеть и молиться. И ему, и Соломонии. Так, милосердием, а не угрозами, опять же могли бы приобрести Господу и князя, и супругу, и чад ихних будущих... Но - из жития слов не выкинешь.

Троичную логику! Срочно!

Как выбираться из подобных "осудительных" уловок?

Да тем же путем: всё, что описано в житиях, происходит "в течение времени". То, что рождено этими минутами или часами мучений - остается в вечности. В вечности остался путь: познал жизнь, отказался от нее, сунулся в неизведанное, получил затвор и - Господа (Ангелов Он не посылает кому попало, только возлюбленникам Своим), и его молитвами мы можем выбираться из собственных затруднений, какими бы мелкими они не были.

Господу ведь не подвиги от нас нужны...


Рецензии