Священномученик Григорий Лебедев

Священномученик Григорий (Лебедев), епископ Шлиссельбургский.

Дни памяти:
Первое воскресение, начиная от 25.01/07.02 – Собор новомучеников и исповедников Российских
04/17.09 – день мученической кончины (1937 г.)

Священномученик епископ Григорий (Лебедев Александр Алексеевич) родился 12 ноября 1878 года в городе Коломне Московской губернии в семье в семье отца Алексия Михайловича Лебедева, протоиерея при Коломенском Успенском Брусенском женском монастыре, и его матушки Марии Феодоровны. Четыре его брата – Виктор, Николай, Сергий и Константин также в свое время стали священниками.
Говоря об отце Алексие, протоиерей Константин Лебедев подчеркивал: «Коломна — родина высокопреосвященного митрополита Московского Филарета (Дроздова). Неоднократно посещая ее, митрополит оказывал сильное и благодатное влияние на местное духовенство. Он прививал ему строгую церковность, пастырскую ревность и смирение, воспитав целую школу истинных пастырей. О священниках филаретовской школы шла добрая слава как о достойных высокого звания пастырях. К этой школе и принадлежал отец будущего епископа Григория».
Уже в ранние годы отрок Александр явил любовь к молитве, с радостью посещая продолжительные монастырские службы. Одна монахиня часто говорила о нем: «Этот будет архиереем».

Он окончил Коломенское Духовное училище.
Обучаясь в нем, Александр обнаружил блестящие способности. Ректором семинарии был назначен уставщиком и канонистом, благодаря чему возрастала его церковная настроенность.
В 1898 году окончил Московскую Духовную семинарию.
В 1898-99 годах был послушником в Бобреневом монастыре в Коломне.
В 1899 году поступил в Казанскую Духовную академию.
В 1903 году окончил ее курс со степенью кандидата Богословия.

С 1903 года по 1907 год проходил служение в Симбирске, в Симбирской Духовной семинарии в должности преподавателя гомилетики и литургики.
С 1907-го по 1918 год – в Москве. Преподаватель всеобщей и русской истории Московского Кадетского корпуса, Московской третьей гимназии, а затем инспектор Николаевского сиротского института.
С 1918 года – преподаватель 165-ой трудовой школы (бывшего Николаевского сиротского института) в Москве.
В 1919 году – заведующий почтовым сектором Главного лесного комитета.
Но неспокойно было на сердце у него: не мог он больше служить на мирском поприще, да еще и власти богопротивной. Верующая его душа бежала суеты и искала молитвы. И через два года, оставив суетные дела, принял он монашество.

Рождественским постом 1921 года, незадолго до великого праздника Рождества Христова, он был пострижен в мантию с именем Григорий в Смоленской Зосимовой пустыни Владимирской губернии епископом Сергиевским Варфоломеем (Ремовым). Там же под руководством старца Митрофана прошли первые месяцы его послушания.

Далее был важный и замечательный период его жизни, его духовного становления в Московском Свято-Данииловом монастыре.
Его родной брат протоиерей Константин Лебедев вспоминал о том периоде: «...он нес послушание в Московском Даниловом монастыре у старого церковного канониста, магистра Богословия епископа Волоколамского Феодора (Поздеевского). В обители инок Григорий был посвящен в иеродиакона, иеромонаха, а позднее получил сан архимандрита. Три года, проведенные в Даниловом монастыре, были наилучшей подготовкой к епископскому служению».

2 декабря 1923 года Святейшим Патриархом Тихоном он был хиротонисан во епископа Шлиссельбургского и Лодейнопольского, викария Петроградской епархии. Временно управляющий Детскосельским викариатством Петроградской епархии. Патриарх Тихон сказал о нем верующим Петрограда: «Посылаю вам жемчужину».
Получил известность среди прихожан своими проникновенными, благоговейными службами и блестящими проповедями. Будучи мягким и снисходительным человеком в личном общении, твердо отстаивал чистоту Православия, стойко боролся с обновленчеством.
С декабря 1923 года – наместник Александро-Невской Свято-Троицкой лавры в Петрограде.
Будучи наместником Александро-Невской лавры, владыка Григорий тесно сошелся с одним дивным ее насельником — иеромонахом Варнавой (Муравьевым), впоследствии старцем Серафимом Вырицким, почитаемым ныне Святой Церковью в лике преподобных.

Петроград тогда был как бы лишен на многие годы имени своего небесного покровителя и переименован в Ленинград.
И вот 6 декабря 1924 года в Ленинграде епископ Христов как наместник лавры был арестован «за неуплату налогов» и «продажу лаврской ризницы». Но не в том была главная его вина пред попущенной Богом властью, то был скорее только предлог. А причиной было то, что он «в жизнь лавры вдохнул жизнь. Многие из братий, живших в миру, вернулись в лавру... и верующий народ стал стекаться в дотоле пустые храмы». Так сообщал протоиерей Михаил Павлович Чельцов: «На суде он держал себя неожиданно, к удивлению всех, мужественно, отвечал безбоязненно, но любезно». Осужден был условно.
17 апреля 1925 года освобожден.

