Бизнес на грани жизни и смерти

                Бизнес на грани жизни и смерти.


Оглавление.

1. Волка ноги кормят.
2. Опять дочерняя фирма.
3. Налаживание работы на "ВИС-Снабе".
4. Сверх выгодный договор.
5. Эх, Юра, Юра.




                1. Волка ноги кормят.

   После вынужденного ухода с «ВАЗ-Экспресс-Сервиса» в ноябре 1995-го года, я оказался вне фирм и без зарплаты. Чтобы добыть деньги на кормёжку семьи, я занялся в одиночку перепродажей ВАЗовских автозапчастей, благо у меня уже был четырёхлетний опыт работы в этой сфере. Для меня началось «автономное плавание» по бурному рынку автозапчастей, который был весьма небезопасен.

   К этому времени вокруг ВАЗа и по окраинам Тольятти уже обосновалось множество фирм, торгующих вазовскими запчастями. Некоторые из них имели прямой доступ на ВАЗ, откуда и получали запчасти по вазовской цене, а другие могли только перекупать запчасти у первых. Разброс цен у перекупщиков различался порой на 50 - 80 %, это давало мне возможность перепродавать целыми партиями «ходовые» запчасти от «дешёвых фирм» к «дорогим» и частично малыми партиями - на «железный рынок». На «железном рынке» у меня нашлось трое – четверо знакомых парней, среди них был и Юра Белозёрцев. Я стал  сдавать им на продажу свои «малые партии». Из всех моих знакомых наиболее успешно на рынке торговал Юра. Деньги он отдавал чаще всего сразу при получении товара, а если товар был не очень ходовой, то мы согласовывали срок и он отдавал деньги точно в назначенную дату. Работать с таким партнёром было приятно и надёжно.

   С Юрой Белозёрцевым меня познакомил Игорь Литвинов в 1995 году, когда я ещё работал директором по коммерции на «ВАЗ-Экспресс-Сервисе» (ВЭСе).  Игорь с Валерой Беловым были тогда «вольными предпринимателями» и иногда заезжали к нам на ВЭС и выписывали у нас запчасти малыми партиями (сколько вмещалось в их «четвёрку») и увозили их продавать в основном на «железный рынок». Сбывали быстро и уже, как правило, на следующий день приезжали, сдавали выручку и загружали новую партию ходовых запчастей. Однажды к нам на «ВЭС» поступила с «ГЦЗЧ ВАЗа» (Головной центр запасных частей ВАЗа) партия движков и к ним отдельно шли КПП (коробки переключения передач). Пришёл целый КАМАЗ-фура. Я пошёл на склад, в это время на складе что-то получали Игорь и Валера. Увидев движки и КПП, они предложили мне продать это всё сразу в Москву их проверенным партнёрам. Я дал предварительное согласие, попросил согласовать с их партнёрами цены и сообщить мне. Часа через два они подтвердили готовность москвичей купить это всё по весьма приличной цене. Обговорили и долю Игоря с Валерой. Наш Генеральный дал согласие на эту сделку при условии, если машина и шофёр будут наши (от «ВЭС») и я лично буду участвовать при продаже всех движков и буду сразу забирать нашу долю выручки. Гендиректор возложил на меня полную ответственность за возврат денег на фирму. Обсудили, согласовали, приняли к исполнению.
 
   На следующий день с утра на складе загрузили нашу фуру и после обеда мы поехали тремя машинами в Москву: фура с экспедитором, Валерка с Игорем на «четвёрке» и я с водителем и охранником на «семёрке». Перед отъездом Игорь предложил пару КПП завезти к своему знакомому Юре на «железный рынок» и получить от него аванс наличными на дорожку. Я согласился – наличные деньги в дороге всегда могут понадобиться. Там на «железном рынке» они и познакомили меня с Юрой. Это знакомство пригодилось мне и позже на «ВИС-Снабе».
 
   Сделка с москвичами прошла успешно, за первый же день мы всё сдали в три магазина, получили и разделили деньги и благополучно через сутки вернулись домой с деньгами и без происшествий.


                2. Опять дочерняя фирма.

