Выпрямление имен. Книга 2. Глава 23

  .. Разоблаченная с утра,
  Сияет Белая гора,
  Как откровенье неземное...
               
   А.Тютчев




Сегодня 25 марта. Национальный праздник Греции. Будет к месту рассказать о посещении  в XVIII веке ученым Паласом Карасубазара, тамошних греков, татар и караимов.
Вот его записки: "Ближе к Карасубазару, влево от дороги, возвышается цепь меловых гор, тянущаяся до города более чем на восемь верст, и затем южнее она примыкает к так называемой  Ак-кая (Русские называют ее Ширинская гора, так как здесь было обычное место собрания ширинских мурз, часто восставших против правящих  тогда в Крыму ханов Гиреев)».
Не от названия ли скалы Ак-кая произошло слово окаянные, - подумалось мне. Читаю дальше: «...высокие горы, меловые и рухляковые, видимые из Карасубазара, примыкают одним концом к высоким лесистым древним горам, из которых вытекает ручей Индол......

Город  находится в очень низкой долине, сравнительно с окружающими со всех сторон возвышенностями и горами, а с западной стороны, где нет гор, долина понижается до ручья Сарис, через который проезжают по каменному мосту. Вследствие отражения солнечных лучей от близко лежащих с севера меловых гор летом здесь бывают невыносимые жары; зимой дождь, соединение нескольких ручьев и проведенных для поливки канав производят неописуемую грязь. Несмотря на то что в городе нет хорошей питьевой воды, он не считается нездоровым, но среди жителей редко встречаются с цветущими лицами. Улицы, как и во всех татарских городах, узки, неправильно расположены и задавлены стенами жилищ и дворов по сторонам. Несколько хороших домов, большие каменные лавки и мечети с их башнями придают некоторый вид Карасубазару особенно красивый, если смотреть с южной стороны горы вдоль ручья Тунаса,.....

В городе насчитывают двадцать три татарские мечети, три церкви, в их числе одна армяно-католическая. Жиды имеют синагогу. Торговых складов, или ханов, больших и малых — 23, лавок — 310, кофеен — 23 и 915 частных жилищ. Семь мельниц в самом городе и около него, работающих силой различных ручьев.
Аптека в городе когда-то была чуть ли не главной в Крыму. Ее сюда перевезли из  Ени-Кале и разместили в очень удобном доме с прекрасным садом, прежде принадлежащем генералу фон Розенбергу. Он был построен в верхней части города, у ручья Тунаса, для покойной императрицы, позже пожалованный ею со всеми  окружающими землями князю Безбородко. Позже в нем проживал известный греческий корсар Ламбро Качиони, перестроивший его".

На этом записки Паласса следует прервать и остановиться подробнее на корсаре. По легенде командир Греческого пограничного (кордонного) батальона Ламброс Кацонис (Ламбро Качиони) погиб в 1805 году в Балаклаве  от рук тайных агентов турецкого султана. Кто он такой? И откуда он взялся? Он родился в греческой Ливадии, пришел на русский флот со своим кораблем и его дружески приветили адмирал Спиридов и граф Орлов-Чесменский. Кацонис принимал активное участие в войнах с турками, а позднее, в составе албанского (греческого) войска переселился в Крым, где продолжил воинскую службу в Керчи-Еникале.

По аттестации генерал-майора П.С.Потемкина греки успешно действовали «очищая горы от самой Кефы через Качу и до Янисуля». Как известно, по ходатайству генерал фельдмаршала Г.А. Потемкина, Екатерина II отважному греку-моряку, кроме чина полковника и ордена Георгия, пожаловала до 20 тысяч десятин земли в Крыму, заездный дом императрицы близ Карасубазара в Тавриде и другие милости. Именно сюда прибыла и стала жить в этом небольшом крымском городе его семья. Здесь в Карасубазаре родился в 1804 году его младший сын Александр.
В Крыму полковник Кацонис начинает активно заниматься сельским хозяйством, прежде всего виноградарством. Местами его жительства стали Акмечеть (Симферополь), Карасубазар и Керчь. В 1805 году по пути домой Ламрос в возрасте 53-х  лет трагически и таинственно погиб. По версии следствия, он был отравлен  «на золото Турции» своим случайным попутчиком. Похоронен  был, предположительно, в Керчи. Обстоятельства его смерти до сих пор не ясны, официально не подтверждены. Могила утрачена, но поиск ее продолжается. Как говорили, он постоянно носил пистолеты заряженными, а всем советовал «.. у кого сила есть – носите и пушки за поясом». Вот так, а сам не уберегся.

