141. На подступах к Варшаве

Огромный шаг от Днепра к Висле приблизил Красную Армию к победе. Вступление частей РККА на этническую территорию Польши поставило вопрос об отношениях с местным населением. Коммунисты не могли отказаться от признания независимости Польского государства и не могли пренебрегать возможностью социалистического переворота на занятой территории.

В рамках подготовки к созданию новой советской республики 19 июля было образовано Польское бюро ЦК РКП(б) под председательством Ф.Э.Дзержинского, в которое вошли Юлиан Мархлевский, Феликс Кон, И.Уншлихт и Эдвард Прухняк. 23 июля в Смоленске был создан Польский революционный комитет (Польревком), которому предстояло стать правительством Польши.

27 июля Ф.Э.Дзержинский обратился к наркому финансов РСФСР Н.Н.Крестинскому с просьбой открыть кредит для Польревкома. Эта заявка была удовлетворена уже на следующий день.

30 июля был принят Манифест Польского революционного комитета "К трудящимся Польши", в котором говорилось:

"Варшава должна быть взята вами самими. Красный штандарт над дворцом Зыгмунтовским и Бельведером должен быть водружен вами самими, до того как российская Красная Армия войдет в столицу... Изгоняйте помещиков и фабрикантов, берите в свои руки национальное богатство - фабрики, имения, леса! Срочно вооружайтесь для защиты завоеванной свободы! Повсеместно создавайте местные революционные комитеты! Да здравствует освобожденная рабочая социалистическая Польша!"

Для реализациии призывов не хватало только восстания, которое могло бы свергнуть правительство в Варшаве. В обращениях к бойцам Западного фронта все чаще звучало "Даешь Варшаву!" До столицы Польши оставались считаные километры.

После падения Белостока и Брест-Литовска польское командование некоторое время пыталось сдержать части Западного фронта на рубеже реки Западный Буг. Однако усиливавшееся давление советских войск вынудило польские части отойти к Висле. На этот раз отход был осуществлен организованно и без чрезмерных потерь.

Одновременно с 3 по 9 августа польское командование спешно стягивало к Варшаве все, что можно было найти на других участках, ослабляя при этом северные и южные группировки. Пользуясь этим части 4-й армии и 3-го Конного корпуса начали обходить Варшаву с севера. 4-я армия 6 августа овладела Цехановым (Цеханувым). В ночь на 7 августа ее части захватили Остроленку, а на следующий день - Прасныш.

Продвижение советских войск вдоль границы с Восточной Пруссией было связано с определенными сложностями, вызванными территориальными спорами между Польшей и Германией.

Чтобы не втягиваться в этот конфликт, Главком РККА С.С.Каменев 9 августа направил командованию Западного фронта директиву:

"Воспрещается переходить прусскую границу, существовавшую до войны 1914 г., за исключением перешедшего к Польше коридора на Данциг. В этот коридор ввод наших войск вам разрешается, точные границы коридора будут вам сообщены дополнительно. Еще раз обращаю ваше внимание на то, что важнейшей задачей фронта по условиям общей обстановки является разгром живых сил противника в кратчайший срок."

Пользуясь успешным продвижением своего правого фланга, командование Западного фронта расcчитывало овладеть Варшавой силами 3-й, 4-й и 15-й армий ударом с севера.

10 августа М.Н.Тухачевский отдал приказ о форсировании Вислы 14-15 августа. Приказ завершался пояснением: "Политическая обстановка требует немедленного полного разгрома живой силы противника." Упоминание "политической обстановки" означало предстоящие советско-польские мирные переговоры, на которых позиция дипломатов зависела от будущей конфигурации линии фронта.

12 августа части 3-й и 15-й армий завязали бои с 5-й польской армией на северо-восточных подступах к Варшаве. 13 августа 27-я стрелковая дивизия 16-й армии и 21-я стрелковая дивизия 3-й армии РККА выбили 11-ю пехотную дивизию из города Радимин, от которого до Варшавы оставалось 23 километра.

Советская группировка находилась у порога польской столицы, но этот порог защищался мощной группировкой. Польское командование образовало три фронта: Северный под командованием генерала Юзефа Галлера (Халлера), Центральный (Средний) - во главе с генералом Рыдз-Смиглы, и Южный, которым командовал генерал В.Ивашкевич. Основные силы белополяков были сосредоточены в центре.

В разговоре с М.Н.Тухачевским С.С.Каменев отметил: "Я не могу себе объяснить, отчего поляки начали общий отход, как Вы вчера сообщили, но если этот факт подтвердился, то считаю, наша обстановка ухудшается, так как мы упустили момент разгромить противника."

Чтобы усилить натиск Западного фронта, командование РККА 14 августа передало в его распоряжение 1-ю Конную, 12-ю и 14-ю армии Юго-Западного фронта.

15 августа в "Правде" был опубликован подписанный накануне приказ Л.Д.Троцкого, в котором нарком обращался к бойцам Западного фронта:

"Герои! Вы нанесли атаковавшей нас белой Польше сокрушающий удар. Тем не менее преступное и легкомысленное польское правительство не хочет мира. Пилсудский и его агенты знают, что ничто не грозит независимости Польши, которой мы, рабоче-крестьянская Россия, согласны дать более широкие границы, чем намечала Антанта.

