Вильнюс - Смоленск

Поезд вздрогнул, будто пробудился от дрёмы, мягко тронулся с места и, оставляя позади залитую светом платформу, устремился в летящие навстречу сумерки. Вот и всё. Закончились деньки ещё одной незабываемой встречи, однако, грусти не было. Через пару недель будет новая встреча, а пока радость ожидания.
-Добрый вечер!
В купе вошла пожилая женщина, волоча за собой чемодан довольно внушительных размеров.
-Заболталась с приятельницей, вошла в вагон в последний момент... Будем попутчиками? Вы куда едете? Домой, в гости?
-В Минск, домой.
-И я домой, в Смоленск, два месяца дома не была. Меня зовут Зоя Ивановна. А Вас?
-Настя.
Зоя Ивановна с помощью Насти запихнула свою поклажу под полку, налила в стакан воды и стала следить за небольшой мушкой. Несчастной козявке очень хотелось сесть на колбу горящей настольной лампочки, обжегшись, она отлетала прочь... но тут же опять рвалась навстречу своим мучениям. Женщина вздохнула:
-Вот и мы так... Из-за своей глупой доверчивости часто принимаем огонь за уютный свет, кажущийся тёплым пристанищем, спасением от одиночества. Что Вы так смотрите? Или Вы не сгорали? Или Вас не предавали?
-Почему... отвергали, обжигалась не однажды... но если бы "сгорала" каждый раз, то и золы бы давно не было.
-Интересно. И как Вам удалось уцелеть? У меня не получается.
-Да, будет Вам... совсем не похожи на кучку пепла.
-Красавица, которая Вас провожала, она Вам кто?
-Давняя подруга.
-Литовка? Интересно, у Вас никакого прибалтийского акцента... и вообще никакого акцента, трудно понять... Хотя я специалист-лингвист... бывший.
-Беларуска, но много где пожила, поэтому никакого диалекта "подцепить" не успела.
-Смотрела на Вас с подругой и завидовала. Очень гармоничные отношения. Ездили к ней раны зализывать?
-Можно и так сказать...
-И всё-таки, как спасаетесь после предательства?
-Часто и предательства-то никакого нет, так как ничего и не было, что можно предать. Это только хотелось бы любить и дружить так... чтоб всем сердцем... а словом... попроще. Увы, нет. В жизни чаще всего наоборот: много говорено, да сказано мало... просто почудилось... бывает... А на самом деле, ты оказался не его(её) человеком или он(она) не твоим, или всё сразу... Пойми и вежливо отойди, не навязывайся пока непонимание в открытый конфликт не переросло. Тогда уж не просто подпорченные, но всё-таки мирные отношения, а устойчиво-неприязненные обеспечены. И со мной так поступают, что-то не понравилось - вежливо игнорируют. Я к этому нормально отношусь, иначе бы самолюбие, спутник непрошенный,  сплошь  в гнойниках было бы и невыносимо бы дёргало. 
-Как у Вас всё просто... Хотя, может это и мудро. Цветок этот купили в Литве или подарок?
-Подарок.
На подоконнике цветы-
остатки рая на земле.
Их каждый год мне даришь ты
в Варшаве, Питере, Литве -
везде найдёшь. Потом  горшок,
в нём фаленопсис - дорогой,
любимый с юности цветок,
везу я бережно домой.
Так повелось, что она мне каждый год, в память дня моей первой защиты, дарит фаленопсис. Я тогда накануне чуть по дурости не погибла, находилась в шоковом состоянии и мне было всё равно, что мои труды нескольких лет кто-нибудь просто прикарманит. Подруга пришла с цветком в горшке и сказала: не встанешь, я его выброшу в окно. А он был такой красивый, такой нежный...
-Да... подруга у Вас, что надо... Такую беречь нужно.
Зоя Ивановна порылась в сумочке и достала небольшой альбом с фотографиями.
-Вот. Это моя ещё школьная лучшая подруга. О-о-о! Такая дружба была, не разлей вода. Представляете, шестьдесят семь лет дружили...
