Предисловие

Дорогие читатели!
Скоро уже исполнится полвека тому, как о глобальных кризисных явлениях цивилизации заговорили с «самых высоких трибун политики самого высокого ранга». Все предупреждения, звучащие ранее, из уст учёных, философов, журналистов и писателей, мы считали, и многие до сих пор считают, – «сгущением красок»! – А теперь и вовсе – «политикой и борьбой экономических интересов». Всей Мудрости Мира – не хватает для того, чтобы люди, в своей массе, серьёзно отнеслись к тому, что уже – «непосредственно нависает над их головами».
Раз Миру не хватает собственной Мудрости, то, возможно, есть смысл обратиться к тому, что превышает всю Мудрость Мира – к Премудрости, началом которой, как известно, является – Страх Господень!
Главной задачей этой книги, помимо остальных, тоже имеющих большое общественно-психологическое значение, автор видит или хотел бы видеть, если получилось, а судить вы можете об этом только сами, пробуждение – «внутреннего ощущения приближения завершения исторического времени»! [1] – Нет! Упаси Бог, - не Конца Света! - а того Последнего Времени, которое наступило с приходом Спасителя Мира. Вспомните Его слова: - «Пока не видели Меня, - имели извинение в грехах своих! Теперь же, и видели, и не приняли! - И более не имеют оправданий в своём недостоинстве».

[1] Того, что в христианской аскетике называется – «памятованием о смерти» или «смертной памятью».

Истекают сроки, «отпущенные каждому человеку», для оправдания перед своею совестью. Современному поколению всё труднее достаётся счастливая возможность – «жить каждому в “мире и ладе” с самим собой». Ещё сложнее это буде сделать поколениям последствующим нам! И, тем не менее, чему-то, по-настоящему, по-евангельски, совестливому и нравственному, всё труднее достучаться до нас. Особенно тому, что выдерживает сравнение с Нравственным Абсолютом - Голгофским Крестом Иисуса Христа.
Предлагаемая книга отличается от всех прочих книг по философии по целому ряду моментов:
- Во-первых, автор, хоть и вслед за многими, но идя гораздо далее них, до полного логического завершения этого исходного посыла, принимает за основу то, что в отличие от большинства других гуманитарных наук – «философия возникла, живёт, развивается как совокупность взглядов, концепций, систем, учений, подчас существенно отличающихся друг от друга. То есть - философии как жёсткой системы идей и принципов, единственно верной на все времена, не было и никогда не будет. Единство философии как науки и как учебной дисциплины - в единстве вопросов, проблем, которыми она занимается», которые, на протяжении более чем двух тысячелетий, можно назвать поиском истины. Но сама «трактовка этих вопросов многообразна, меняется с каждой исторической эпохой, с появлением выдающихся мыслителей». В этом смысле философия по самой своей сути имеет нравственный характер. Почему вполне правомерно и называется – «любовью к Мудрости». - Вся истории философской мысли - это история поиска философского основания для единства «сознаний»! – Что не может не сближать философию с «евангельской духовностью».
Во-вторых, именно по этой причине, имеет смысл предложить философии поиск не просто истины – истины, которая есть «что»! – а Должной Истины, которая есть Кто. Предложить философии не просто любовь к Мудрости, а любовь к Премудрости, которая есть Любовь!! – То есть поискать любовь к Любви, каковая и выражает идиоматическую суть Христианской Философии. – А любовь к Любви начинается со страха перед возможностью быть безнравственным!!!
Наибольшее внимание книга уделяет размышлениям о современных интерпретациях фундаментальных вопросов философии:
- не столько сущностных, сколько аксиологических свойств «бытия» и «сознания»;
- не столько «человеку в мире», сколько «миру в человеке», проявляя онтологические аспекты «внутреннего мира человека», сквозь его обычное психологическое восприятие;
- не столько формам жизнедеятельности и их феноменологическому содержанию, сколько ноумену содержания этих форм, познаваемому лишь в пределах их нравственной феноменологии и нравственного качества;
- не столько знанию и «познанию», сколько вере и «духовности»;
- не столько социуму и социоэтике, сколько психике и совести; и т.д.
Автор особенно внимателен к новейшим достижениям естественных и общественных наук, но считает своей главной задачей - показать Христианскую Философию как нравственный ориентир, как в мировоззренческом, так и в методологическом плане. Это выражается, в частности, в том, что учебник содержит специальный раздел, посвященный генезису и структуре «созерцания» как нравственного познания.
Вероятно, что достоинством учебника читатель посчитает анализ современных философских проблем, выдвигаемых нынешним этапом технологического и экономического преобразования культуры и социума, которые считаются многими явным «духовным прогрессом общества». Попытаемся дать нравственную оценку этим мнениям – проверить истинность их «духовности». Эти проблемы отражены в разделах, посвященных вопросам культуры, цивилизации, постиндустриальному обществу, взаимодействию философии с идеологией, религией, правом.
Надеюсь, что этот учебник поможет читателю составить достаточно целостное представление о предмете этой синтетической богословско-философской науки, возникновение которой было вызвано нарастающей необходимостью спасения самой цивилизации, путём возобновления «активного общения» современного «сознания» и Христианского Откровения.


Рецензии