   Возвращаюсь к начатой теме. Меня «ушли» из «ВЭСа» в конце ноября 1995 года. Конец этого года и начало 1996 года я «крутился» с запчастями только единолично. Однажды в феврале, выгружая свои запчасти на склад фирмы «ВАЗ-лифтинг», я встретил там Ховрина Александра Николаевича – бывшего коллегу с «ВЭСа» («ВАЗ-Экспресс-Сервиса»), где он при мне работал замом генерального директора - директор по производству. Оказалось, что его тоже «ушли» с «ВЭСа» и он уже работает в «ВИС-Снабе» (ООО «ВАЗ-Интер-Сервис – Снаб») замом коммерческого директора. Ховрин рассказал, что он весьма хорошо устроился, что у него хорошая зарплата, что генеральный – его приятель по институту, что у фирмы хорошие перспективы и сразу позвал меня к себе помощником. Я в принципе согласился. Он сказал, что завтра согласует это с генеральным и с шефом. Через день он позвонил мне, сказал: «Подъезжай, пока генеральный здесь». Я приехал, побеседовали, меня приняли начальником коммерческого отдела по организации реализации запчастей. Я поступал в прямое подчинение Ховрина А.Н. – заместителя коммерческого директора по работе с запчастями. А начальником Ховрина был Базаев Александр Владимирович – коммерческий директор ООО «ВИС-Снаб».
 
   Я приступил к работе с 1-го марта 1996 года. В конце первого дня работы Ховрин позвал меня к себе домой на «информационно-ознакомительную беседу». За коньячком он меня проинформировал, что генеральный директор фирмы Нестеров Андрей Владимирович является сыном Нестерова Владимира Александровича – директора ВАЗа по безопасности и правопорядку. Все квоты по машинам и запчастям, выделямые ВАЗом фирме «ВИС-Снаб» – это прямая заслуга Нестерова-старшего. Сам Нестеров-младший в школе больше шкодничал, а в институте учился «абы-как» (он учился в одной группе с Ховриным), но всё-таки ВУЗ закончил. Отец пристроил его сперва в «Авто-ВАЗ-техобслуживание» в отдел организации распределения и сбыта запчастей, а потом в успешную фирму «ВАЗ-Интер-Сервис» («ВИС») в службу снабжения. Через два года по просьбе Нестерова-старшего и с согласия гендиректора ВИСа Клявлина А.И. из «ВИСа» выделили фирму «ВИС-Снаб», где генеральным директором назначили Нестерова-младшего. А что бы у него в фирме был порядок и безопасность Нестеров-старший пригласил в фирму Базаева А.В., который до того работал заместителем начальника убойного отдела милиции г Тольятти. Для компенсации финансовых потерь и стимулирования Базаеву дали сразу две должности: начальника службы безопасности фирмы и должность коммерческого директора.  В общем, фирма «ВАЗ-Интер-Сервис-Снаб» была типичной дочерней фирмой ВАЗа, работавшая на тандеме «папа-сын».

   Кроме того, Ховрин рассказал мне кое-какие нюансы о фирме «ВИС-Снаб», о её перспективах, о всех руководящих работниках «ВИС-Снаба» и особо предупредил, что надо осторожно общаться с помощницей генерального директора Курилиной Л.Ю., которая, во-первых, была любовницей Нестерова-младшего, а во-вторых, по слухам сам Базаев перетащил её из милиции сюда, т.е. она наверняка является его информатором.

   Сначала всё финансирование «ВИС-Снаба» шло от фирмы «ВИС». Потом им стали по отдельным квотам выделять вазовские машины и фирма «ВИС-Снаб» постепенно перешла на самообеспечение. Они взяли в аренду здание бывшего транспортного хозяйства разорившейся строительно-монтажной фирмы и начали там организовывать производство некоторых автозапчастей, которые ВАЗ по плану выводил на периферийные (дочерние) предприятия. 

   Потом с 1996 года Нестеров-старший «выбил» на ВАЗе годовые квоты по сбыту запчастей через «ВИС-Снаб». Полная номенклатура вазовских запчастей насчитывала более 13 тысяч наименований, поэтому у «ВИС-Снаба» сразу встал вопрос о привлечении опытных специалистов по работе и торговле запчастями. Хотя Базаев и числился коммерческим директором фирмы, но, видимо, бывшему менту осваивать коммерцию запчастями оказалось не под силу. Поэтому вполне понятно, что Нестеров-младший вскоре решил пригласить на эту работу своего бывшего коллегу и однокашника - Ховрина А.Н. А поскольку Ховрину на «ВАЗ-Экспресс-Сервисе» дали срок до нового года найти себе другую работу, то он сразу согласился. С нового 1996 года он уже работал в «ВИС-Снабе». После окончания института Ховрин много лет проработал в «АвтоВАЗ-тех-обслуживании» в отделе по запчастям и потом почти 8 лет директором по производству на «ВЭСе». В силу этого Ховрин прекрасно знал номенклатуру запчастей, но совершенно не умел торговать ими. И вот тут, кстати, я ему и попался.
 