Но Пилсудский боится приближения отчета перед польским народом за войну и надеется на вмешательство Франции и Англии. Поэтому польское правительство уклоняется от мирных переговоров. Не смея в этом признаться открыто, оно играет в прятки.

Его делегаты не являются к сроку, а если являются, то без полномочий. Варшавская радиостанция не принимает наших ответов или польское правительство притворяется, что не видало их, даже тогда, когда есть расписки варшавской радиостанции. Сейчас, как и в первый день войны, мы хотим мира. Но именно для этого нам необходимо отучить правительство польских банкротов играть с нами в прятки. Красные войска, вперед! Герои, на Варшаву!"

Ф.Э.Дзержинский был осторожнее в своих оценках и 17 августа писал В.И.Ленину:

"Вернулись до взятия Варшавы в Белосток. По сообщениям пленных, перебежчиков и жителей Вышкова, крестьяне относятся безучастно к войне и уклоняются от мобилизации, рабочая масса Варшавы ждет прихода Красной Армии, но сама активно не выступит из-за отсутствия руководителей и из-за господствующего террора. Огромная масса коммунистов арестована и увезена...

ППС развивает бешенную агитацию за защиту Варшавы. Влияние ее еще большое среди квалифицированных, хорошо зарабатывающих рабочих. По-видимому, и ППС и Пилсудский приписывают огромное значение сохранению Варшавы к моменту переговоров. Делаются облавы и мужчин и женщин тысячами отправляют на рытье окопов. Устраивают проволочные заграждения. Пускают в ход слухи об устройстве баррикад на улицах.

Для поддержания воинственного настроения поляками выпущен целый ряд воззваний, в которых отмечается, что Красная Армия утомлена и ослаблена и что стоит ей нанести только один мощный удар, и вся она откатится назад очень далеко. Для этого удара мобилизуется все."

Характерно, что обе стороны почти одновременно получили сведения о готовящихся ударах противника. Причем командующий Северным фронтом генерал Галлер получил сведения о предстоящем штурме Варшавы 14 августа и приказал нанести контрудар в тот же день. В результате утром 14 августа части 5-й польской армии взяли Радимин, но к вечеру их оттуда выбили. На фронте установилось шаткое равновесие, которое могло нарушиться в любой момент.


1. Г.Д.Гай. На Варшаву. Действия 3 конного корпуса на Западном фронте. Июль - август 1920 года. М.-Л. Гиз. 1928.

2. М.Н.Тухачевский. Поход на Вислу. Смоленск. 1923.

3. Б.М.Шапошников. На Висле. К истории кампании 1920 г. М. 1924.

4. Б.М.Шапошников. Варшавская операция. (Конспект). М. 1933. 226 с.

5. В.Триандафиллов. Взаимодействие между Западным и Юго-Западным фронтами во время летнего наступления Красной Армии на Вислу в 1920 г. Война и революция. 1925. № 2.

6. Ю.Пилсудский. Война 1920 года. Пилсудский против Тухачевского. М. 1991.

7. И.В.Михутина. Кто готовил советизацию Польши в 1918 году? Революционная Россия и польский вопрос: новые источники, новые взгляды. Сборник статей. М. 2009.

8. А.В.Барынкин. Вторая речь Посполитая в отражении советской политической пропаганды 1919-1921 годов (по материалам газеты "Правда"). Вестник Санкт-Петербургского университета. 2012. Вып. 2.

9. Ф.Кон. Польша наших дней. М. 1924.

10. Ю.Мархлевский. Война и мир между буржуазной Польшей и пролетарской Россией. М. 1921.

11. Ю.Ю.Мархлевский о советско-польских отношениях в 1918-1921 гг. М. 1990.

12. Ю.Ю.Мархлевский. Польша и мировая революция. М. 1920.

13. Л.Д.Троцкий. Герои, на Варшаву! Правда. № 180. 15 августа 1920 года.

14. Л.Д.Троцкий. К польским рабочим, крестьянам и легионерам! Правда. № 131. 18 августа 1920 года.

15. А.И.Егоров. Львов—Варшава. 1920 год. Взаимодействие фронтов. М.-Л. 1929.

16. В.А.Меликов. Сражение на Висле в свете опыта майско-августовской кампании 1920 года (Политико-стратегический и оперативный очерк). М. 1931.

17. С.Р.Будкевич. Операции польских армий на Висле в 1920 г. (в освещении польских источников). Записки секции по истории войн при Комакадемии. М. 1931.

18. А.Новак. Пилсудский и Ленин в 1920 году. Родина. 2010. № 7. С. 60-63.

19. Н.Н.Мовчин. Последовательные операции по опыту Марны и Вислы. М.-Л. 1928.

20. П.Суслов. Политическое обеспечение советско-польской кампании, 1920 г. М. 1929.

21. И.С.Яжборовская. Коммунистическая партия Польши и идеи Октября, 1918-1921 гг. М. 1967.

22. Ф.Э.Дзержинский. Избранные произведения в двух томах. Т. 1. М. Политиздат. 1967.

23. И.И.Костюшко. Из истории советско-польских отношений: Польское бюро ЦК РКП(б), 1920-1921 гг. М. Институт славяноведения РАН. 2005. 143 с.

24. К.Радек. Война польских белогвардейцев против советской России. М. 1920.

25. В.А.Зубачевский. Взаимоотношения Польши, России и Германии в 1920 году. Вопросы истории. 2004. № 7. С. 41-55.


Рецензии