Китайская тетрадь. Часть 68

К 1 января 1901 года русские войска  полностью покинули Пекин. В результате самостоятельных поисков, я нашел ряд источников по этому  периоду, изданных буквально после событий в Китае. Одним из них была работа П.Будзко «Военные события в Китае (1900 -1901 гг.) ». С его слов: «Русское правительство торопилось как можно прочнее основаться в Квантуне, войска непрерывно подвозились из Одессы Добровольным флотом и к концу октября 1898 года уже были на месте полностью. В июне 1900 года гарнизон состоял (считая увеличение крепостной артиллерии по Высочайшему Приказу от 10/23 мая 1900 года) из 3-ей Восточно-Сибирской стрелковой бригады в составе 9, 10, 11 и 12-го полков, трех восьми-орудийных батарей, одного Забайкальского казачьего полка в 6 сотен и саперной роты с телеграфным взводом.

Имелось еще два батальона  Квантунской крепостной артиллерии по 4 роты в каждом. Всего в сумме насчитывалось 13 500 человек. Вот тогда и нашелся 11-й ВССП, в котором начал службу дед.
В книге другого исследователя событий начала 20-го века П.Россова «Русский Китай» ситуация в Китае описывалась несколько подробнее. П. Россов был командирован в Китай  «для изучения разговорного и письменного китайского языка», которым ранее еще занимался в Хабаровске. В Китае он находился в распоряжении генерал-майора К.И.Вогак.
Как пишет Россов: «Китайские чиновники тот час обнаружили свою нахальную политику.

Натравливали народ на «варваров», которыми они считали русских. Со слов автора, русские же не заботились о том, чтобы сблизиться с народом и разъяснить все нелепые насчет их выдумки. "Китайское население очень удивлялось, как это мы не можем читать по-китайски, когда японцы все понимали. Равнодушие и неподготовленность пионеров русской колонизации создали то ненормальное положение, в каком оно находилось весь период, включая 1904-1905 гг. Влияние русских не простиралось далее Порт-Артура. По этой причине русские комиссары в Квантуне полковники Вогак и Илинский работали в многочисленных спорных комиссиях. Позднее их сменил полковник Добронравов. От китайцев участвовали комиссары Гао Ваншэн и Ту Цзиньтао. Позднее гражданское управление областью было возложено на командированного из Пекина второго драгомана посольства, асессора Колесова, который, кроме того, исполнял функции дипломатического чиновника и переводчика".

1982 г. Вышел документ ЦК КПК № 1 по сельскому хозяйству. КДПО  получил его одним из первых и потому  и досталась трудная доля по его переводу и докладу в Москву. Нужно было пограничникам этим заниматься? Скорее всего, нет. Однако, начальству хотелось показаться и доложить в инстанции что-то важное, тем более принятое на уровне ЦК КПК. Вероятно, к тому времени данный документ уже был в Москве и, скорее всего, переведенный более качественно. Тем не менее, пришлось, в том числе и мне, осваивать сельскохозяйственную лексику и на время забыть о границе.
В документе теоретические разъяснения, вводимой подрядной системы при совместном производстве. Она предусматривала сочетания единого (объединенного)  и рассредоточенного управления. Не все было понятно и  китайцы утверждали, что это «новое развитие теории марксисткой коллективизации сельского хозяйства в практике Китая».

Новое — это  хозяйства  в форме «семейного подряда».  Как поняли пограничники, они охватили более 90% крестьян всей страны. Говорилось о необходимости совмещать заботу о трех сторонах: о государстве, о коллективе, об отдельном человеке. В результате изменений политики некоторые бедные районы начали поставлять товарное зерно государству. Появились многочисленные хозяйства, специализирующие на производстве  какой-либо сельскохозяйственной культуры. Начало развиваться разделение труда, стали формироваться многообразные хозяйства, управления, появилась товарная экономика
Документы  ЦК КПК № 1 по сельскому хозяйству выходили и в последующие  1983 и 1984 годы, но пограничники их уже не переводили. В них ничего нового не провозглашалось, говорилось только о закреплении и совершенствовании подрядной системы, расширялись сроки подрядов до 15 лет. Шла речь о том, что «широкие массы крестьян с 1982 по 1984 года проглотили «три пилюли», укрепивших их уверенность в завтрашнем дне». Первая «пилюля» – открыла им глаза на возможность продвижения к зажиточности. Вторая – дала возможность твердо стать на путь, ведущий к зажиточности. Третья – рассеяла сомнения и опасения относительно последствий продвижения.

