143. Юрьевские договоры

Война, с которой начались отношения Советской России и Финляндии, в основном, прекратилась еще в 1918 году. На Карельском перешейке почти два года напряженно ожидали возобновления боевых действий. Но бои 1918 года не получили продолжения, не оправдав надежд генералов Юденича и Родзянко. Вялые перестрелки и наскоки на Карелию были единственным вкладом белофиннов в войну против Советской России.

Руководство Антанты не спешило принять помощь от политиков, еще недавно верой и правдой служивших интересам кайзера. В свою очередь, финское правительство не торопилось признавать Советскую Россию, как равного партнера, считая, что враждебный нейтралитет позволит установить более выгодные границы в одностороннем порядке. Обстановка изменилась, когда 1-я стрелковая дивизия РККА 13 марта 1920 года заняла Мурманск.

19 марта красноармейцы вошли в Ухту. Затем советские части совершили набег на спорный район Печенгской губы, высадив 22 марта десант возле деревень Трифоново и Салмиярви, после чего выбили финнов из Печенги. Финский МИД, до этого момента последовательно хранивший "грозное молчание", сразу же разговорился и начал протестовать против советского вторжения.

В ответной ноте от 23 марта НКИД РСФСР пояснил, что линию государственной границы можно будет устанавливать только на основе договоренностей. Короче, "согласие есть продукт при полном непротивлении сторон". Намек в Хельсинки был понят, и 25 марта финское правительство прислало свои предложения по поводу будущей демаркационной линии.

30 марта после непродолжительного военно-дипломатического торга из Хельсинки в Москву было прислано приглашение начать мирные переговоры в финском пограничном поселке Раяйоки.

Советскую сторону представляли член РВС Петроградской трудовой армии М.М.Лашевич, бывший командарм А.А.Самойло и бывший главком ВМС Е.А.Беренс, Б.Е.Зуль и П.Ю.Удалов. Финскую делегацию возглавлял командир 3-й пехотной дивизии генерал-майор М.Ветцер. Переговоры в Раяйоки продолжались с 12 по 24 апреля.

Присутствие военных превращало светские беседы на внешнеполитические темы в череду ультиматумов. Финские претензии подразумевали, помимо вывода войск из Печенги, роспуск финских коммунистических частей и создание большой нейтральной зоны вплоть до Белого моря, а еще лучше - провозглашение независимости Карелии.

Для большей убедительности в апреле созданный финнами Временный Карельский комитет заявил об отделении Беломорской Карелии от РСФСР. Чрезмерные запросы финской делегации остались без последствий. Переговоры закончились безрезультатно. В ответ на территориальные претензии 6-й финский стрелковый полк РККА занял 18 мая Ухту, выгнав оттуда Временный Карельский комитет.

Финское правительство протестовало, но от продолжения переговоров не отказалось. 27 мая министр иностранных дел Р.Холсти сообщил от лица финского правительства, что Финляндия готова начать переговоры 10 июня в эстонском городе Юрьеве (Тарту).

Чтобы избежать новых финских требований, ВЦИК 8 июня принял решение об образовании в составе РСФСР Карельской трудовой коммуны. 10 июня в Тарту (Юрьеве) начались советско-финские переговоры.

В состав советской делегации, возглавлявшейся Я.А.Берзиным, вошли П.М.Керженцев, В.Н.Егорьев, П.Удалов, Е.А.Беренс, А.М.Смирнов и А.С.Черных. В финскую делегацию под председательством Ю.К.Паасикиви входили генерал-майор Р.Вальден, В.Таннер и В.Войонмаа.

14 июня представитель Прогрессивной партии Веннола в очередной раз напомнил советской делегации, что Финляндия нуждается в "естественных рубежах", которые проходят по берегам Белого и Баренцевого морей. В ответ Я.А.Берзин 15 июня предложил финским дипломатам обсуждать реальную границу Финляндии 1914 года, которую можно было немного скорректировать.

Ни к чему не привели попытки финской стороны предъявить РСФСР финансовые претензии в размере 2,5 миллиардов марок. 1 июля в очередной раз заявила о своих правах делегация "Временного правительства Восточной Карелии".

В ответ на прошения профинских карелов последовали решения Всекарельского съезда в Петрозаводске, высказавшегося за сохранение Карелии в составе РСФСР. Несколько обнадежил финскую делегацию ультиматум лорда Керзона, который 11 июля пригрозил выступить на стороне Польши, если не будет остановлено советское наступление.

Несмотря на предполагаемые выгоды от затягивания диалога, Ю.К.Паасикиви решил негласно провести встречу с  представителем РСФСР Керженцевым, во время которой были согласованы основные принципы будущего соглашения. 14 июля переговоры в Тарту были прерваны.

Я.А.Берзин заявил: "Общее впечатление таково, что Финляндия желает мира с Советской Россией, но в то же время стремится урвать как можно больше."

27 июля британский посол Дж. Кидстон даже намекал своим финским коллегам на нецелесообразность быстрого возобновления переговоров с РСФСР. 28 июля переговоры в Тарту возобновились. Чтобы повлиять на ситуацию в Прибалтике, 6 августа при участии Франции в латвийском городке Булдури открылась конференция представителей Финляндии, Латвии, Литвы, Эстонии и Польши.