                3. Налаживание работы на «ВИС-Снабе».

   Итак, с первого марта я стал работать в «ВИС-Снабе». Оказалось, что имея с первого января квоты на вазовские запчасти, Базаев до марта ничего не смог получить с ВАЗа. Как потом я понял, общаясь со специалистами в «Высотке», они Базаева отказывались воспринимать. Сказали: неграмотный, даже тупой и надменный, везде напоминал, что он, вообще-то, майор милиции. Получение запчастей на ВАЗе было сложной бюрократической процедурой. Надо было сначала на свою квоту получить в генеральной дирекции распределение запчастей по производствам ВАЗа, потом уже «бежать» к коммерческим директорам в производства (Механо-сборочное, Кузовное и др.), а от них в цеховые бюро по учёту и распределению запчастей. Везде там сидели люди, которые тоже «хотели иметь своё масло на свой кусок хлеба».

   К середине марта мне удалось организовать первый вывоз запчастей с ВАЗа. Вот тогда мы с Ховриным сразу стали искать, где бы их быстрее и надёжнее продать. Я предложил съездить на «Железный рынок» к Юре. Поехали, встретились, договорились, завязалось активное сотрудничество. Утром мы ему запчасти – вечером он нам деньги. Дальше - больше. Когда на «ВИС-Снабе» пошли запчасти собственного производства, мы сначала, пока не открыли свой магазин, их тоже отправляли к Юре. В этот период я очень плотно познакомился с Юрой.

   Юра был очень интересный парень. Ему было лет 30, родом он был из Саратовской области. Высокий, стройный, симпатичный, в меру грамотный, кончил техникум лет восемь назад, потом работал мастером на одном из Тольяттинских химзаводов. Когда в стране начался капитализм и остановились заводы, Юра бросил работу и пошёл торговать - надо было кормить жену и двоих пацанов. Дела у него пошли хорошо, он обладал природным коммерческим чутьём, плюс был весьма общителен и доброжелателен. К тому моменту, когда мы плотно с ним состыковались (март 1996 г.) у него на «Железном рынке» было уже  три или четыре собственных контейнера, плюс несколько продавцов-субагентов и несколько поставщиков.
 
   По мере того, как у нас на «ВИС-Снабе» набирало обороты собственное производство, мы всё боольшие объёмы запчастей сбывали через Юру. Вскоре мы стали его основными поставщиками. Юра стал меня упрашивать познакомить его с Нестеровым В.А.  Я долго отнекивался, говоря, что мне это не выгодно и что обычно этот процесс кончается кидаловом. Тогда он при Игоре и Валере поклялся, что если я введу его в общение с руководством «ВИС-Снаба», то он будет до смерти мне выплачивать зарплату, такую же какую я имею на «ВИС-Снабе». Я подумал и согласился. Ударили по рукам, разбивал Игорь. Через пару дней я познакомил Юру с Нестеровым А.В. Юра очень быстро вошёл в доверительные отношения и с Нестеровым и с Базаевым. Фактически весь сбыт запчастей, производимых «ВИС-Снабом»,  проходил через Юру, назад он ежедневно приносил сумки с наличными.
 
   Я лично «заострился» на «вытаскивнии» для «ВИС-Снаба» запчастей с ВАЗа согласно месячным квотам. Это была сложная бюрократическая процедура. Запчасти производились практически во всех производствах ВАЗа, а реализация их координировалась в дирекции по развитию, в то время директором там был Вильчик Виталий Андреевич (через пару лет он стал генеральным директором ВАЗа). В начале 1996 года я был вхож практически во все кабинеты «высотки» (это здание заводоуправления ВАЗа), в том числе за руку здоровался с Каданниковым В.В. – в то время он был генеральным директором ВАЗа. За счёт хорошего построения взаимоотношений с бюрократической верхушкой ВАЗа я обеспечил «ВИС-Снабу» полное и ритмичное ежемесячное получение запчастей по квотам. Отчитывался я только Ховрину, а он Базаеву (хотя Ховрин по старой дружбе всё сперва докладывал  Нестерову). Мы с Ховриным собрали небольшую, но толковую  бригаду из 7-ми человек, с которыми обеспечили вывоз, хранение и реализацию запчастей. Уже в мае  Нестеров нас публично похвалил, сказал, что мы надёжно обеспечили весь персонал зарплатой и плюс – деньги фирме на оперативную деятельность. Нестеров назвал нас классными спецами и ценным приобретением.
 