По сравнению с 1978 годом производство зерна в Китае увеличилось с 304,7 млн. тонн до 378, 98 млн. тонн; хлопка с 43, 34 млн. тонн до 83, 02 млн. тонн; средние доходы крестьян возросли с 70 с небольшим юаней до 397 юаней в год.
Сельское хозяйство в Китае укреплялось, а чиновничий аппарат сокращался. Данный вопрос обсуждался 2 марта на 5-ой сессии ПК ВСНП, выступал Чжао Цзыян. В печати сообщили об издании избранных произведений Лю Шаоци и выходе документов ЦК КПК «по ветеранам и религии».
В этот день, в 1985 году были опубликованы основные установки Дэн Сяопина по строительству социализма с китайской спецификой.
В 1860 году состоялось открытие первых посольств в Москве и Пекине. До этого Духовную миссию возглавлял Кафаров. Кафаров участвовал в утверждении на практике Пекинского договора 1860 года,  на картах которого граничная линия была обозначена красной линией, и направление ее показано буквами русского алфавита.  Столб под литерой «Е» был поставлен на левом берегу реки Уссури, напротив станицы Казакевичевой. Разграничения, как известно, проводили военный губернатор Приморской области Петр Казакевич и квартирмейстер войск Восточной Сибири полковник Генштаба Будоговский. Наиболее активную роль в работе с документами играли представитель Духовной миссии Кафаров и переводчик Татаринов, вызванный из Чугучака.
 
С участием Кафарова и Васильева стали издаваться «Труды членов Российской духовной миссии в Пекине» - первое и, к сожалению, пока единственное русское издание, посвященное вопросам изучения Китая. Кафаров пользовался среди маньчжурских чиновников большим авторитетом. Его в случае необходимости приглашали в Лифаюань и даже в Государственный совет. В 1860 г. в Пекине было открыто российское посольство, а Кафаров, будучи настоятелем церкви российского посольства в Риме, в третий раз был назначен начальником новой, пятнадцатой духовной миссии в Пекин. В середине 1878 г. Кафаров серьезно заболел и не доехав до России скончался в Марселе 6 декабря 1878 г., похоронен на русском кладбище в Ницце.

В 1905 году пал Порт-Артур. 11-315. Для приобретения его было положено много сил и энергии. Выяснилось, что основная цель создания лесной концессии в Корее заключалась в создании оборонительного рубежа от Владивостока до Порт-Артура. Цель царя Николая - не допустить какого-либо иностранного влияния в Маньчжурии путем усиления экономического и военного присутствия. Мнения при дворе разделились: с одной стороны Ламсдорф, Витте и Куропаткин, с другой - Алексеев и Плеве. Кто победил? Николай 30 июля 1903 года назначил Алексееева своим наместником на Дальнем Востоке. Витте 15 августа сняли с должности министра финансов. Россия сорвала третий этап выводы войск из Маньчжурии (26 сентября) и вновь захватила Мукден. Куропаткин задумался об отставке.
Ухтомский Эспер  все же надеялся на возвращение Росссии к своим азиатским корням. Духовность, отвращение к примитивному материализму, индивидуализму делало, по его мнению, русскую душу восточной. Его планы с мыслями Витте совпадали. Были и другие мнения. Так, сделал пометку найти рассказ Константина Кушакова о "Южно-маньчжурских беспорядках в 1900 году". О китайцах он писал в стиле Пржевальского.

Лев Толстой жестко критиковал на застрельщика иностранной интервенции за высказывание: "... в Китае войска не должны брать в плен, а всех убивать". Писатель возмущался: "... и его не сажают в смирительный дом, а кричат ура и плывут в Китай исполнять его предписание". Россия была за мир с Китаем, наши священники не навязывали свою веру китайцам. Верными союзниками Ухтомского были генерал Евгений Богданович (см. "Россия на Дальнем Востоке" ) и князь Владимир Петрович Мещерский с газетой "Гражданин". Он тоже считал, что место России не в Европе, а в Азии. Кажется в его газете был напечатан анекдотический случай, когда царя на ярмарке в Нижнем Новгороде встретили местные купцы в русских одеяниях, но с именами Кнуп, фон Айнем, Шульц и Кениг.
Порт-Артур пал. К этому, кстати, приложили руку и немцы.


В личном календаре за 3 января нет ни одного события. Получается, не очень удачное число. В отдельные дни больше десятка, а тут ни одного, надо разобраться и прежде всего заглянуть в китайский «Лексикон». В словаре две даты: 3 января 1945 г.Сталин  встретился с сыном Чан Кайши  Цзян Цзинго. Обсуждались параметры будущего договора. В 1967 г. в этот день Ван Хунвэнь взял под свой контроль шанхайскую прессу: сначала «Вэнхуй бао», а двумя днями позже – орган ЦК КПК «Цзефан жибао».
Цзян Цзинго вырос у нас в СССР и даже жил и работал в Свердловске, если не ошибаюсь, на Уралмаше. Супруга у него русская. Был Цзян про советский, а стал про отцовский. После смерти Чан Кайши стал лидером Тайваня. О чем это говорит? Китаец всегда остается только китайцем и никем другим, кожи не меняет и не подстраивается.