Демонстрация единства "сообщества" была дополнена визитом британской эскадры в Хельсинки. Однако победы советского Западного фронта убеждали больше обещаний лорда Керзона. Опасаясь появления победоносной армии на финской границе, министр иностранных дел Холсти расширил полномочия Паасикиви.

В результате финско-советский договор о перемирии был подписан 13 августа. Согласно этому документу демаркационная линия между государствами прошла согласно фактическому положению войск. Уже через несколько дней в связи с начавшимся контрнаступлением польской армии, финские политики пожалели о содеянном, но было поздно.

20-23 августа в Хельсинки прошли консультации по поводу переговоров с РСФСР. На этот раз вопрос о Восточной Карелии больше не поднимался. Зато возникли разногласия по поводу возвращения Печенги, Реболы и Поросозера.

30 августа Керженцев сообщил финской стороне о возможности уступки Печенги в обмен на компенсацию на Карельском перешейке. 6 сентября советские предложения были переданы финскому правительству.

Министр иностранных дел Финляндии Холсти настаивал на новых уступках со стороны России, а парламентское большинство категорически возражало против территориальной экспансии. Попытки финских дипломатов пугать своих советских партнеров возможным срывом переговоров были встречены Керженцевым очень спокойно.

27 сентября Ю.К.Паасикиви в очередной раз потребовал предоставления ему широких полномочий для подписания мирного договора. К этому времени надежды на сокрушительное польское наступление не оправдались, и 2 октября британский премьер-министр Керзон высказался за скорейшее подписание советско-финского мирного договора. Лишним доводом в пользу мира стало окончание советско-польской войны.

В этих условиях затягивание переговоров становилось бессмысленным. 14 октября 1920 года в тартуском доме Общества эстонских студентов состоялось подписание советско-финского мирного договора. Текст документа был составлен на русском, финском, шведском и французском языках.

Характерно, что в русском варианте Тарту по старой памяти именовалось Юрьевым. Вызвавшая продолжительные споры судьба отдельных территорий была решена передачей Финляндии Печенгской области. Оккупированные финскими войсками Ребольская и Поросозерская волости возвращались Карельской Трудовой Коммуне (т.е. - РСФСР).

Была намечена будущая государственная граница, для демаркации которой создавалась смешанная комиссия. Многие приграничные районы подлежали нейтрализации. Ограничивалось водоизмещение судов, которые разрешалось держать на Ладожском озере.

Финляндии запрещалось держать в Северном Ледовитом океане авиацию и подводный флот. Ограничивались калибры финских береговых батарей. Кратко говорилось об освобождении военнопленных "в кратчайший срок".

Вопрос о финансовых претензиях был решен одной фразой: "Взаимные долги признаются взаимно погашенными". Решался вопрос о возвращении конфискованных морских судов.

Финским торговым судам разрешили свободный проход в Ладожское озеро, а РСФСР получила право на свободный транзит через Печенгскую область. Как полагается, за мирным договором должны были последовать новые соглашения.

Советско-финский мирный договор был ратифицирован ВЦИК РСФСР 23 октября 1920 года. Парламент Финляндии одобрил договор 1 декабря 1920 года, и 11 декабря 1920 года президент Финляндии Стольберг ратифицировал договор. В последний день 1920 года в Кремле состоялся обмен ратификационными грамотами. Состояние войны между РСФСР и Финляндией было прекращено... по крайней мере, до нового вооруженного конфликта.


1. Н.Барон. Власть и пространство. Автономная Карелия в Советском государстве, 1920-1939. М. 2011.

2. А.И.Чистиков. Финляндия: независимость, гражданская война, отношения с Советской Россией. Интервенция на Северо-Западе России 1917—1920. СПб. 1995. С. 159—174.

3. В.И.Шувалов. Первый Всекарельский съезд Советов Вопросы истории: Сборник статей, посвященный 50-летию образования СССР. Петрозаводск. 1973. С. 90—112.

4. И.И.Сюкияйнен. Карельский вопрос в советско-финляндских отношениях в 1918—1920 годах. Петрозаводск. 1948.

5. В.В.Похлебкин. СССР - Финляндия: 260 лет отношений. 1713-1973. М. Международные отношения, 1975. 408 с.

6. Е.А.Амбарцумов. Советско-финляндские отношения. М. Госполитиздат. 1956.

7. Л.А.Кутилова. Советско-финская война и проблема Восточной Карелии во взаимоотношениях Советской России и Финляндии в 1918–1923 годах. Вестник Томского государственного педагогического университета. 2013.

8. В.М.Холодковский. Финляндия и Советская Россия: 1918-1920. М. Наука. 1975.

9. В.И.Мусаев. Проблема репатриации беженцев в советско-финляндских отношениях после заключения Тартуского мира. Санкт-Петербург и страны Северной Европы. 2016. № 17 (2). С. 43-47.

10. В.Петров. Финляндия в планах империалистических держав в 1918-1920 годах. Петрозаводск. 1961.

11. П.И.Ихалайнен. Из истории советско-финляндских отношений. Карельский вопрос на Юрьевской мирной конференции 1920 г. Ученые записки Карельского педагогического института. Петрозаводск. Госиздат КАССР. 1960. Т. 10. С. 73-78.

12. Ю.М.Килин. Карельский вопрос в Финляндии и СССР (1920-е гг.). Север. 1997. № 7. С. 115-123.

13. J.Paasivirta. Finland and Europe. The early years of independence 1917—1939. Helsinki, 1988.


Рецензии