   Но, «не долго музыка играла». Как-то в сентябре, на корпоративе,  Ховрин публично поспорил с Базаевым, кто фирме больше пользы приносит. Через неделю у Ховрина под окнами загорелась его машина, потом какие-то парни вроде бы ни за что крепко избили его сына-студента Димку около дома. На домашний телефон к Ховриным пошли звонки с угрозами. Жена Ховрина запаниковала, стала умолять его уйти, как она стала называть, из «этой бандитской фирмы». Ховрин хотел пожаловаться Нестерову на Базаева, но оказалось, что Нестеров ушёл в запой и уехал к любовнице, а на фирме рулил Базаев. И мы с Ховриным сочли за лучшее уйти с «ВИС-Снаба». Я лично опять ушёл в «автономное плавание».


                4. Сверхвыгодный договор.

   А через пару месяцев Юра перестал мне перечислять «благодарственную зарплату», сказал, что он считает выплаченную сумму достаточной. Я сказал:  «Ну, да ладно, Бог тебе судья». Финансово это меня не очень расстроило потому, что я уже организовал свою фирму по реализации автозапчастей, получаемых «АвтоВАЗтрансом» по бартеру от ВАЗа. За счёт старых знакомств  у меня с «АвтоВАЗтрансом» был согласован громадный объём – подписывай месячные квоты и вывози. Но нужна была защита на самом ВАЗе – там во всех цехах шныряли агенты разных бандитских группировок и не давали получать «ходовые» запчасти.

   Как раз в это время мне позвонил Нестеров Андрей Владимирович, стал упрекать меня, что я его бросил и теперь некому в «Высотке» оформлять квоты и вывозить запчасти, предлагал вернуться. Я сказал, что работать лично с ним  я согласен сходу, но у меня не сложилось взаимопонимание с Базаевым. Поэтому я предложил Нестерову встретиться и рассмотреть двухстороннее сотрудничество через мою новую фирму. Мне при получении на ВАЗе запчастей по квотам «АвтоВАЗтранса» очень пригодилась бы законная «крыша» Нестерова-старшего, в первую очередь при общениях с агентами бандитских группировок. Мы встретились. Я рассказал Нестерову-младшему о подписанном мною соглашении с «АвтоВАЗтрансом» и предложил ему стать соучастником этого бизнес-процесса. У Нестерова в это время продолжалось строительство производственно-складской базы и я полагал, что дополнительный финансовый поток был бы ему весьма кстати. А мне нужна была защита на ВАЗе, которую мог бы обеспечить его отец. Нестеров сказал, что в принципе его такое взаимодействие весьма устраивает, попросил пару дней на встречу с отцом.
 
   Нестеров через пару дней мне позвонил и предложил приехать  к нему в офис. Он сделал встречное предложение: переоформить мою фирму на троих: на меня, на него и на племянника директора «АвтоВАЗтранса», а генеральным директором буду я, коммерческим директором будет племянник Белякова (обговорили также, что моим  замом по производству будет Ховрин). Нестеров сказал, что он уже всё обговорил с Беляковым В.И. (директором «АвтоВАЗтранса») и согласовал все вопросы. Старший Нестеров тоже участвовал в переговорах. Нестеров-младший дал своего юриста и мы быстро подготовили учредительные документы, раздали участникам для ознакомления.
 
   Через пару дней мне позвонил их юрист и предложил подъехать за документами. Когда я подъехал к офису «ВИС-Снаба», ко мне подошли двое парней из спецохраны и сказали: «Станиславыч, лично мы к тебе никаких претензий не имеем, но наш шеф (Базаев - начальник службы безопасности) велел тебе сказать, чтобы ты близко ни к фирме, ни к Нестерову больше не подходил, а если ты не послушаешь, то он велел проломить тебе башку. Я вспомнил бешено-злобный взгляд Базаева, когда он заглянул в кабинет к юристам и увидел меня с Нестеровым и с юристом. Я вспомнил проблемы Ховрина с сыном, поэтому я сразу этим парням сказал, что всё понял, удаляюсь.