С декабря 1925-го по июнь 1926 года – временно управляющий Ленинградской епархией.

1 апреля 1927 года арестован и вместе с другими проходившими по "Делу епископов Григория (Лебедева) и Гавриила (Воеводина) и др. Ленинград, 1927 г." обвинялся в том, что "Лебедев и Воеводин, состоя епископами в Ленинграде, через совет богословско-пастырского училища, Де Кампо Сципион, Егоровых и др. слушателей Пастырского училища, в количестве 70 человек, состоящих преимущественно из дворянского сословия организовали кружок "Ревнителей Истинного Православия", на которых была возложена обязанность массового выступления при закрытии по требованию рабочих церквей, при передаче церквей от одного течения другому течению и т.д. Для этого слушателей училища подготовляли путем чтения лекций, явно натравливая против распоряжений и мероприятий соввласти. В результате такой подготовки организованная масса слушателей ходила по церквам и своей агитацией восстанавливала массу против советской власти".
Во время следствия содержался в доме предварительного заключения на улице Шпалерной в Ленинграде.
19 ноября 1927 года Владыка был освобожден под подписку о невыезде до выяснения существа дела.
Дело было закрыто только спустя год – 10 ноября.
10 ноября 1928 года владыка Григорий был осужден по статьям 58-10, 59-7 УК РСФСР по обвинению в том, что "Лебедев, состоя епископом через свою приближенную Де-Кампо-Сципион проводил контрреволюционную работу среди верующей массы, используя для этого религиозные предрассудки масс".
Приговор: за недостаточностью компрометирующего материала следственное дело прекратить и сдать в архив.

Епископ Шлиссельбургский Григорий после выхода июльской Декларации 1927 года перешел в оппозицию Заместителю Патриаршего Местоблюстителя митрополиту Сергию (Страгородскому), прекратил поминовение за Богослужением его имени, "пользуясь древним правом ставропигии, которое имела лавра". За Богослужением поминал только Местоблюстителя Патриаршего престола митрополита Крутицкого Петра (Полянского).
В Декларации митрополита Сергия среди прочего было сказано: «Выступления наших врагов не прекращаются: убийства, поджоги, налеты, взрывы и им подобные явления подпольной борьбы у нас у всех на глазах. Все это нарушает мирное течение жизни, созидая атмосферу взаимного недоверия и всяческих подозрений. Тем нужнее для нашей Церкви и тем обязательнее для нас всех, кому дороги ее интересы, кто желает вывести ее на путь легального и мирного существования, тем обязательнее для нас теперь показать, что мы, церковные деятели, не с врагами нашего Советского государства и не с безумными орудиями их интриг, а с нашим народом и Правительством». Эта Декларация была воспринята многими православными, воспитанными в монархическом духе при Богодарованной власти в годы правления святого Помазанника Христова Царя Николая II Александровича как нарушение церковных традиций. Советское государство ставило своей целью искоренение веры в Бога, а твердые души уповали на Христа, но не на соглашательство.

С 10 февраля 1928 года митрополитом Ленинградским стал владыка Серафим (Чичагов). Он вызвал своего викария епископа Григория Шлиссельбургского и поехал с ним по епархии. Владыка Серафим хорошо знал его по Свято-Даниилову монастырю как воспитанника архиепископа Феодора (Поздеевского), знал и его принципиальность и посему был очень заинтересован, чтобы тот потрудился вместе с ним. В поездке они имели достаточно времени обменяться своими взглядами на положение Церкви и возможность вести церковный корабль на выдвигаемых большевиками условиях. Владыка Григорий открыто заявил, что при таком положении работать он не может и желает уйти на покой. Вскоре владыка Серафим скрепя сердце расстался с ним.

В мае 1928 года владыка Григорий был назначен епископом Феодосийским, но от назначения отказался.
28 августа 1928 года уволен на покой "по причине расхождения в понимании церковной жизни епархии и ее нужд".
Оставил пост наместника лавры, служил тайно.

В 1928-31 годах проживал в Коломне.
С сентября 1931 года – в Москве.
В 1932-33 годах – в поселке Жаворонки Московской области.
В 1934-37 годах в городе Кашине Калининской области. Работал сторожем на птицефабрике, служил тайно.
Работал над Богословскими трудами, в том числе над комментариями к Евангелиям («Евангельские образы»; из них наиболее известна его работа «Благовестие святого евангелиста Марка (духовные размышления)»). Направлял письма своим духовным чадам. Продолжал находиться в оппозиции митрополиту Сергию.