Есть и другая версия по месту жительства и захоронению Кацониса (Качиони). Нашлась гравюра, художника де Палдо и гравера А.Я Колпашникова, издания 1805 года, на которой изображено поместье Ламбро Качиони (1752-1805) в Крыму, в Ливадии. К рисунку приписка: «Он был многим обязан Екатерине II, в частности, она пожаловала ему поместья в Крыму. Недалеко от Ялты Л.Качиони купил местечко Панас-Чаир, дал ему новое имя «Ливадия» в честь своего родного города и построил там усадьбу. Панас-чаир с татарского «Священный луг» и Ливадия с греческого тоже луг. Все совпало. Кстати, родина Кацониса располагалась в 120 километрах от Афин и недалеко от священного города Дельфы.
На новом месте он стал успешным промышленником, поставляя в Россию и на экспорт крымскую соль, пшеницу, ценные породы рыб и другие товары. Здесь же бывший пират построил в 1799 г. завод по производству виноградной водки.
Сколко раз я был в Ливадии, бродил по тропкам бывшего парка Панас-Чаир и знать не знал об истории корсара и его команды, в которую входил и мой однофамилиц Николай Чакиров.

Боевые соратники Ламброса по легкой каперской флотилии, прибывшие в Россию, осели в основном в районе Одессы.  Здесь они образовали греческую слободу Александровское. Корсары превратились в рыбаков-листригонов, в садовников, лелеющих на склонах гор солнечные виноградные кисти. Кстати, этим занялся и Чакиров Николай Иванович. После ухода со службы в 1811 году, он приобрел несколько фруктовых садов недалеко от Бахчисаря на реке Кача. Кстати, «качи» родовое имя киргизов. Уточняя, надо добавить, что участки земли Чакиров Николай, конечно, не купил, а получил за службу и случилось это, скорее всего, до его увольнения,  а точнее до смерти Л. Качиони в 1805 году. Ведь Качиони был первым командиром Балаклавского греческого батальона в Крыму и, скорее всего, он ходатайствовал о выделении участка Николаю Чакирову, бывшему своему подпоручику. Не исключено, что  в Крыму он и служил первое время.

Греки похищали в аулах шаловливых татарок с накрашенными кармином ногтями на пальцах рук и ног, свозили в Балаклаву волооких и тишайших девушек-караимок. Суворов, начальствуя в Крыму, хотел «осемьянить» греков, дабы они не вымерли, и потому не препятствовал «умыканиям». Об этом сохранился документ от 1778 года,  описанный в этюде Валентина Пикуля «Первый листригон Балаклавы». Когда Екатерина II была в Тавриде, то Потемкин выделил ей для конвоя амазонок из числа балаклавских жительниц. Женской ротой командовала гречанка красавица Елена Сарацаки.
В 1854 году греческий батальон насмерть стоял у Балаклавы, сдерживая бешеный натиск англо-французского десанта. Балаклава для греков была русской Спартой. Есть версия, что там и находится могила Кацониса.

Сын корсара Ликург Качиони с 1812 года служил на русском флоте, а в старости стал инспектором Керченского карантинана таможне. Внук корсара Александр Ликургович служил на Балтийском флоте, другой внук Николай Ликургович был офицером Таврической бригады пограничной стражи, кавалером двух боевых орденов, бронзовой медали в память войны 1853-1856 годов на Андреевской ленте.
Теснейшим образом связана с Крымом жизнь, служба и судьба младшего, менее известного сына полковника Ламброса Кацониса – Александра Ламбровича (1804-1865 года.). Он был смотрителем Симферопольского уездного училища. В 1854 году  избирался предводителем дворянства Симферопольского уезда.

 После них осталось потомство, в котором можно встретить и правнука Ламброса, писателя Спиридона Александровича Качиони. Он родился в Феодосии в 1858 году. В 1879 году окончил Симферопольскую гимназию, затем юридический факультет Императорского Санкт-Петербургского университета, служил в судах Подольской и Астраханской губерний, позднее был товарищем, то есть заместителем председателя Петербургского окружного суда. Эта служба и дала писателю материал для его судебно-бытовых литературных очерков.
Сотрудничал писатель и в юмористических журналах, но главным его делом всё-таки стали проза и книги  Проживал в основном в Карасубазаре, был свояком художника И.К. Айвазовского. Про художника сказано:  «Разведенный с первою женою от законного брака по указу Эчмиадзинского Синода от 30 мая 1877 г. № 1361, вступил вторично в законный брак с женою феодосийского купца вдовою Анной Мкртчян Саркизовой, оба армяно-григорианского исповедания. Посаженым их отцом был карасубазарский купец Емельян Христофорович Мурзаев”.