   Я поехал к Ховрину, рассказал ему про договор с Нестеровым и про распределение должностей в новой фирме и попросил его созвониться с Нестеровым,  передать ему мою просьбу  встретиться где-нибудь в безопасном месте. Ховрин два-три дня пытался дозвониться до Нестерова через секретаря, звонил и на личный сотовый телефон – не получалось. Тогда он дозвонился до своего приятеля на «ВИС-Снабе» – зама по производству, тот ему сказал, что Нестеров опять ушёл в запой и его куда-то увезла любовница, а всеми делами на фирме сейчас заправляет Базаев. Мы с Ховриным обсудили ситуацию и поняли, что Базаев обложил Нестерова со всех сторон, подсунул ему любовницу и спаивает его. А нас с Ховриным он решил категорически не подпускать к «ВИС-Снабу» «на пушечный выстрел». Мы решили, что нам с этим ментом не справиться, а пожить ещё хочется. Мы прикинули, что если пытаться упорно продвигать наше дело, не взирая на Базаева, то надо становиться такими же, как и этот Базаев, а убивать мы не умеем.


                5. Эх, Юра, Юра.
 
   Юра продолжал сотрудничать с «ВИС-Снабом».  Он долго не мог понять, кто рулит на фирме: Нестеров, его любовница (официально она была зам директора по общим вопросам) или Базаев – коммерческий директор. Как-то Юра позвонил мне и пригласил к себе домой, попросил оказать платную консультацию по вопросам правильного построения отношений с работниками и руководством «ВИС-Снаба». Сначала он долго меня расспрашивал, кто в «ВИС-Снабе» кем и кому приходится. А потом он ошарашил меня вопросом, как ему быть с должниками и показал тетрадь с записями долгов. Там было человек 12, начиная от Нестерова, Базаева и кончая кладовщиками. Давая в долг всем топменеджерам «ВИС-Снаба», Юра наивно думал, что таким способом он крепко встроил себя в их круг, но он ещё не знал, что должники часто бывают вероломны.

   Больше всех у него взял в долг зам генерального директора - директор по коммерции Базаев. Когда Юра мне показал в тетради записи – там значилось за Базаевым порядка 600 тысяч рублей, за всеми другими должниками поменьше, но в сумме ещё примерно два миллиона. Я сказал Юре, что он играет с огнём, и спросил: «Что ты будешь делать, если кто-то из них скажет, что не может отдать тебе долг?»  Он сказал: «Я же не буду на них давить, скажу, отдадите, когда сможете». Ну, хоть так, говорю, но будь осторожен, лучше не давай больше, скажи - иссяк. Я рассказал ему, как мне ещё бабушка говорила: «Хочешь потерять друга – дай ему денег в долг».

   Потом я слышал от Игоря, что Базаев взял у Юры ещё в долг и весьма солидную сумму. Якобы Базаев предложил Юре быть соучредителем в его новой фирме по продаже как вазовских, так и импортных автомашин. Похоже, Юра повёлся на эту «замануху».
 
   А через полгода, где-то в августе, Юру в подъезде его дома бандиты забили монтировками насмерть. Сообщил мне об этом Игорь, он приехал ко мне на фирму, бледный, у него тряслись руки и губы. Он сказал: «Юрка же мне говорил, что Вы его предупреждали, что иногда должники кредиторов убивают, а он мне сказал, что у него с ВИС-Снабовцами прекрасные отношения, а Станислав просто завидует ему. А оказалось, что Вы-то как раз пытались предостеречь его от беды». На похоронах у Юры было столько народу, что я в Тольятти больше столько не видел. Пришла, наверное, половина коммерсантов с «Железного рынка».
 
   Через пару лет мы узнали, что Базаев ушёл из «ВИС-Снаба», видимо Нестеров-старший понял роль Базаева в спаивании сына и выпер того. Базаев  открыл свою собственную фирму «Элит-Авто». Хотелось бы узнать, как он закончит свой бизнес и свою жизнь. Очень надеюсь, что Бог воздал ему по делам его.
                Станислав Жемповский
                05.07.2018.


Рецензии