Моника Беллуччи. Глава 8

ГЛАВА 8. О ДУХОВНОМ СМЫСЛЕ  ФИЛЬМА "ПОМНИ  ОБО МНЕ"".

Этот замечательный фильм Габриеле Муччино, появившийся в знаменательный 2003 год, знаменит прежде всего тем, что одну из главных его ролей сыграла Моника Беллуччи. Предлагаю вам посмотреть или пересмотреть этот  фильм, прежде, чем узнать его главную  "тайну". А тайна как бы и не предполагается: фильм можно отнести к реалистическим, он, конечно же, имеет  ряд параллельных смыслов, скрытых за перипетиями  изображаемой действительности.
Начать можно с того, что Моника - возможно, единственная в своём роде актриса, обладающая ангельской красотой. Её красота радостна, утешающа,  близка к совершенству. Сегодня я убедился, что фильм  придуман и снят "под неё" и для неё.
Итак, Алиссия в исполнении Моники - это ангел, который в ранней молодости любил другого ангела - Карло, которого исполняет уникальный актер Фабрицио Бентивольо, имеющий, в пару Монике, "птичье" лицо. Двум ангелам создать семью трудно, почти невозможно, и они расстались: он нашел себе "земную" женщину, которая, в принципе, "погасила" ангела - осудила и прекратила его литературное творчество, во многом связанное именно с Алиссией.
Фильм связан с крупными жизненными проблемами в семье Карло, которые ждут своего разрешения. Фильм предваряет фраза "Помни обо мне" - под неё герои просыпаются от своих снов в скучную действительность и вскоре получают некие перспективы: жене Джулии - неудавшейся актрисе - предлагают роль в спектакле, дочь Валентина "откликается" на предложение с телевидения; сын Паоло находится в глубоком личном кризисе и находит перспективу параллельно с "оживанием",  "освещением"  Карло как "сын своего отца". Очевидно, "помни обо мне" - фраза, обращенная к Богу, повторю, именно перед пробуждением, на границе между "духовным" и "действительным". И Бог откликается на просьбу (ангела Карло? обоих супругов, держащихся во сне за  остатки своей прежней "детородной" любви?): Карло встречает на "ассамблее" ангела Алиссию как раз в то время, когда его жена плачет в кино,  глядя на  рыдающего в голос буддистского монаха.
Отношения с "посланным"  Карло ангелом разворачиваются  параллельно с "положительными" шагами его домашних  на пути к счастью. Фильм построен по принципу "параллельных фрагментов", и это можно чётко проследить. Карло собирается звонить Алиссии и "натыкается"  на звонок Валентине её  нового неожиданного "друга"  с телевидения, помогающего ей в достижении "перспективы". Жена его в это самое время договаривается с режиссёром, "доверяющим своей интуиции".
При встрече Алиссия напоминает Карло их ангельские отношения в молодости, его творчество: их обоих,  особенно Алиссию, освещает яркий небесный свет (он - один из "ключей" к духовному подтексту!). После возобновления их любви Карло "в силу обстоятельств" сразу рвет со своей "рутинной" работой и готовится к новой жизни с Алисией в сердце,  заметно охладевая к своей жене,  "не замечая" её...
 Новая встреча с Алиссией связана с чтением  романа Карло (их снова освещает яркий свет!). Между прочим,  знаменательны их "интимные" отношения: целомудренно завернутые в простыни, они громко смеются и кричат в  восторге друг от  друга. Это поразительный и говорящий сам за себя образ! Помощь ангела поступает своим чередом: во время их встречи в результате скандала укрепляются и переходят на новый уровень отношения Джулии с режиссёром,  между ними возникает душевная близость и любовь, очевидно помогающая в творчестве. Очевидно продвигается дело и у Валентины: она встречает любовника, ставшего ее "протеже" на телевидении.
Ангелы, вновь связанные любовными отношениями, бросают вызов своей семейной рутине - остаются ночьи вместе. Всё идёт к их "окончательной" встрече, к перспективе их семейной жизни,  но силы "мира сего" не позволяют этого Карло - это и машина, сбивающая убегающего из дома  Карло (образ "механистического демона", подстерегающего и "бегающего" по улицам), и Джулия, хватающаяся за идею "семейного благополучия" и не позволяющая мужу по-настоящему любить. Преследуя его, она провоцирует столкновение Карло с машиной!
Что же ангел Алиссия? Она сохраняет свою любовь, свою радость, свой свет, пока Карло не  делают операцию. Во время операции благодать и свет от неё переходят к любимому (она неоднократно звонит ему на мобильный), и Карло становится светлым ангелом для своей семьи. Таким, каким его, возможно, помнила жена во время их первых отношений "после Алиссии", первой в него влюбленности. Знаменательно, что такой итог "спасения" любимого знаменует в завершении фильма "погасшая", грустная Алиссия. На вопрос этого счастливого человека-ангела: "Я чего-нибудь ещё стою?" -  она отвечает горьким словом "финиш" (то есть - "конец").
    Во время его тяжёлой болезни семья (прежде всего Паоло!) начинает обращаться  к Богу, у них всё улаживается (Паоло наконец-то "становится собой", что, кстати, начинается ещё во время  "возжигания" любви его отца к Алиссии, Валентина устраивается на телевидение, Джулия играет в спектакле). Любовь в семье возрождается и "нормализуется". Карло уже  не прежний "погасший ангел", но весёлый, добрый, любящий   муж и отец. Об этом ли "просил" Карло Бога в начале фильма, в уходящем сне (вспомните: "Помни обо мне!")?
Об  этом! Ведь Господь снова вернул ему Алиссию, о которой он почему-то снова забыл, вернул как раз на Рождество, и вернул не как любовницу, уже не как ангела-спасателя, но как любимого друга "на всю оставшуюся жизнь".
Но почему же так горька несчастливость Алиссии, отдавшей свои благодать и свет, потерявшей радость любви? Именно на Рождество она не замечает любви к ней детей, их счастья жизни с матерью, не замечает того, что встретила  своего "светлого ангела", своего Карло, и теперь уже его обязанность её спасти, теперь уже их любви ничего не препятствует! Она это поймет при встрече и забудет про "финиш": теперь уже в жизни у них вечный "старт" в  награду за самоотверженную любовь и служение Богу. Ведь не случайно счастливо улыбающийся  Карло в завершении фильма снова "говорит" Ему, глядя в рождественский фотокадр: "Помни обо мне!"
Господь всё устроит!

Повторю, что фильм Габриеле Муччино "Помни обо мне" -  истинный  перл и настоящее сокровище духовной культуры.

                12 декабря 2015 года.


Рецензии