В 1914-м вышел первый том Собрания сочинений С.А.Качиони. После 1917-го он тоже неоднократно публиковался. Наиболее известная его книга « В дебрях Крыма». Умер Спиридон Александрович в Ленинграде не ранее 1931 года (точная дата не установлена). В материалах об авторе упоминаются дочь Качиони Лидия  и его сын Сергей, продолживший писательскую деятельность отца. История и дела семьи Ламброса Кацониса несомненно были известны семье Чакировых. Этому способствовало и то, что в Карасубазаре проживали многие члены семьи бывшего корсара. Не исключено, что и предки Чакировых были в его команде и потому разместились с ним рядом. Об этом будет отдельный разговор.

Вернемся к запискам путешественника Паласса: «В Карасубазаре проживало: мужского пола тысяча пятьсот, из которых почти тысяча татар, более двухсот — жидов, большей частью талмудисты; столько же армян, из которых менее половины — католики; около ста греков и очень мало русских. Женщин не более тысячи. Различных национальностей иностранцев: греков, армян, итальянцев, жидов и русских — считают около двухсот".
Трудно сказать причислял ли Паласс к населению стоявший в то время в городе  гарнизон драгунского полка, который вне города имел казармы и конюшни.
"Окружающие деревни доставляют в город свои произведения и поддерживают торговлю, поэтому цены на товары здесь более умеренны, чем в других местах. В городе имеется также довольно много ремесленников и фабрик сафьяновых и кожевенных изделий, свечных, мыловаренных, горшечных, кирпичных, черепичных заводов, кузниц и т.д. Сады дают в изобилии плоды и овощи, много плодов доставляют и деревни. Осенью — такое изобилие винограда, что жители, особенно жиды, находят выгодным давить его и выделывать вино, для чего употребляют выделанные из целого известняка давильные чаны. Различного рода скот продается в большом количестве и дешево еженедельно на базаре.

Здесь очень много строят из кирпича — сырца большого размера, из которого работа гораздо скорее, дешевле и прочнее, чем из вальков с глиной и соломой, отнимающей много времени. Чем более кирпич-сырец лежал на воздухе, тем крепче и прочнее будут стены. С тех пор как русские сделались владетелями Крыма, они как здесь, так и в других местах, значительно обобрали тесаные камни с татарских кладбищ, употребляя их для постройки домов, в особенности в Карасубазаре. Вся местность между Большим и Малым Карасу дает превосходный известковый камень для построек и других надобностей из находящихся здесь на большом пространстве и как бы вылитых в один кусок известковых пластов, из которых можно выпиливать самые большие колонны и рабочие камни.....

У Малого Карасу дорога поворачивает на юго-восток. Берег реки по обеим сторонам состоит из известняка, в котором видны несколько вымытых водой пещер. По ту сторону берег повышается вправо и в двенадцати верстах от Карасубазара образует высокий хребет известкового пласта, который, как уже было упомянуто, тянется вокруг обширной долины Карасубазара. Ближайшая часть этого хребта, очень лесистая, круто спускающаяся со стороны долины, называется Уссун-Алан. С ее вершины, часто покрытой облаками, открывается широкий кругозор не только на всю плоскость долины Карасубазара и севернее, на предгорье и неизмеримые равнины Арабата, но и за Сивашом, на Азовском море и северо-восточнее, на Керченский полуостров. Только с востока этот обширный, выше всякого воображения, великолепный вид ограничивается лежащей у Ески-Крыма высокой горой Агермыш вблизи лесистой цепи гор, на которой расположен армянский монастырь, а с юга — высокими горами около Ускюта. Горы состоят из известковых пластов, часто лежащих близко к поверхности, покрыты чудесной травой и цветами, а также густым дровяным смешанным лесом.

