Материализация настроения. Инструмент
Пятидесятые годы прошлого столетия. Лето. Жарко припекает солнышко. На улице, по которой ездят трамваи, дышать нечем. Редкие прохожие «плавятся» от жары, но упорно продолжают двигаться в нужном направлении, не догадываясь о том, что всего в десятке метрах от них есть спасительный от зноя, затенённый с трёх сторон духэтажным домом-бараком, милый дворик, где можно присесть и отдышаться, передохнуть от пекла...
Дворик живёт своей жизнью: у правого крыла дома вкопан стол и скамейки, где мужики «забивают козла», играя в домино; пара женщин развешивает постиранное бельё на верёвки, подпирая верёвки высокими палками-роготулинами, что бы бельё висело выше и не испачкалось от травы; у левого крыла барака вкопан круглый столик, вокруг которого на табуретках расположились женщины двумя группами - одна группа с увлечением вяжет, а другая - перерисовывает друг у друга схемы вышивок для думочек; в центре двора детвора лет пяти - семи с увлечением режется в «ножички» на клочке земли свободным от травы.
Играют не ножами, а напильниками - их удобнее бросать и они легче входят острым «носиком» в землю, позволяя хозяину прирезать кусочек отвоёванной земли из начерченного круга. Игра идёт с переменным успехом. Напильники часто заваливаются, натыкаясь на камни спрятанные в земле. Сегодня удача явно спряталась от пятилетней девчушки: у неё самый маленький нарез земли, а «носик» её напильника явно загнулся в сторону. Не везёт!
-Не играю! - сообщила девчушка, с огорчением оглядывая испорченный напильник. Зажав в руке вредничающий инструмент, она побрела со двора к сараям, где в это время собирались мужики и занимались своими мужскими обязанностями: пилили дрова, точили ножи, разбирали и ремонтировали всякий хлам, закусывали селёдочкой... Да мало ли забот у настоящих мужиков!
Девчушка брела вдоль сараев, заглядывая в каждый открытый, но то, что ей требовалось не находилось... Но вот она увидела своего основного поставщика старых напильников для игры в «ножички». Девчушка подошла к дяде, который собирался что-то ремонтировать и устанавливал какой-то станок в центре своего сарая.
-Здравствуйте, дядя Саша! Вот, - она протянула дяде руку с зажатым напильником.
-Здравствуй, коли не шутишь! - отозвался мужчина, взял у девочки напильник и с огорчением покачал головой, - кончились у меня все не нужные, стёртые напильники. Все тебе отдал. Это был последний... А в чём собственно дело? Что ты с ними делаешь?
Девочка, рассказала про игру, про загнувшийся «носик» и про проигрыш...
-Ну, эта беда - не беда! Я тебе помогу! Я тут как раз собрался ножи точить, вот и носик твоего напильника вылечим! - с этими словами дядя Саша надел кожаный фартук и повернулся к установленному станку. Наступил на деревянную педаль и стал нажимать на неё, как бабушка на швейной машинке. Огромное каменное серое колесо вверху станка закружилось. Дядя Саша поднёс напильник к вращающемуся камню, и вокруг рассыпался сноп искр! Девчушка стояла очарованная такой красотой. Через несколько минут всё кончилось. Дядя протянул ребёнку напильник с ровным острым носиком.
-На, бери, иди выигрывай! - улыбнулся мастер. Девчонка весело побежала во двор. Там игра была в полном разгаре. Девчушка, сжимая обновлённый напильник, встала в сторонке наблюдая за ходом игры.
К играющей детворе подошёл мальчишка постарше и стал ожидать окончания игры. Это был Вовка-рыжий, непререкаемый авторитет для малышни этого барака. Малышне с ним было интересно. Он был старше всех. Учился в школе, перешёл уже в третий класс! А самое главное он придумывал всегда интересные игры. Удивительное дело, но с этим заводным мальчишкой родители всегда отпускали своих малышей на разные забавы: то толпой носиться по всему району, играя в казаки-разбойники, то после сильнейшей грозы и ураганного ветра вылавливать из огромной общей лужи карасиков, выпущенных туда незадачливым рыбачком, то разыскивать потерявшегося кота бабы Нюры, сбежавшего от своих прямых обязанностей лечить хозяйкин радикулит по своим кошачьим делам... Вот и сейчас Вовка явно придумал что-то интересное, судя потому, что стоял с заговорщическим видом...
