Моника Беллуччи. Глава 10

ГЛАВА 10.  «СТРАСТИ ХРИСТОВЫ».

Об этом  парадоксальном фильме мне есть что сказать. Да ещё как!
Приурочен он был к столетию появления первых фильмов под названием «Страсти Христовы», которых за первое десятилетие 20 века было снято аж семь штук. Тоже юбилейный проект, как  и «Необратимость»! Памятник киноискусства!
Колоссального христианизирующего значение в современном мире фильма Мела Гибсона нельзя умалить, но тем не менее он имеет ряд недостатков, в определённом смысле – вопиющих. Начну с них.
Увлечённый проектом с арамейским языком Гибсон не заметил и не понял, что в своём кругу евреи общались не на языке «провинции Сирии», а на иврите.
Изображать Деву Марию внешне неприятной, хоть и внутренне-обаятельной женщиной – нелепая выдумка Мела, преступная с точки зрения христианской эстетики, видящей в Матери Христа образец красоты. Её портрет с натуры – Ченстоховская икона, - подтверждает это.
Авторская расправа над предателем Иудой жестока и не предполагает раскаяния этого одержимого апостола, не предполагает того, что предатель делал дело Божьего спасения мира и был благословлён на свои действия Самим Иисусом.
Сцена крестного пути чудовищно затянута и нереально-натуралистична.
Не обошлось и без «дьявольского когтя»: Иисус, прекрасно знавший Отца Небесного, во время Своего крестного пути взывает ко Творцу: «Я верую в Тебя, Боже!».
Скажу о роли Моники: она показывает свою истинную ипостась как Марии Магдалины только в первом эпизоде после пленения Иисуса,. когда пламенно вопрошает о Его участи и получает определение «сумасшедшей». В остальных картинах она – прекрасный манекен, «модель», любящий, утешающий глаз, но безгласный и несколько «формальный» персонаж. Магдалина -  потому что Малена, потому что прекраснейшая из женщин – невеста Христова, или потому, что преемница в кино европейско-американской Марии Магдалины Дитрих?
Понимание Марии Магдалины как жены, взятой в супружеской измене, ложно и довольно нелепо как с точки зрения евангельской истины, так и с точки зрения художественной правды фильма.
В общем, роль Моники выполнена на оценку «четыре», хотя отрадное обаяние её в фильме «плещет через край». Фильм такой – что поделать! Тем не менее, многие хвалят Монику как лучшую «Марию Магдалину» в истории кино.
Теперь -  о достоинствах этого фильма, о великом в «Страстях Христовых». Гениальна игра Джеймса Кавизела  в роли Христа – он центр  «Страстей», совесть и оправдание этого фильма. Уникальна картина бичевания Иисуса, она  в прямом смысле «берёт за душу». И итальянская речь римских солдат – «открытие» историософское.
Ещё один великий эпизод в «Страстях Христовых» - предсмертное сближение «злого разбойника», ослеплённого вороном, с распятым рядом Иисусом. Он обращается со стоном к Спасителю примерно со следующими словами: «Иисус, Ты видишь – мы умираем!» Это  - последний экзистенциальный вопль страдающего существа, кающегося в самом своём существовании, это - последняя грань возможности покаяния погибающего человека. И это – великий образ мировой культуры!
Итак, фильм не без проблем, но всё же – хороший и даже прекрасный! И даже великий!


Рецензии