Владелец одной горы генерал граф Каховский провел через этот лес много дорог, удобных и для езды в экипажах; его можно было бы легко преобразовать в увеселительный парк. На одной из примыкающих высот был, вероятно, армянский монастырь, следы которого еще видны. Из лесных и плодовых деревьев есть дубы, грабы, липы, осины, зимние и летние грушевые деревья, дикие яблони и вишни, круглые сливы, терновник, орешник  кизил, глоч, калина, бирючина, Cotinus, различные виды Evonimus europaens и т.д., растущие смешанно с диким виноградом и ежевикой.....
На одной из гор  находится прекрасное поместье графа Каховского в расстоянии приблизительно четырнадцати верст от Карасубазара, называющееся Азамат, заключающее более десяти тысяч десятин лучшей пахотной и пастбищной земли, к которому также принадлежат две деревни, одна русская и одна ногайская, называемая Мелек, имеющая пятьсот человек населения. Мимо нее дорога проходит, повышаясь понемногу к станции Бурундук (в двадцати пяти верстах от Карасубазара), лежащей на берегу ручья Булганак, впадающем вместе с ручьем Арчил в Сиваш.

Здесь я оставил почтовую дорогу, ведущую в Кафу и Керчь через Ески-Крым, и направился через горы на юг в Судак....  В Кишлау прежде стоял полк легкой кавалерии, его казарма и конюшни уже развалились, но около полкового штаба остаются еще следы сада.
За Индолом горы поднимаются все выше, сближаются и кое-где покрыты лесом, особенно лежащие у протекающего ручья Суок-сала, впадающего в Ендол...  У ручья Суок-сала основана большая деревня для отставных солдат и матросов, эти земли очень плодородны и лесисты"
Уже из другого источника стало известно, что по указу императрицы Екатерины II от 1779 года в Карасубазаре был учрежден римско-католический суд. По архивным документам, к ведомству данного суда относились не только армяне- католики, но и армяне-григориане, и греки. Суд вел уголовные и гражданские дела; выдавал паспорта для выезда за пределы Таврической области сроком на полгода и год; выдавал свидетельства и билеты на право торговли; обеспечивал гербовой бумагой. За все получал необходимы финансовые сборы. Кроме того на суде лежали опекунские дела и фискальная деятельность по взиманию с населения податей и повинностей. В 1804 году в городе проживало 417 армян и греков. В это время из Нахичивани в Карасубазар переехало 30 армян.

По рассматриваемой справке о суде прошли: Таврический гражданский губернатор Д.В. Нарышкин, сборщик податей Осип Ананьев, купец Усен Бабиев. Карасубазарский полицмейстер Ященков, Херсонский военный губернатор дюк де Ришелье, купец Ованес Лусиганов. Суд существовал до 1869 года.
В свое время суд принял участие в судьбе армянского священника Минаса Медици. Уроженец Трапезунда, он был монахом армяно-католического монастыря мхитаристов на острове св. Лазаря в Венеции. Значительную часть своей жизни прожил в Крыму, в городе Карасубазаре.  В начале 1821 года Минас прибыл из Вены в Феодосию, где статский советник, феодосийский градоначальник Перовский выдал ему паспорт. В 1821 году председатель Карасубазарского римско католического суда засвидетельствовал на копии паспорта: «Что сия копия пашпорта в Карасубазарском римско католическом суде по сличении с подлинным от слова до слова оказалась во всем верна в том суде сей подписом и приложением казенной печати свидетельствует».

Исполняющий обязанности Таврического гражданского губернатора Иван Дмитриевич Тодоров направил приказ карасубазарскому полицмейстеру Ященкову за № 2078 от 6 июня 1821 года проверить чем занимается этот армянин и как себя ведет. 16 июня 1821 года карасубазарский полицмейстер Ященков сообщил, что «о католическом иеромонахе Минасе Медици разведывал я скрытным образом и что он сначала его прибытия в здешний город с пашпортом от феодосийского градоначальника г. статского советника и кавалера Перовского данным 10-го дня сего года за № 32-м жительствует в доме церковном католической церкви принадлежащем, ведет себя весьма честно. Занимается чтением книг, обучением католических детей по армянски, и всегда бывает в церкви, имея здесь родственников из армяно католиков, весьма ученым и в церковном служении знающим».
 Свое знаменитое путешествие, описанное в книге «Путешествие в Польшу и другие места, населенные армянами, выходцами из древнего столичного города Ани», Минас Медици совершил в 1825 году. Сама книга была издана в 1830 году в Венеции на староармянском языке. В 1846 году Минас Медици, находившийся уже в преклонном возрасте, навсегда покинул Крымский полуостров.


Рецензии