Струны понимания. Глава 101

1. В этой главе мы рассмотрим седьмой смысловой фактор "дом" (03007)софрономной контекстной модальности (03). Идея дома связана с темой мудрости (софрономика) уже в Притчах Соломаона, где говорится о том, как мудрость "создала себе дом". Само понятие "дома" ассоциируется в первую очередь с верхней точкой центральной оси CGB софрономики, то есть с верхним правым контекстным полем В Жизни как полноты совершенных жизненных форм и традиций.

2.Но,как мы уже видели в предшествующих главах, путь из С к В может быть тематизирован как интенсивно, так и экстенсивно в рамках различных парадигм идентичности, таких как одономика САВ, формономика CDB, проксимономика СНВ и эндономика CFB. Иначе говоря дом может быть подлинным или неподлинным, надежным или ненадежным, устойчивым или же ежеминутно способным обрушиться в зависимости от характера и типа его постройки (тематизации). Иисус в Нагорной проповеди противопоставляет друг другу эти два типа дома, то есть внутреннего устроения человеческой личности в зависимости от исполнения заповедей.

3.Итак путем к созданию "дома", как устойчивой внутренней структуры личности является исполнение заповедей. Но в каком духе и в каком контексте? Чтобы осмыслить, как сам Иисус внутри собственного сюнетивистского подхода отвечает на этот вопрос, рассмотрим еще два широко известных евангельских текста. Первый из них это рассказ о женщине, которую обвиняют в прелюбодеянии в восьмой главе Евангелия от Иоанна.

3. Тут книжники и фарисеи привели к Нему женщину, взятую в прелюбодеянии, и, поставив ее посреди,
4. сказали Ему: Учитель! эта женщина взята в прелюбодеянии;
5. а Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями: Ты что скажешь?
6. Говорили же это, искушая Его, чтобы найти что;нибудь к обвинению Его. Но Иисус, наклонившись низко, писал перстом на земле, не обращая на них внимания.
7. Когда же продолжали спрашивать Его, Он, восклонившись, сказал им: кто из вас без греха, первый брось на нее камень.
8. И опять, наклонившись низко, писал на земле.
9. Они же, услышав то и будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних; и остался один Иисус и женщина, стоящая посреди.
10. Иисус, восклонившись и не видя никого, кроме женщины, сказал ей: женщина! где твои обвинители? никто не осудил тебя?
11. Она отвечала: никто, Господи. Иисус сказал ей: и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши.

4. Другой текст, который нас здесь интересует, это притча о мытаре и фарисее из 18й главы Евангелия от Луки.

9. Сказал также к некоторым, которые уверены были о себе, что они праведны, и уничижали других, следующую притчу:
10. два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь.
11. Фарисей, став, молился сам в себе так: «Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь:
12. пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю».
13. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: «Боже! будь милостив ко мне, грешнику!»
14. Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится.

5. Ну а теперь перейдём к контекстному анализу этих текстов. Начнём с первого из них. Книжники и фарисеи, которые привели к Иисусу совершившую прелюбодеяние женщину (нижеее левое контекстное поле мира/рынка D, включающее сырьё и отходы ) ссылаются на Моисея (центральное верхнее контекстное поле субъекта власти F), повелевшего в соответствие с божественными предписаниями наказывать смертью женщину, уличённую в прелюбодеянии (распорядительная линия FD насильственного неограниченного контроля F над D).

6. Себя эти люди отождествляют с центром софрономики, средним правым боковым контекстным полем "нас" или "своих" G, находящимся в привилегированном отношении ?(позиционная угловая диагональ GF) с верхним центральным контекстным полем власти F: "Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями". Сама казнь в данном случае отображается перформативной/победительной полугоризонталью GD: речь идёт о победе "своих" над грехом через наказание его носителя.

7. Таким образом перед нами одна из парадигм элитного господства: протономика GFD. Что же противопоставляет такой интерпретации Иисус?

8. В своём ответе он переосмысливает то же самое среднее правое боковое контекстное поле "своих" G, которое служит исходной точкой для самоотождествления его оппонентов. Однако он использует другую парадигму идентичности, которая позволяет по иному понЯть и тематизировать это поле.