Игра окончилась. Победитель огласил двор воплем индейцев и сплясал победный танец по кругу захваченных земель. Когда ритуал был завершён, Вовка вступил в центр малышни и, заговорщицки подмигнув, предложил ещё раз сыграть в «ножички». Многие отвернулись: играть с Вовкой-рыжим бесполезно. Вовка всегда выигрывает. Понимая, что игра может не состояться, Вовка барским тоном произнёс:
-Кто выиграет, того свожу утром в кино и угощу мороженым! - Он позвенел мелочью в кармане, - мамка денег дала!
Очень заманчивое приглашение к игре! Но, согласились на него не многие — только два малыша по старше, уверенные в своих силах, так как они очень-очень редко выигрывали у Вовки, и, на удивление всех, девчушка с подточенным напильником. Ей просто очень хотелось в кино!
Игроки набраны. Круг начерчен новый и расчерчен на участки. Игра началась! Первый бросок тыком. Второй с ладошки. Третий тыльцом... Удивительное дело, но удача явно повернулась к девчушке! После каждого броска напильник втыкался в землю чётко перпендикулярно, отвоёвывая всё новые участки земли для своей хозяйки, а она гордо выкрикивала название очередного броска, всё азартнее и самозабвеннее играя в эту немудрённую дворовую игру малышни. Вскоре игра была окончена. Девчушка гордо подняла свой напильник над головой и протанцевала танец победителя по кругу, оглашая двор дичайшим визгом. А Вовка в растерянности смотрел на свой, подкачавший на сей раз напильник...
Утром довольная девчушка важно вышагивала с Вовкой-рыжим по тротуару вдоль трамвайных путей к кинотеатру. Там Вовка, как и обещал, купил два рожка мороженого. Один рожок дал девочке уже в зале, а второй смаковал сам. Свет погас. Экран ожил, на нём зацвёл яблоневый сад. Сказочная красота! Потом дядя на экране нарядился в водолазный костюм и его спустили на дно моря к затонувшему кораблю. Корабль оказался старым, гнилым и разваливающимся на части. Одна огромная часть отвалилась прямо на шланги, что тянулись от водолаза к поверхности и пережала их. Водолаз начал задыхаться. Весь фильм водолаза пытались спасти разные люди. В самом конце его спасли, и водолаз уже без снаряжения целовался с тётей в цветущем саду...
Как вы поняли, мои дорогие читатели, той пятилетней девчушкой из Измайловского дворика была когда-то я. На тот момент я была счастлива, что побывала в кино, в те времена это было редким везением! Но самый главный жизненный урок я усвоила на всю оставшуюся жизнь: инструмент должен быть на все случаи жизни и его надо держать в полной боевой готовности! Ведь окажись и у Вовки на момент игры заточенный напильник, я бы у него ни за что бы не выиграла и не побывала бы в кино!
Именно с того случая я трепетно отношусь к инструментам, храню их аккуратно и держу всегда в рабочем состоянии: а вдруг понадобится что-то и причём моментально. Такое случалось не единожды.
Несколько лет назад сын сопровождал меня в деловой поездке. На обратном пути увидели маленький магазинчик «Рукоделие». Зашли. На витрине увидела не знакомое приспособление. «Для вязания шнурков» гласила надпись на ценнике. Пока я раздумывала — пригодится ли мне это приспособление, сын купил его, показал мне и со словами: «Дома разберёшься!» - потянул меня к выходу.
Дома, в спокойной обстановке, я принялась за изучение этого приспособления. Учиться пришлось методом «тыка», так как все надписи на упаковке и собственно инструкция были написаны какой-то тарабарщиной, восточной вязью... Несколько дней провозившись с этим приспособлением, отправила его к инструментам до лучших времён... Другие дела наполнили мою жизнь своим разнообразием. Вскоре новое приобретение напрочь вылетело из моей непутёвой башки...
...Прошли годы. Мне потребовались пробойники. В их коробке увидела так и неосвоенное новое приспособление. Решила всё-таки разобраться с ним. Разобралась! Научилась плести шнуры! На радостях схватила клубок пряжи и связала четыре шнура.
-Ну и куда это добро пришпандорить? - пришла запоздалая мысль. Чуть не сломала себе голову, ища ответ на этот вопрос. Голова гудела, ответа не было, фантазия в отключке! Решила переключиться и занялась просмотром старых фото, сделанных ещё плёночным фотоаппаратом. В руках оказался альбом с фотками ярмарок. На глаза попались фото поделок мягких игрушек с ножками из верёвок. Вот оно решение вопроса! Я ринулась к шкафу: белый у меня только тёплый шарф! Давно его пора выбросить, да всё жалко - нравится он мне.
-Так пусть продолжает нравиться в другом виде, - отважно решила я и взяла в руки ножницы. Дальше руки творили самостоятельно.
Вот они и сотворили нового жителя Мурляндии.
Свидетельство о публикации №218070501269