Голуби мои, сизокрылые

Предисловие
 
Я долго думал писать или не писать об этом. Сдерживала неуверенность быть неправильно понятым. С другой стороны, желание поделиться своим опытом подталкивало к откровению. Разочарование от равнодушия со временем улеглось. Остались лишь вера и благодарность. Вера в то, что мы в этом мире не одиноки и кто-то ещё в нас верит, надеется и ждёт. Вера пополам с уверенностью, что мы кому-то нужны. И не от слабости своей приходит это понимание. И сильным оно необходимо. Ведь, и у Геракла была своя Геба...

Осталась благодарность тем, кто способен откликнуться и разделить с нами наше существование, вселив в нас ощущение общности интересов и доброты, проявляя отзывчивость, поправ пренебрежение. И с чувством всепобеждающей веры и благодарности я всё же пожелал "разрешиться от бремени" своих сомнений. Именно с ними и только с ними, и ни с чем другим. Иначе, поверьте, здоровое "дитя" не родится, а тень наших сомнений поглотит свет восторга. Решение принято - писать!
И вот уже мой крылатый Пегас несётся "галопом по eвропам" и ... прямиком в Россию.Чуть было не забыл. Перед дальней дорогой я ему задал прозаического сенца. А как же, ведь путь не близкий!
 
Глава 1. В тональности соль минор
 
Ещё "с младых ногтей" у меня проявлялась, этакая, тяга к самовыражению, но только лишь на бумаге и в, так называемых, малых формах. Мне этого хватало. Были тяги и другого характера, но здесь речь не об этом. Тем самым пропускаю значительную часть своего существования на этой Земле, о чём, может быть, поведаю когда-нибудь - дал подписку о неразглашении до 120-ти моих лет. Перехожу прямо к делу.

Верные и многолетние читатели газеты "Кстати" могут помнить отголоски моих восторгов, в связи с изданием моей первой книги "Дюжина телят" в 2005 году. Я тогда ещё обратился к читателям газеты с просьбой прокомментировать шутливый фотомонтаж себя, родимого, соседствующего с И. Ильфом и Е. Петровым. Ведь, моя книга была ни чем иным, как продолжением их дилогии "Двенадцать стульев" и "Золотой телёнок". Спасибо редакции газеты "Кстати", что правильно меня поняли и устроили настоящий праздник не только мне, но и фонтанирующим идеями читателям. Вот где открылись мощь и интеллект! До сих пор храню письма, полученные мною тогда. Лучшие комментарии были опубликованы и их обладателям были розданы "сестрины серьги" в знак благодарности за остроумие и талант.

Я был на вершине счастья. Горел авторским нетерпением поскорее выпустить книгу и войти, чего греха таить, в пантеон аллеи писательской славы. Оставляю за скобками то, что из этого получилось. Очень скоро позолота стала осыпаться и я понял, чтo изначально была нарушена технология производства... Здесь вспомнилась и та злополучная "соломка", которую забыл подстелить в нужном месте; и тот "задний ум", которым мы иногда сильны задним числом; и даже, - тот самый первый "блин"... А, уж, про пятна на Солнце!.. Но, кому они интересны...
В оправдание могу без тени сомнения предъявить свою вторую книгу "Дыхание бездны". На мой взгляд, и не только на мой, - это искупление "первородного греха"...