Ван Хунвэнь один из лидеров группы по руководству «Культурной революцией в Китае». Как участник «банды четырех» после смерти Мао Цзэдуна был арестован и осужден. Вот такая история. Как в песне «Кто был ничем, тот станет всем» и наоборот.
Позднее дата за 3 января (пожалуй по старому стилю) нашлась. Как выяснилось, в этот день в 1875 г. в Николаеве Херсонской губернии родился сослуживец деда по 11-му полку Блонский Василий Васильевич, долгожитель в Мукдене. В Николаеве родилась и супруга деда Глафира Аристарховна Шведова.  Шведов в Николаеве было много. Именно они помогали возводить российский флот.
Блонский Василий Васильевич, сослуживец деда по 11-му полку, родился 3 января 1875 года в Николаеве Херсонской губернии. Окончил Владимирский кадетский корпус, 3-е Александровское училище по 1-му разряду. Подпоручик 11-го Восточно-Сибирского полка с момента его формирования — 1898 год. Увлеченный Китаем, поступил в Восточный институт во Владивостоке, который окончил в 1908 году.

Много лет полковник В.В.Блонский являлся помощником военного агента в Мукдене. Занимался общественной работой,  с 1925 года стал Уполномоченным главы российской эмиграции на Дальнем Востоке по Мукдену. Вместе с Н.В.Спувом 14 октября 1925 года открыл смешанное реальное училище при православном братстве в Мукдене,  и стал в нем директором. Долгое время это училище было культурным центром русской общины. Большое внимание в училище уделялось изучению восточных языков. Крупные пожертвования оказывала ЮМЖД. В основном общественная жизнь шла вокруг местного православного братства церковного прихода.
О нем в своих воспоминаниях «Записки сына последнего российского императорского консула в Мукдене» писал Борис Сергеевич Колоколов:
«Василий Васильевич настолько обжился в Мукдене, что приобрел участок и жил в собственном доме, пристроив в дополнение еще один — с выходом на улицу. Этот второй он сдавал  и долго спорил с арендатором, требовавшим выход с крыльца этого дома прямо на улицу через окружающий весь участок кирпичный забор... Мария Васильевна, его жена, помниться приезжала к нам в Дайрен (Далянь), когда родилась у нас дочь Катя, и была восприемницей ее при крещении. Семьи наши в Мукдене были тесно знакомы, и я бегал к ним во двор...Впоследствии Блонский долгое время считался руководителем русской общины....

Во время японской оккупации он вошел в конфликт с властями и был арестован японцами. Содержался некоторое время в заключении и вышел оттуда совершенно разбитым человеком, хромая на одну ногу. Его дети Жорж и Лида, уехавшие в Америку первое время вынуждены были зарабатывать мытьем посуды, чтобы прокормиться.
После смерти Василия Блонского, его жена Мария Васильевна, уже в пятидесятые годы, уехала к сыну и дочери в Америку.  Как говорится: «прощай Шибашень», («восемнадцать провинций»), как иногда китайцы называли свою родину К тому времени они уже успели создать себе благополучную жизнь. Мой брат Глеб дружил с Жоржем Блонским, эта дружба подпитывала его желание тоже попытать счастье в Америке, и он укорял маму, когда к тому была возможность». Согласно книге «Военная разведка в Китае», Василий Блонский являлся резидентом военной разведки.

По автору, должность военного агента в Пекине с 1915 года. исполнял полковник Н. М. Морель. У него было два помощника – полковник В. В. Блонский и полковник К. А. Кременецкий. Они находились, соответственно, в Мукдене и Шанхае. 
В 1975 году в  КНР приняли новую Конституцию. Запомнилось, что впервые после «дела Линь Бяо» в Китае были заменены все вакантные посты в высших партийных, государственных  и военных аппаратах. Начался процесс реабилитации старых кадров, репрессированных в годы «культурной революции». В сентябре Китай принял решение освободить из заключения всех задержанных в 1962-1965 годах американских и чанкайшистких агентов и членов экипажей судов, на которых они были заброшены в Китай. Всего таких оказалось  144 человека.
7 января 1932 года от туберкулеза в Харбине умер Владимир Жуковский-Волынский. Его сестра Любовь была женой Владимира Чакирова. Родился Владимир Жуковский-Волынский в 1904 г. Обучался в Первом Сибирском Императора Александра I Кадетском корпусе. Выпуск 1923 г. (96-й) в г. Шанхае.

