Размышления на досуге

ПОДУМАТЬ О СЕБЕ
Мы бежим и бежим, а может, иногда надо и остановиться. А какие мы?
Лирический герой пушкинских стихотворений постоянно анализирует свои поступки, пристально вглядывается в глубину своей души, чтобы понять, что с ней происходит, как в стихотворении «Отцы пустынники».

Владыка дней моих! Дух праздности унылой,
Любоначалия, змеи сокрытой сей,
И празднословия не дай душе моей.
Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья,
Да брат мой от меня не примет осужденья,
И дух смирения, терпения, любви
И целомудрия мне в сердце оживи.

Праздность приводит к унынию, осуждение ближнего порождает зло, празднословие – пустоту. Но один из самых страшных пороков – «любоначалие», то есть исключительная любовь к самому себе, становящейся причиной недостойных человека поступков. Смирение и терпение – это великое умение ждать, это противоядие от озлобленности и нетерпимости, так терзающих души наших современников. Целомудрие – это нравственная чистота. В этом небольшом стихотворении сконцентрированы все лучшие мотивы лирики русского гения.

ОСТРОВОК СЧАСТЬЯ

Среди болота быта, скучного и серого, есть островки счастья. Это хорошо знала русская литература.
Лев Толстой был убежден, что лицо – это зеркало души. Роман «Война и мир». Город, занятый неприятелем. За столом француз Рамбаль, как бы мы сейчас сказали, - захватчик, и русский дворянин, решивший убить Наполеона. На столе – награбленные французами продукты и вино. Но все эти условности куда-то уходят – за рамки сцены, а в центре – счастливое лицо Рамбаля и ласковое – Пьера. Он говорит французу о своей любви к Наташе Ростовой. Заметим, что о подобных вещах обычно рассказывают только самым близким друзьям. А когда Безухов в разговоре с новым другом вспоминает о Наполеоне, его лицо принимает «преступное» выражение. Но речь не об этом. Кругом обезумевший от преступлений мир, а в маленькой комнате торжествует человеческое общение, способное победить вражду, злобу, ненависть и смерть. В этом пафос романа, его великая гуманистическая суть! Главное – это когда между людьми вспыхнет «искра настоящего человеческого общения», дружбы, родства душ. Пусть это только искра, но в ней смысл. Ради этого и живем, потому что она – островок счастья.


Рецензии