Возвращаясь в ту, образца 2005 года эйфорию, пытаюсь понять себя. И вы знаете, - без всякого сомнения в том, что тогда задумал предпринять, нахожу последовательность и адекватность с точки зрения здравомыслящего человека, каковым себя считаю, при всей относительности этого определения. Может быть, с долей амбиций, но, кто из нас не грешен? И потом, здоровые амбиции - это те дровишки, которые подбрасываются в топку паровоза, тянущего нас к успеху. Я в этом уверен. Но, при условии, если, конечно, амбиции соответствуют возможностям.
Захотелось мне как-то расширить область пребывания, выйдя из домостроевских стен бытия. Обеспечить своему "чаду”, не то чтобы, счастливое будущее, но, по крайней мере, - благополучие. Нормальное, здоровое, естественное желание скажете вы и я с вами соглашусь. Но, - Надежды юношей питают, - говаривал Великий инквизитор Томас де Торквемада, бесполезно усмиряя свою пагубную страсть. Правда, его испанский акцент вносил некоторую абберацию в произношение и слово "питают", звучало как "пытают". Но это уже на его совести. Первоначально же это предположение высказал Цицерон, Марк Юлий, а в интерпретации М. Ломоносова оно приобрело поучительный смысл, - Науки юношей питают, отраду старым подают. Последующий фольклорный парафраз получил иронический оттенок, каким он и произносится мною здесь. С иронией. С иронией и горечью.
Расширяя область фольклорного познания, не могу забыть о наболевшем. А оно зудит и просится к откровению...

С целью "расширения сфер влияния" и с желанием выйти на российский рынок со своим писательским “продуктом" мною были предприняты попытки в этом направлении. Мне захотелось заручиться поддержкой "сильных мира сего". Ни больше и ни меньше.
Не найдя в своих фантазиях ничего более удобоваримого и представляя себе себя, удовлетворяющего читательский "голод", я стал рассылать свои книги по разным адресам России и тем, кто по моему понятию мог бы мне посодействовать в их популяризации. На основе какой-нибудь из моих книг я хорошо представлял вероятную возможность создания, скажем, сценария для кинофильма или сюжетно-образной концепции для театральной постановки. Точек приложения для этого было предостаточно. При этом я никого, ничего и не о чём не просил. Я лишь предлагал свой "продукт", если это кому-то интересно, на предмет его возможного использования. Только и всего. Ничего большего. Считал и считаю это нормальным процессом на пути продвижения любого начинания в любой сфере человеческой деятельности, памятуя о том, что под лежачий камень вода не течёт. По соображениям моей излишней деликатности я предпочитаю не оглашать список своих адресатов, но поверьте мне на слово - эти элитарные персоны хорошо всем известны по их частому присутствию на телеэкранах, киноэкранах, в театральных и литературных кругах российского пространства. Желаю им дальнейших творческих успехов и благополучия.

Справедливости ради, хотелось бы высказать сомнения, преследовавшие меня в течение всего периода бесстрастного заполнения почтовых отправлений. И главное, что приходило на ум - это классические примеры из литературы.

Ну, во-первых, - образ Никифора Ляписа-Трубецкого из тех же "Двенадцати стульев" И. Ильфа и Е. Петрова. С его нескончаемой "Гаврилиадой" и с бесконечными попытками каким-то образом продать свои бесталанные вирши в редакции газет и журналов. Он был неудержим, нахален и неоправданно самонадеян. Может быть, думал я с сомнением, и мой подход с моими методами популяризации моей книги схож с "ляписовским"?
Кстати, благодаря именно ему - этому придуманному, сатирическому собирательному образу, шедевр "Двенадцати стульев" засверкал всеми своими гранями и стал лишь заметен после того, как Николай Бухарин - член Политбюро ВКП(б), в своём выступлении на одном из собраний творческих работников и в назидание другим отметил негативизм образа Никифора Ляписа и ему подобных. После этого на роман обратили внимание и он стал тем, чем он стал и вошёл в анналы литературы. А мог бы и не стать... По крайней мере, первоначально, к  роману не было проявлено никакого читательского интереса и наблюдалось полное равнодушие со стороны критиков. В данном случае всё решило веское слово большого партийного начальника.

Во-вторых, что вызывало мои сомнения - пример Демьяна из басни И. А. Крылова "Демьянова уха". Вот, как звучит мораль сей басни:

Писатель, счастлив ты, коль дар прямой имеешь:
Но если помолчать во время не умеешь
И ближнего ушей ты не жалеешь:
То ведай, что твои и проза и стихи
Тошнее будут всем Демьяновой ухи.