В 1935 году прошло известное совещание в Цзуньи (Мао Цзэдун вошёл в состав Секретариата ЦК в качестве руководителя  Военного Совета). 2-157; 9-75-4-104; 59-278; 63-8; 117-77,273,712.  Дэн Сяопина трижды смещали. Первый раз с подачи Ван Мина в 1932 году и он три года был не удел. Поднялся после Цзуньи в 1935 году. Стал начальником секретариата ЦК КПК. После этого в походе он уже не шагал пешком, а имел свою верховую лошадь. Его свела судьба с легендарным военачальником Лю Бочэном, командиром 129-й дивизии. Он стал у него политическим комиссаром. Она входила в штат 8-й армии.
8 января 1976 г. скончался премьер Госсовета КНР Чжоу Эньлай. Для пограничников он запомнился участием встречи с  Н.А. Косыгиным в Пекине на аэродроме 11 сентября 1969 года. Тогда остро обсуждалась ситуация на границе и было принято решение о статус-кво, то есть о поддержании (сохранении) существующего положения. В это время я уже учился в Москве. Тогда договорились о переговорах, которые во главе с В.В. Кузнецовым начались в октябре 1969 года.

Спор о пограничных островах ничем не завершился потому как китайцы, априори предложили назвать «спорные районы» и вывести из них войска. Цяо Гуаньхуа, который возглавлял китайскую делегацию, предложил сразу сделать из границы сыр с дырками. Как тогда утверждали:  «в иной обстановке можно было пойти на предложенный вариант, но тогда мы китайцам совершенно не доверяли». Разрядку в переговоры вносил пограничник Ю.Г. Ницин, он рассказывал, а все громко смеялись. В это время, когда присутствовало глушение, Василий Васильевич Кузнецов проводил внутреннюю консультацию с Матросовым и международником-юристом В.В. Нисиновским.  Китайцы постоянно прибегали к излюбленному приему: изображать себя в качестве якобы в чем-то ущемленную или пострадавшую сторону.

И они требовали справедливости и гарантии безопасности «от атомной бомбы, которая постоянно весит над их головой». Тогда советская сторона предложила подписать договор о ненападении. Проект китайцам был передан 14 июля 1973 года, но он был отвергнут. Приходилось опираться на принцип пролетарского интернационализма. Летом 1970 года Кузнецов улетел в Москву. Делегацию возглавил  заместитель министра иностранных дел Л.Ф. Ильичев. Послом в Пекине в 1969 году стал В.С. Толстиков, заместителем к нему (советником-посланником) назначили А. Брежнева. Ему приходилось решать проблему о проходе китайских судов мимо Хабаровска. Это уже наша пограничная практика, в которой и я участвовал.
Нельзя не вспомнить, что Чжоу Эньлай стоял у основ заключения договора  1949 года. Он прибыл в Москву 20 января.

Вначале была версия назвать новую республику Народная Республика Китай. Мао, кстати, как и Ли Хунчжан  накануне подписания договора  настаивал, чтобы в нем содержались положения, как «предотвращение возрождения японской агрессии» и «сотрудничество в военной области». По КВЖД позиция была такая «КНР должна играть главную роль, что срок соглашения по КВЖД нужно сократить, доля китайских акций должна составлять 51 %., председателем комитета и начальником дороги должен стать китаец.
Китайцы считали, что КВЖД, во-первых, была продуктом экспансии царской России, а во-вторых, она уже была продана Маньчжоу-го (то есть японцам. Иным словом, у СССР не было никаких прав на дорогу..). Договор на 30 лет подписали А.Я Вышинский и Чжоу Эньлай.

В секретном соглашении к договору стороны согласились о наличии с двух сторон территориального пояса свободного от присутствия и деятельности граждан третьих стран, рассматривались военные действия на случай обострения обстановки. Соглашение это было аннулировано в 1956 году. 15 февраля китайская сторона устроила прием в Метрополе. 16 февраля был прощальный банкет, а 17-го числа Мао убыл. Мао и Чжоу были подарены два автомобиля.
В ходе «культурной революции» НОАК получила задание захватить органы ОБ. 9 января 1966 года был упразднен отдел ОБ в столице, началась чистка в органах прокуратуры и судах. Особенно широкие расправы имели место в провинции Сычуань. Начались массовые судилища над «контрреволюционерами». Начали создаваться ВРК, в том числе в органах ОБ. По Мао Цзэдуну армия становилась «главной составной частью государства».


Рецензии