-Здорово! Очень интересное лицо. А сейчас что...
-Нет-нет, жива и здорова по возрасту. Закончилась дружба вдруг и по странному поводу... два года не интересуемся друг другом, вообще...
Зоя Ивановна подозрительно зашмыгала носом, достала из кармана жакета носовой платочек и суетливо принялась промокать несуществующие капельки пота. Настя уставилась в окно, за которым из-за дождя и смотреть-то было нечего. Ей до слёз стало жалко немолодую и похоже давно одинокую женщину.
-Вы знаете, Настенька, у меня ведь, кроме Ниночки, и нет никого. Да-да. Её Нина Александровна зовут, Берёзкина... Она и всегда была нежная - русская берёзка. Так случилось, что я замуж не вышла, не смогла забыть первую любовь... а без любви, лишь бы... тоже не смогла. А у Ниночки муж и сыночек умерли... от гриппа. Они тогда все тяжело болели, она выкарабкалась, а их не спасли. Как бедная только вынесла. Я бы вслед ушла, а она вынесла... сильная. Погрузилась с головой в работу и знаете, придумали они тогда что-то от этого гриппа. Ниночка  микробиолог, вирусолог. Ничего в этом не понимаю.  Я  в Москве в училище имени Михаила Семёновича Щепкина преподавала. Не поверите, из каких картавых звёзды получились. Это мы потом с Ниночкой продали свои квартирки  и переехали в Смоленск. Живём в соседних подъездах. Были средства для путешествий, поездили... Но... теперь уж и не осталось ничего. Собственно из-за денег и поссорились. У Ниночки в Вязьме дальняя родственница есть, девочка совсем, влюбилась, забеременела...  А молодой человек этот задолжал деньги, несколько тысяч долларов. Кредиторы потребовали вернуть долг, а нечем... У нас с Ниночкой оставались ещё сбережения, как раз бы хватило выручить молодых. Пошли в банк, сняли деньги... а на остановке автобусной какой-то мальчишка вырвал у меня из рук сумку... с деньгами... Полиция никого и ничего не нашла. Жених удрал, а у родственницы той от переживаний выкидыш случился, когда её, как невесту должника, "на счётчик поставили".  Вот... И я оказалась виноватой. Надо было сумку крепче держать.
-Ну, как же так можно? Ерунда какая-то...
-Ерунда не ерунда, но получилось, что девочка жениха и ребёнка потеряла из-за меня.  Теперь с этим и живу... старуха никому ненужная...
-Зоя Ивановна, ни в чём Вы не виноваты. Не навешивайте на себя лишнего. Жених... если мог бросить её беременную, подставить и удрать, всё равно бросил бы когда-нибудь, нашёлся бы повод.
За разговором несколько часов пути пролетели незаметно, даже на границе не так муторно было ждать. Вот уже и пригород Минска.
-Настенька, я номер Вашего телефона просить не буду, а свои координаты очень хочу Вам предложить. Это мобильный, это домашний, а это адрес. Буду рада, если позвоните когда-нибудь.
Настя тоже номер своего телефона Зое Ивановне всё-таки оставила. Потом, ещё в такси,  позвонила своему хорошему знакомому, который был в МВД не последним человеком. И через минут десять ей пришло СМС с домашним телефоном Нины Александровны Берёзкиной, проживающей в городе Смоленске по соседству с Зоей Ивановной Смирновой.
День ничем особенным не отличался, разве что ужасно хотелось спать, зато ближе к вечеру раздался наконец звонок, которого Настя очень ждала и надеялась, что дождётся. Зоя Ивановна была радостно возбуждённой:
-Настенька, я так счастлива! Представляете, выхожу из вагона в Смоленске, а на перроне Ниночка... с цветами... меня встречает. Ну, и наплакались мы...
Настя слушала дрожащий голос Зои Ивановны и тоже плакала...
А за окном разлился потрясающий закат...
Как же хорошо, Господи, как же хорошо!!


Рецензии