Это наставление гениального баснописца относилось ко мне не на прямую, а постольку-поскольку, как назидание на будущее, так как моя попытка взять литературную высоту была только лишь первой. Однако, мысль в сознании осела. Ведь, я ещё не успел толком вдоволь наговориться и не успел никому надоесть. И, между прочим, в образном представлении уяснил из басни, что даже деликатесы в большом количестве могут быть тошнотворными. К чему бы это не относилось. Спасибо Ивану Андреевичу...

Не хотелось мне уподобляться ни Никифору, ни Демьяну. И всё же, я был неудержим в своём рвении вынести моё "творение" на суд, как говориться, - строгий, но справедливый.          

Почтовые голуби стайкой и поодиночке, соревнуясь друг с другом и друг перед другом ринулись в вышину моих надежд и в даль моих устремлений... С тех пор я не видел своей голубиной стаи...
         
Подводя итоги своей гомерически-смехоподобной "одиссеи", сейчас, по прошествии времени, не могу не подивиться своей наивной простоте и своему тогдашнему желанию быть на уровне Одиссея гомеровского, преодолевшего тяготы скитаний и возвратившегося победителем на родную Итаку.
         
Пишу эти строки, лишённые всякой обиды по отношению к своим адресатам - безымянным деятелям российской культурной элиты.  Мне это чувство незнакомо. Всегда привык идти по пути относительно холодного и вдумчивого желания разобраться в причинах неудач. Кто будет разбираться в причинах успеха?! Моя наивность не даёт мне возможности нахождения ответа. Моя мудрость говорит, что по-другому и быть не могло.
          
Представлял моих адресатов, поглощёнными всей их значимостью, созданием культурных шедевров и спасительных идей. Где, уж, тут было снизойти до какого-то там никому неизвестного автора и его сомнительного содержания рукописи. Они, ведь, люди занятые и за своими занятиями попросту забыли, как сами начинали. По-видимому, - это удел всяких личностей, связанных узами самодостаточности, которые подрастеряли по пути свою врождённую благожелательность. Принцип армейской "дедовщины" - Я послужил, теперь ты послужишь, - незримо доминирует во всех сферах. И не только на поприще доброго и вечного. Этот принцип неистребим и, похоже, является, к сожалению, основным принципом культурного наследия, передаваемого из поколения в поколение. За небольшим исключением.
          
Mогу подвести "итог-брутто". Прошу, уважаемый читатель, вслушаться в то, что сейчас произнесу. Тем более, что вашего драгоценного времени это почти не займёт. Длиннее может быть только немая пауза после услышанного. Итак, - итог:
 Получено мною, ну, хотя бы в форме вежливой отписки, типа, - Спасибо за письмо, но в ваших услугах не нуждаемся. Удачи вам! - НИ-ЧЕ-ГО!!! Не только строчки, но и знаков препинания. Не говоря уже о промежутках между строчками. Какой-то заговор молчания! Образно говоря: пули пролетели на вылет, мягкие ткани не порваны, кости задеты не были, но соль на раны всё-таки насыпали...

Глава 2. В тональности ля мажор
 
Не дождавшись моих почтовых голубей обратно, смирился с их утратой. Осталось сожаление от предчувствия, что их там съели из-за нехватки белковых соединений в гипофизе, управляющим человеческой доброжелательностью. С тех пор жил с чувством осторожности, чтобы случайно не взболтнуть отложившийся горький осадок частичной неуверенности в себе. Продолжал, как мог, как позволяло время, находить точки приложения своей творческой деятельности. Не забывая почивать на лаврах.