16 апреля 1937 года арестован в Кашине и обвинен по статье 58-10 УК РСФСР по групповому "делу епископа Григория (Лебедева) и "фашистско-монархической организации" в том, что "являлся руководителем контрреволюционной группы фашистско-монархической организации в г. Кашине, у себя на квартире систематически проводил нелегальные сборища, на которых обсуждались а/с вопросы, занимался вербовкой новых членов в фашистско-монархическую организацию".

Чекисты вели тогда большое групповое «дело бывших насельников Даниловского монастыря» в Москве.
Началось оно арестом в Киржаче 9 января 1937 года архимандрита Данилова монастыря отца Симеона (Холмогорова), который подтвердил создание «подпольной Церкви истинно-православной веры» с домовыми храмами и скитами, во главе которой стоял епископ Феодор (Поздеевский), бывший настоятель монастыря, находившийся в это время в Сыктывкаре: «Мы считаем, что советская власть организованно уничтожает религию и насаждает безбожие среди верующих». Группы из трех-пяти проверенных верующих объединялись вокруг одного из архимандритов или иеромонахов Даниловского монастыря, тайно служили, не поминая советскую власть и не регистрируясь, молились за сосланное духовенство, помогали ему посылками и деньгами. Чтобы «сохранить и поддержать церковные кадры», настоятели этих общин совершали тайные постриги в монашество. Советчики боялись этого.
Одна из таких общин действовала в Кашине. Ее возглавлял архимандрит Поликарп (Соловьев), бывший наместник Даниилова монастыря, знакомый владыке Григорию с 1925 года. Знал он и другого даниловца – иеромонаха Исаакия (Бабикова), который, живя в Кашине, «все время проводил в чтении духовно-нравственных книг и в молитве». По словам владыки Григория, отец Исаакий бывал у него «два-три раза... в период моего приезда в Кашин на жительство... его интересовал вопрос об умной молитве». Епископа Григория отец Исаакий признал в составе своей «контрреволюционной группы», сознавшись в проведении «нелегальных сборищ», то есть Богослужений.
Арестованного Владыку допрашивали в апреле-мае три раза. Его показания отличались взвешенностью и твердостью. Когда следователь кричал на епископа Христова: «Вы скрываете от следствия целый ряд своих единомышленников по Кашину!», – тот спокойно ответил: «Все свои связи... я следствию назвал и больше их у меня нет».
После 10 мая на допрос его больше не вызывали, занявшись другими арестованными, в числе которых большинство было верующих мирян.
31 августа 1937 года следствие о «контрреволюционной монархической организации» на территории Калининской области было закончено.
3 сентября владыка Григорий, в числе пятидесяти человек, был приговорен тройкой при УНКВД СССР по Калининской области к расстрелу.
Казнь состоялась через четыре дня, 17 сентября в час ночи.

Священномученик епископ Григорий (Лебедев) канонизирован Архиерейским Собором Русской Православной Церкви, 13-16 августа 2000 года.

Литература:
1. Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 1917-1943: Сб. в 2-х частях/ Сост. М.Е. Губонин. М., 1994. С. 302-303, 450-451, 565-566, 581-582, 855, 970.
2. Мануил (Лемешевский В.В.), митр. Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 гг. (включительно). Erlangen, 1979-1989. Т. 2. С. 370-371.
3. Григорий (Лебедев), еп. Проповеди. "Благовестие святого евангелиста Марка": (Духовные размышления). Письма к духовным чадам/ Сост. В.В.Антонов. М., 1996. С. 3-15.
4. Осипова И.И. "Сквозь огнь мучений и воды слез...": Гонения на Истинно-Православную Церковь: По материалам следственных и лагерных дел заключенных. М.: Серебряные нити, 1998. С. 266.
5. Шкаровский М.В. Иосифлянство: течение в Русской Православной Церкви. СПб.: НИЦ "Мемориал", 1999. С. 282.
6. Синодик гонимых, умученных, в узах невинно пострадавших православных священно-церковнослужителей и мирян Санкт-Петербургской епархии: ХХ столетие. СПб., 1999. С. 7-8.
7. Книга памяти жертв политических репрессий Калининской области. Мартиролог 1937-1938. Т. 1. Тверь: "Альба", 2000. С. 255.
8. Выписка из журнала заседания Священного Синода Русской Православной Церкви от 16 июля 2005 г.
9. Автобиография архиепископа Леонтия Чилийского. Журнал «Русскiй Паломникъ», № 42.
10. http://www.msdm.ru
11. http://pstbi.ru

Документы:
1. ГА РФ. Ф.6343. Оп.1. Д.263. Том_Лист Л.78.
2. Список реабилитированных клириков и мирян Калининской обл.
3. Архив УФСБ по Тверской обл. Д.24937-с.
4. Архив УФСБ по Санкт-Петербургу и Ленинградской обл. Д.П-24095.


Рецензии