9. Иисус обращается в первую очередь не к группе "своих", а к индивидуальной личности (нижнее правое контекстное поле  С автономной личности):" Кто из вас без греха первый брось в неё камень" Греческие слова подлинника ho anamartetos ymon можно было бы перевести как "безупречен" или как "невиновен". Во все случаях речь идёт об индивиде С для которого нормативная диагональ СА, отображающая связь с верхним левым контекстным полем общих принципов истины и справедливости является определяющей. Таким образом перед нами сюнейдономика АСG парадигма совести и личной ответственности (от греческого слова syneidesis совесть).

10. Внутри сюнейдономики заповеди соотносятся с истиной и справедливостью, а также личной добросовестностью исполняющего их индивида. Эти качества оказывается цементом, связывающим между собой кирпичи заповедей. Без такого цемента стены дома (внутреннего строя личности) неминуемо разваливаются. Интересно что в числовом варианте контекстного анализа (он подробно описан в книге Числа и идентичность, главы 5-6 и др.)где контекстным полям присваиваются числовые значения в соответствии с алфавитным порядком, но с одной важной поправкой-значение единицы сохраняется за центром контекстограммы контекстным полем смысловых взаимодействий I, A таким образом получает значение 2, В 3 и т.д., числовая форма сюнейдономики А 2 С 4 G 8 соответствует количеству позитивных заповедей Торы согласно еврейской традиции.

11. В притче о мытаре и фарисее фарисей гордится своей принадлежностью к религиозной элите признанных Богом (верхнее правое контекстное поле совершенных жизненных форм В) "своих" G, которые делают все, что требуется религиозным Законом ( верхняя половина GB правой имманентной вертикали CGB, которая является центральной осью софрономики). Находясь в этой почетной и возвышенной позиции фарисей с триумфальным пренебрежением (победительная/перформативная полугоризонталь GD) взирает на преступных грешников в нижнем левом контекстном поле мира/рынка D.

12. Таким образом перед нами гедономика GBD, которая опирается на нисходящее иерархическое прочтение формативной диагонали BD, закрывающее грешникам в D доступ к совершённым жизненным формам и благам доступным элите праведных "своих" G и подчеркивающее контраст между B и D.

13. С другой стороны находящийся в нижнем левом контекстном поле мира/рынка D мытарь прекрасно понимает, что он не может рассчитывать ни на какие собственные заслуги перед Богом в верхнем правом контекстном поле совершенных жизненных форм В. Поэтому он взывает непосредственно к божественному милосердию. Внутри контекстограммы это милосердие отображается прежде всего рекогнитивной/признавательной полугоризонталью ВЕ, соединяющей В со средним левым боковым контекстным полем "чужих" Е, то есть всех отчуждённых, изолированных, маргинализованных и беспомощных элементов общества: пришельцев, вдов и сирот, мытарей и блудниц.

14. Таким образом мытарю удаётся тематизировать парадигму трансферономики ВЕD, дающую возможность альтернативного восходящего прочтения формативной диагонали DB в смысле подъема, очищение и исцеления тех, кто не может рассчитывать на человеческое внимание и помощь и уповает лишь на одного Бога. Успешная тематизация трансферономики обозначена в заключении к притче. Мытарю удаётся с помощью Бога прорваться через сетку запретов и исключений, предполагавшихся той интерпретацией заповедей религиозного Закона, которая отрицала за ним религиозное и человеческое достоинство. В книге Свиток и сапог я выяснил особое значение трансферономной парадигмы идентичности для самого Иисуса. Насколько можно судить эта парадигма наряду с энергономикой DAB (также тематизирующей восходящее движение по линии DB) была ключевой частью его личного самоотождествления.

15. Также как и сюнейдономная истина трансферономное милосердие оказывается тем связующим цементом, использование которого в сочетании с кирпичами заповедей оказывается необходимым для создания прочного "дома", то есть устойчивой и надёжной внутренней структуры личности. Интересно, что трансферономика  BED симметрична сюнейдономике относительно центральной вертикальной оси FH контекстограммы. И ещё одно любопытное свойство трансферономики: также как и в случае сюнейдономики ее числовая форма В 3 Е 6 D 5 соответствует числу заповедей Торы, только на этот раз речь идёт об отрицательных заповедях (запретах). Таким образом сумма числовых форм сюнейдономики 248 и трансферономики 365 соответствует полному числу заповедей еврейского религиозного Закона (галахи) 613.


Рецензии