В одном из таких "почиваний" на Гавайских островах, я приобрёл первые 3 тома, предположительно будущего, в полном обьёме - пятитомника полного собрания "Война на Тихом океане" ("War in the Pacific") - очень солидное академическое издание на английском языке. Как-то читая том 2-ой, на странице 95-ой, мой вдумчивый сын привлёк моё внимание к тому месту, где в описании русско-японских баталий 1904-1905-ого годов, автор позволил себе назвать русский флот - советским. Ошибка очевидна нам, но, как оказалось, не очевидна для автора-американца. Мы подивились незамеченной автором простоте этой ошибки и я, во славу её величества Справедливости, решил написать об этом её автору - благо, сведения о нём были приведены в книге. Об авторе сообщалось, что Джером Хэген (Jerom T. Hagen) - бригадный генерал в отставке, бывший ректор Гавайского университета. Уже позже я узнал, что он к тому же награждён многими значительными наградами за боевые действия, в том числе - Серебряной Звездой в 1971 году. Это очень высокая награда и может быть сравнима по достоинству со звездой Героя Советского Союза или меньше, но ненамного. Вобщем, - очень достойный человек, военный, учёный- историк.

Сказано-сделано. На теснёной бумаге отеля Hilton, где мы "почивали", я написал мой ответ "зарвавшемуся" генералу и указал на его ошибку, заметив, что русский флот того времени мог называться императорским, царским, российским. Российским императорским флотом, наконец, но во всяком случае никак не советским, так как СССР, Страна Советов, советское государство было образовано только в 1922 году, 30 декабря. Вот такое, вот, письмо от казаков - султану. Мол, - знай наших, американец. На всякий случай оставил в письме свой обратный адрес.

Прошёл месяц. Я уже и не надеялся, да, и опыт был...

И вдруг, здрасьте-пожалуйста. Является письмо от генерала. И не просто, а с извинениями. Якобы, извиняется, что задержался с ответом. Якобы, он так долго изучал предмет моего замечания и это у него отняло какое-то время. И в конце-концов пришёл к выводу, что мы правы. И уже, под самый конец, обещает исправить ошибку в готовящемуся к выпуску 9-ом (!) издании книги. А ещё он благодарит нас с сыном за это и приглашает заходить в Военный мемориал у Пёрл-Харбора на Гавайaх, где он подписывает свои книги тогда-то и тогда-то на предмет знакомства и общения. Какая неслыханная непоследовательность! Мы ткнули его, что называется, лицом в грязь, указали ему на его ошибку, отослав нелицеприятное письмо с критикой, а он, видите ли, нас ещё и в гости зовёт! Мир обрушился в одночасье и я уже почти сдался генералу в плен вместе со своим войском, состоящим из мелкого и пустячного. Вот где размах абсолютного благородства! Потом мы ещё несколько раз обменивались любезностями, но первое письмо-ответ генерала мы вставили в рамочку и оно у нас висит на стене, как образец высоконравственной культуры общения, лишённого всякой шелухи по абсолютному разумению.

Достойно?! Не правда ли? Хотите ещё? А, пожалуйста! Нате вам...
 
Мы уезжали в Америку... С большими сумками-баулами, но не больше человеческого роста. На каждого, разрешалось-то вывозить не более 72-ух килограмм груза. У меня с собой была моя заветная, бесценная для меня коллекция, сложенная в толстую чёрную папку с тесёмками, где хранились мои многочисленные подборки всевозможного содержания, включая газетно-журнальные вырезки о феноменальных человеческих возможностях. Подушку не взял, а ту папку в сумку засунул. Подушку то я потом нашёл, а где бы взял то”сокровище"?
И вот, в конце 2010 года, мне попалась информация о Джеке Лэлэйне (Jack LaLanne) - человеке-легенде. И я вспомнил, что у меня в той заветной папке есть его фотоснимок и перечисление феноменальных рекордов и достижений в области физического развития и здорового образа жизни. Без преувеличения могу сказать, что он был одним из кумиров моей юности.

Вы уже догадались, что я сделал. Правильно. Написал ему письмо. Рассказал о себе, о своём давнем увлечении его незаурядный личностью, выразил свой искренний восторг его достижениями и подвижничеством на поприще оздоровления нации. Не забыл, между прочим, упомянуть, что ещё ранее включил виртуальный эпизод с его участием в свою вторую книгу. Там ещё, мой персонаж Рой Мур соревнуется с Джеком Лэлэйном в скоростном плавании против течения, со связанными руками и к тому же они волокут за собой привязанные лодки. Это было с Джеком на самом деле и я это запомнил ещё из тех, 60-ых, когда об этом прочитал.

