Кабала святош

Очень люблю спектакль "Кабала святош" (МХАТ им. Чехова, постановка Адольфа Шапиро, музыка Эдуарда Артемьева).
Самая яркая удача спектакля - Людовик-Андрей Ильин, самый жирный минус - Табаков-Мольер. Стар для этой роли! Нет, он, конечно, суперстар, но никакой актерский талант не компенсирует полное отсутствие фактурной идентичности исполнителя персонажу! Пузо, морщины, седина! А Мольеру на момент женитьбы на Арманде - 38 лет, это обольстительный кавалер, и это Франция, где брюхом щеголять было не принято! Андрей Смоляков мне вообще нравится, только не в роли Помолись - из него мушкетер, как из меня многодетная мать. И похож он не на французского маркиза, а на отечественного десантника, того гляди загогочет и окунет Арманду в фонтан. Вот Арманда-Дарья Калмыкова хороша, и архиепископ - Борис Плотников, и Лагранж-Колесников. Никита Зверев-Муаррон - неубедителен, не вижу ослепительной красоты, которой славился первый любовник мольеровской труппы. Мадлена тоже не понравилась, какая-то безумная старуха (а ей было лет 55, она была красавица, блестящая актриса и в сорок с лишним имела бешеный успех, играя полуобнаженных наяд!). Бутон-Александр Семчев - тоже нет, актеру с такой фактурой можно играть только толстяков. Кто и зачем нанял бы в тушильщики свечей тучного, страдающего одышкой малого, который и передвигается-то с трудом?
Но Людовик! Сколько шарма, сколько иронии, это настоящий булгаковский Людовик. "Какое неприятное правило!" - "Пожалуйста, если вам не трудно, посадите маркиза в Бастилию!" - "Люблю религию!" - "Дерзкий актер талантлив!" - "Извините, что помешал!" - "Я вам задал вопрос!" - что ни мизансцена, то фейерверк. А как Андрей Ильин передает нюансы - например, вежливую, завуалированную неприязнь короля к архиепископу, уничтожающее презрение к доносчику-Муаррону или горькую досаду на самого себя, когда Людовик так по-человечески ищет поддержки у своего шута - за несколько минут до того, как предстать перед Мольером в виде надменного "золотого идола с изумрудными глазами". Сцена допроса Муаррона - одна из лучших в спектакле, после этих коротких, бьющих наотмашь, как пощечины, реплик короля предатель не мог не впасть в ничтожество.
Еще одна любимая сцена - "дуэль верблюдов", когда взбешенные Шаррон и Орсиньи плюют друг в друга. Только Булгаков мог такое придумать. Действительно, а как еще мушкетеру ответить на оскорбление архиепископа?
Сергею Колесникову-Лагранжу удалось ярко и интересно сыграть "хорошего парня", его герою сочувствуешь от начала и до конца. "Вы - рыцарь, Варле", - говорит ему Мадлена, и это действительно так.
Арманда-Калмыкова - мила, кокетлива, обаятельна, словом, это настоящая булгаковская Арманда. Хорошо сыгран первый акт - там все построено на нюансах, 16-летняя кокетка искренне увлечена взрослым, талантливым и знаменитым мэтром, но это нисколько не мешает ей флиртовать с мушкетером. И все понятно. Как понятно потом, что постаревшего мужа она все еще по-своему любит и жалеет, хоть и влюблена в красивого юного Муаррона.
В целом - отличный спектакль.


Рецензии