Когда в детях исчезает нежность
Нежность в человеке- это необыкновенно тонкое чувство. Оно или проявляется в человеке или не проявляется в зависимости от того, в какой среде вырос человек, и кто его окружал.
Я позволю себе вставить вставку из рассказа «Нежность», как я играл с внуком.
«Мы сразу начинаем играть. Он убегает всегда на четвереньках, я тоже, уподобляюсь ему, и стараюсь догнать его на четвереньках! Он заливисто смеётся. Когда я догоняю его в каком -нибудь углу, я обнимаю его двумя руками, и на мгновение прижимаю к себе. Он вдруг замирает. Я обнимаю, целую его – длится секунды. Вот он уже высвобождается от меня, и снова играет с машинами, передвигая из по полу, по столам, по кроватям.
Мне снова удаётся поймать его и тоже на секунды. Я целую его ручки, ладошки, головку. И во мне возникает необыкновенная нежность к этому человечку.
Самое интересное в том, что никогда и ни к кому такой нежности не возникало, даже к любимой жене в первые годы нашей жизни. Эта нежность к ребёнку – односторонняя. А он либо принимает её, либо нет. Но всё равно в нём что-то остаётся, какие-то мгновенья, дальние уголки памяти захватывают эти мгновения и откладывают до будущих времён.
Быть может, от меня шла особая нежность, и он на секунды замирал, понимая, что это хорошо! Нежность и любовь, я считаю: вещи очень разные. Можно в человека вкладывать любовь, но не вкладывать нежность. И это понимаешь только с возрастом, причём, уже очень далёким, даже от средних лет!
Дети - искренни всегда, у них просто по-другому не бывает.
Конечно, я говорю о маленьких детях. Этот их возраст так быстро проходит, и возникает море забот, в которых нежность начинает растворяться, если она у вас, конечно, была».
Как-то другие мои внуки выросли вдали от меня, и у меня не было возможности их навещать, приезжая к их родителям. А в наш город с этим маленьким внуком его родители приезжали сами и, довольно, часто. Так я часто и играл с ним. Но что я стал замечать? Он иногда мог подойти сзади и ударить меня какой- нибудь игрушкой. Это было так неожиданно, что мне казалось, что я этого в его лице не заслужил. И от встречи к встрече его привычка делать мне больно становилась всё глубже. Почему? Некоторое время это было непонятно. Но всё дело в том, что жили они в другом городе, далеко от меня. И та их жизнь, неизвестная мне в каждый данный момент, была недоступна мне.
Родители купили ему планшет с играми, когда ему едва исполнилось три года, может быть и чуть раньше.
А в программах этих игр были включены герои как положительные, так и отрицательные. И между этими героями, естественно происходили конфликты. На экране перед ребёнком возникали драки: и добро побеждало зло. Это – общий итог русских народных сказок. И он переместился в фильмы, запрограммированные уже в современных героев: винтиков, шпунтиков, ну вы сами знаете.
Ещё были игры, представляющие собой гонки, где, чтобы победить, играющему ребёнку нужно было уничтожить часть других машин, участвующих в гонках. Или их перепрыгнуть, или взорвать. Вся беда в том, что молодые родители, покупая тот или иной планшет, не очень –то вдумываются в смысл этих игр. Родители сейчас таковы, что в детстве своём, они сами играли в подобные игры, конечно у кого были разные приставки.
И время, предоставляемое ребёнку для просмотра мультиков или игр, не ограничивалось. Ребёнок занят и- хорошо! Родители могли заняться своими делами. Есть семьи, мне знакомые, где регламент игр ребёнку строго ограничен. Один-два мультика в день и не более.
А у нас такого не было. Ребёнок живёт в этом мире, никто ему не объясняет, что здесь хорошо, и что здесь плохо. Когда мы раньше читали детям просто книжки, мы всегда выступали в ролях их героев, и объясняли детям, где плохой герой, злой, а где хороший и добрый. Такой подход закладывает в ребёнке правильное отношения к восприятию героев. Если он сам смотрит эти фильмы, то у него по-своему откладывается отношение к героям. Плохих нужно бить и уничтожать – это откладывается в его головке. Тут ничего не поделаешь. Мы сами строим его отношение к миру через эти фильмы.