Меньше, чем через полгода я получил письмо и книгу мистера Лэлэйна, растрогавшее меня до слёз. Вот его дословный перевод:
Дорогой Александр.
Посылаем вам книгу, которую мистер Лэлэйн хотел вам подарить, но, к сожалению он не смог её подписать.
Здорового образа жизни вам.
И подпись - Персонал БеФит предприятия (Staff of Befit Enterprises).
4/12/2011

...Великий Джек Лэлэйн скончался в январе 2011 года в возрасте 96 лет. Получается, что уже на смертном одре он думал, ему было дело до какого-то там Александра. Какая же это честь для меня! Вечного Тебе покоя, Джек - Человек с очень большой буквы и Великий Гражданин!

Глава 3. С предыдущими тональностями и с добавлением тональности ша бемоль

Мой рассказ подходит к концу. Не будем тратить время на выводы. Они очевидны. Позволим себе лишь некоторые умозаключения. Вам были продемонстрированы две стороны одной медали - решки и Орла, "элиты" и Элиты.
         
А вот выписка из энциклопедии, где определяется понятие культурно-интеллектуальной элиты:
          Образованное культурное меньшинство, часть членов общества, обладающих высокой степенью культурной компетенции, занимающихся разработкой культурного знания, созданием произведений искусства, философских теорий и религиозных доктрин.
         
Ну, что ж, всё правильно. Теоретически. А когда творческая элита превращается в творческую номенклатуру? Что тогда? Тогда происходит конфликт холодного ума и тёплого сердца. Не всегда очевидно, что при этом побеждает.
         
Не могу себе позволить стать заложником гипертрофированных аналогий и экстраполяции далекоидущих выводов типа, - Сегодня он играет джаз, а завтра родину продаст. Но всё же не могу не высказаться на тему зависимости внутренних культурных убеждений и человеколюбия, как высших точек отсчёта общепринятых вечных ценностей цивилизованного мира. Не ведающий никаких чувств к сопереживанию и жизнь человеческую в грош не ставит. И наоборот.
         
Всё дело в принципиальном подходе. И это возможно в условиях, когда поступки и манеры поведения диктуются и следуют тому, от чего не бывает стыдно людям с внутренней совестью - человеколюбию. А отсюда уже и все производные составляющие, взаимосвязанные с культурой и культурным наследием.
         
А может быть, именно в этих лабиринтах и спрятан тот Ключ, который открывает и другие двери, ведущие к разумным экономическим решениям, научным приближениям, использованию и разработке природных ресурсов и многому другому? А, в общем, - к прогрессу человечества на Земле. Вопрос риторико-дискуссионный. Но, то, что в этом есть доля истины и доля значительная, я не сомневаюсь. Ведь всё в этом мире взаимосвязано. Культурный мир человека является той доминантой, которая "правит бал" во всём подлунном мире. Какова доминанта - таков и мир. А с повадками дикарей мы сможем только лишь открыть дверь в преисподню. Или, если очень постараемся и нам повезёт - залезем на пальму и жуя банан, будем оттуда наблюдать, как гонят стадо баранов на заклание...          

Легче всего найти оправдание равнодушию занятостью того или иного адресата. В мире настоящей цивилизованной лояльности и внимания к ближнему равнодушие не может быть оправдано ничем. Призыв о помощи там - в том мире, воспринимается с пониманием и буквальным желанием помочь. И тут же вопрос: как вы думаете, как вы можете оценить степень занятости президента страны вообще, а президента Соединённых Штатов Америки, в частности? Возьму на себя ответственность облегчить ваши догадки, ответив положительно: занят и даже очень! Меру занятости в этом случае даже не с чем сравнить. В абсолютном понимании и значении определения алгоритма. О чём это я? Ах, да. Всё об этом же...

