О бадштюбе и гильдии бадеров

Мы нынче отлично осведомлены о том, что такое джакузи, достаточно читали о римских термах, что-то слышали о японских горячих ваннах – офуро и турецком хамаме, хорошо представляем финскую сауну и, конечно, паримся со знанием дела в своей традиционной русской бане, а вот что из себя представляла баня в средневековье в Центральной Европе – она же бадштюбе и какие в ней были порядки, знают из нас наверняка считанные единицы!

Однажды мне пришлось быть свидетелем, как одно из земельных правительств цветущей Альпийской Республики, а именно правительство Каринтии, провело широкомасштабную, совершенно необычную акцию, в которой приняли участие от мала до велика целиком все жители одного из отлично сохранившихся средневековых городов Центральной Европы, Фризаха. Эта историческая акция называлась «Открытая сцена Европы». В течение четырех месяцев город жил буквально, как девятьсот лет назад. Повсюду на его улицах можно было видеть старинные лотки, торговые ряды, слышать скрип повозок, среди которых в разноголосой толпе пихались в аккуратных передничках экономки, крестьяне в тирольских шляпах с пером и рыцари в доспехах. Громко расхваливали свои товары ремесленники. Народ поголовно был разряжен в старинные костюмы, в ходу были, как и столетия назад, фризахские пфенниги (специально выпущенные по этому случаю деньги). Герольд в цветастом костюме то и дело возвещал волю какого-то неведомого, но влиятельного курфюрста.

Тут и там виднелись устрашающие средневековые орудия для наказания прохвостов и преступников. Например, в специальной железной клетке, подвешенной на вороте у крепостной стены, в любую погоду устраивалась «баня» провинившимся, их погружали в воду крепостного рва. Причем глубина погружения и продолжительность процедуры зависела от степени их вины.

Если бы не зеваки-туристы, можно было подумать, что все это просто снится. Особено сильное чувство обуревало по вечерам, когда город, погруженный во тьму, освещался исключительно факелами и свечами. На узеньких улочках его мелькали огромных размеров тени и слышалось непривычное для уха современного человека цоканье копыт лошадей по древней булыжной мостовой. В этом сне наяву можно было наряду с рыцарскими турнирами и веселыми пирушками познакомиться со старинными европейскими средневековыми банями – бадштюбе – и порядками в них.

Представьте только! Большая дубовая ванна в специальном сухом каменном полуподвальном помещении с толстыми стенами (во Фризахе одна из подобных бань в те времена располагалась при доминиканском монастыре), через которые извне не проникает ни единого звука. Массив стен и тишина давали посетителям, рыцарям и зажиточным горожанам чувство безопасности, столь редкое в те далекие времена. Аромат сухих целебных трав в пучках, развешанных в определенных местах, как то чебрец, зверобой, мята, ягоды малины и других, из которых тут же готовились бальзамы и настои, создавали атмосферу летнего июльского полдня где-нибудь на высокогорных лугах. Для утоления голода на ванну поперек клали широкую плаху – стол, на нее бадеры подавали пиво и закуски. В угол, между стенами и ванной для удобства работы мастера набивали себе солому.

Тепло чистейшей мягкой воды, ловкие руки умельца, сытый желудок и свет от свечей, колышущийся на неровной выразительной поверхности стен, повергал купающихся в состояние блаженства...

После бани в Рыцарском зале можно было поучаствовать в театрализованном ужине по-старинке, во время которого, кроме изощренных кушаний и напитков публику развлекали шуты, фокусники, гимнасты и танцовщицы.

Оказывается, в Центральной Европе в Средние века эти бани были очень популярны. Можно сказать, что были они в каждом средневековом городе. В Париже, например, в конце ХIII века насчитывалось 26 таких общественных бань, в ХУ веке в Ульме – 11, во Франкфурте – 15, в Вене – 29-ть. И дело это было не только полезным, но и прибыльным. Возможно, поэтому предприимчивые монастыри часто брали их под свой контроль. На цветной иллюстрации из старинной книги изображена типичная для того времени сцена в интеръере итальянской общественной бани в 1470 году. Здесь, казалось бы в благопристойной обстановке, ведь под присмотром самого короля (со скипетром) и архиерея, устроен сеанс коллективного соития. В изысканно убранном зале несколько пар обоих полов расположились в деревянных ванных, установленных в ряд на подиуме (очень похожи на известные сейчас японские традиционные купели). Явства подаются на длинную узкую столешницу, опертую на края ванн. Одному из посетителей банщик подвел обольстительную куртизанку, тот от радости аж всплеснул руками. Слева виден уголок соседнего помещения, где все приготовлено для финальной части. Играет музыкант, виляет хвостиком короткошерстная собачонка. Пары сходятся все ближе и ближе...

Однако, спустя какое-то время, когда общество стало терять последние приличия, официальная церковь осудила подобную практику, посчитав такой порядок безнравственным и традиция в этом виде приказала долго жить. В дальнейшем коллективные любовные утехи в общественных банях официально были запрещены, бани стали местом помывки и исцеления.
 
Заправляли в бадштюбе бадеры, по-нашему банщики. Правда, тех, средневековых банщиков можно смело считать еще и народными целителями и знахарями. Помывку посетителей они всегда сопровождали общим или специальным массажем. Всем желающим они делали популярное в то время кровопускание. В год, кстати, было принято делать от двух до четырех кровопусканий. Время для них определялось бадерами индивидуально, в зависимости от органа, беспокоившего посетителя, от фазы луны и, обязательно, с помощью гороскопа. Нуждающимся бадеры обрабатывали открытые опухоли и раны. Если не было поблизости хирургов, они самостоятельно делали даже ампутации.

Несмотря на все это, бадеры, часто, не имели никакого специального образования, но были все же объединены в профессиональные союзы – гильдии.

Нынче на смену бадерам в Европу давно пришла официальная медицина, почти полностью утратившая или отвергшая полезный опыт народных целителей. Жаль! Когда-то те же бадеры успешно помогали, например, беременным женщинам делать так называемый внешний поворот внутриутробного плода, находящегося в неправильном положении (головой кверху), современные же врачи полагаются исключительно на медицинскую технику и роженицам в таких случаях всегда делают вредное Кесарево сечение!

И все-таки у тех же австрийцев сохранилась часть традиции от старых бадштюбе, - в общественных саунах они до сих пор моются все вместе, что называется без зазрения совести – голышом и мужчины, и женщины. Хотя, конечно, есть сауны или определенные часы в небольших общественных саунах для «блюстителей» нравственности, тем более, что современное европейское общество - интернационально и в нем живут представители и таких культур, в которых женщинам не только совсем не позволено обнажать крошечные участки тела, но и просто разговаривать с незнакомыми мужчинами. А сами их мужчины, по крайней мере я знаю таких, избегая домашних скандалов, весело лгут женам, что моются только в окружении мужчин.


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.