Теперь мне становилось понятным: откуда такое отношение ко мне: он принимал меня за отрицательного героя и его агрессия по отношению ко мне была настоящей. И, неважно уже было, что ещё некоторое время я обнимал, целовал его и прижимал к себе.
Те нотки проявления моей нежности к нему быстро вытеснялись многочисленными просмотрами мультиков и за едой, и вне еды, и утром, и вечером.
Недовольство мною проявлялось и в других вариантах: если я был не согласен с ним по какому-либо поводу, то он начинал кричать, что это не так, и что я глупый. Эта неуравновешенность и даже агрессивность входили дома у него в норму, и его родителям это не казалось ненормальным. Но ему – только четыре года. А что будет дальше?
Ребёнку нельзя постоянно говорить: «Иди делай то-то». А он не хочет или ещё не может самостоятельно и до конца это сделать сам. Возникают слёзы, обида, и, наконец, агрессия.
Нужно абсолютное спокойствие в отношении с ребёнком. Ласка, личный пример, помощь –это инструменты доступности к нему в будущем. Нельзя покупать каждый день или часто игрушки ребёнку, пытаясь заслужить его внимание и расположение. Поверьте, это – на час или два и не более. Ценность игрушек не в их количестве, а, в какой-то мере в их поощрительности или, что ли в заслуженности. Но без произнесения этих фраз вслух!!
Ребёнок должен учиться понимать, что всякую игрушку нужно заслужить, иначе появляется превратное ощущение вседозволенности.
Самокат или велосипед - это хорошо. Ребёнок под присмотром, но он – один по отношению к окружающему пространству. Он ещё маленький и поглощён процессом катания и ничем больше. А когда же гулять с ним просто в парке, где есть пруд, уточки, лебеди, объясняя ему красоту и богатство природы. Без этого приобщения к природе нельзя никак! Он должен с детства воспринимать природу через родителей, а не только видеть их машину и город или лес через стекло автомобиля.
С ним нужно сесть порисовать, полепить игрушки из пластилина, вырабатывая у него усидчивость, интерес к этим занятиям. Можно уже давать прослушивать лёгкие музыкальные произведения, объясняя кто их написал. Возможно в ребёнке есть дар от природы воспринимать музыку, и это нужно вовремя заметить. Возможно этот дар проявится в рисовании или лепке, или в сборке каких-то конструкторов.
Вы рожаете себе ребёнка не для того, чтобы он просто вырос и стал кем-то. Это плохо! Испытано на собственных детях. Нужно пытаться увидеть будущее ребёнка через вас, через близкие отношения с ним, через любовь к нему.
А, если предоставить его планшетам или многочасовым просмотрам детских каналов телевидения, то его жестокость, его пока ещё детская агрессивность будет обеспечена.
И ни о какой нежности уже говорить не придётся.
Не бросайте ребёнка одного наедине с планшетами и телевизором. И ваша нежность и забота, вложенная в него, к вам никогда не вернётся. Помните об этом, пока он маленький!
Потом будет трудно найти причины жестокости или, я бы сказал, жестокосердности ребёнка, уже подросшего. И уж, конечно. никакой нежности к вам. Простите!
P.S. В моих детях тоже пропала та детская нежность, которую дала им их покойная мать. Она в них души не чаяла. А с пришедшими к ним их половинками их нежность не продолжилась. И мне очень жаль, что так не случилось. Но они не стали от этого агрессивными. Они стали замечательными людьми и достигли больших успехов. У них не было планшетов и детского канала ТВ. Они этого не знали и дети их не успели узнать. Но, тем не менее, во внуках (четырёх) нежности уже не было той, о которой я написал этот рассказ. Видимо, их суженные не были их половинками( не нашли) и созвучия душ не произошло!
5 июля 2018 год.
Свидетельство о публикации №218070501693
Марина Татарская 23.07.2018 16:35 Заявить о нарушении
Валерий Раппопорт 26.07.2018 10:38 Заявить о нарушении