Моя сотрудница, мой литературный редактор, которой я бесконечно благодарен за мои писательские "университеты" - Инна Кузнецова, как-то поделилась со мной тем, что произошло в её семье. С её разрешения я вкратце поведаю эту короткую историю.

Учась в средней школе, в калифорнийском Сан-Франциско, дочка Инны - Юля, написала письмо действующему 43-ьему президенту США Джорджу Уокеру Бушу. В том письме она попыталась высказать своё отношение к некоторым моментам в деятельности президента, в том числе, поделилась своим непониманием и несогласием с какими-то моментами в его политике. Спустя короткое время, Юля получила ответное письмо из Белого Дома, подписанное президентом Бушем-младшим. В вежливой и доброжелательной форме президент попытался объяснить свою позицию по интересующему девочку вопросу. В заключении президент поблагодарил Юлю за её неравнодушное отношение к общему делу и пожелал ей успехов в учёбе. В письмо была вложена красивая цветная фотография президентской четы - Джорджа и Лоры с их автографами... Как вы думаете, почему мне было радостно читать письмо президента и разглядывать фотографию?

Прошу прощения, но на этом все мои гвозди, которые я употреблял, забивая в крышку гроба равнодушия и неоправданных извинений занятостью, желая похоронить эти категории, кончились. Осталась лишь надежда и знание того, что наша Земля всё-таки вертится, а мы на ней движемся по предписанной и предначертанной траектории взаимовыручки с неотвратимым осознанием проживания в общем доме.

Во всём цивилизованном мире существуют правила общения. Их уровень мы выбираем в зависимости от индивидуальной культуры. И в России, и в Америке можно встретить тех, кто захочет или нет разделить с тобою радость открытия. Предложaт или нет свою помощь. Подставят своё плечо или наоборот - ножку. Эти категории границ не имеют и необъятны, как вселенная.
         
Не будем же терять оптимизма. Пожелаем друг-другу ниспосланной благодати в виде наших ангелов-хранителей. Тех, кто нас поймёт и простит наши слабости и ошибки. Тех, кто укажет путь к успеху.
         
В связи с этим к месту и так, между прочим, вспоминаю мною любимый старый, добрый, 1960 года фильм Якова Сегеля "Прощайте голуби", где главный герой - молодой человек Генка Сахненко, отдав другу своих голубей, тем самым, метафорически, прощается со своей ранней юностью. Вот, так и я, распрощался со своими надеждами. Кстати, по какому-то сверхъестественному совпадению сьёмки эпизодов фильма происходили в моём родном городе Киеве и даже, представьте, в средней школе номер 48, на улице Свердлова рядом с домом, где мы тогда жили. К подобному роду фактам я отношусь сентиментально, мистически, с какой-то щемящей долей ностальгии. И мне, как и Генке пришлось прощаться с голубями, входя во "взрослую" жизнь…

P.S.    После написания этого рассказа, вослед, у меня родились эти строки. Здесь, я думаю, сказано всё, о чём я пытался поведать. 

Пишите мне рецензии, друзья!
Без них я полноты не ощущаю
Своей пригодности и грустно полагаю,
Что правильно не вертится Земля.

Мне б архимедов разыскать рычаг
И изменить безмолвия вращение.
С его уловками, с условием положения,
Где я не вижу свой архипелаг.

Как изменить условия игры?
Чтоб чувствовать, внимать и быть полезным.
Чтоб не нарушить такт и не прослыть скабрезным,
Приоткрывая новые миры.

Миры, где я не вижу ваших лиц.
Где только строчки - ваших мыслей гроздья.
Как ручейки в период половодья
Спешат насытить Землю без границ.

Без ложной скромности могу уверить я:
Не страшен шип, вонзившись замечанием,
А бойтесь быть поранены молчаньем.
Пишите мне рецензии, друзья!


Рецензии