Зеленый зверинец

Вот уж воистину – жизнь полна неожиданностей. В первый момент я даже не поверил своим глазам. Рядом с дорогой с оживленным движением свободно маршировали дикие животные: длинношеии жирафы, спесивые страусы и быстроногие лошади. Они смело смотрели на проезжающих, а те резко тормозили от удивления. Животные сбежали из зоопарка или какой-то цирк вывел четвероногих артистов на прогулку? Но почему все они, включая даже бивни слона, совершенно зеленые?

Оказалось, что шкура их не из шерсти, а, как и перья птиц, из листвы и хвои, тела из мелких веточек и сучков. И никуда они не уйдут – слишком прочно вросли в землю корнями. И созданы они не природой, а фантазией и талантом садовника. Пилой, ножницами и секатором он "украл" у растений их естественную форму. И под его руками они превратились в забавных животных.

Искусство фигурной посадки и стрижки садовых растений или, как его еще называют, топиарное искусство (от английского - topiary) возникло очень давно. Сложные растительные формировки были популярны уже в Древнем Риме. Следы посадок на месте садов в доме Лорея Тибуртина и на виллах Джулии Феличе и Фавна в Помпеях подтверждают это. Правда в средневековой Европе о языческой изощренности было почти забыто, в обиходе оставались лишь простые геометрические формы и лаконичные живые изгороди. Но постепенно, столетие за столетием интерес к устройству сложных декоративных садов возрождался. Просыпался и интерес к растительным скульптурам. Известно, что первый топиарный сад в Англии, например, появился в XVI веке. Это Кэнонс Эшби, в графстве Нортгемптоншир. За ним в конце XVII века французским садоводом М.Бьюмонтом был создан Левенс Холл в Кумбрии. Во Франции - Шато де Вилландри, в Италии - Вилла Ланте и Кастелло Балдино. А американскому саду Зеленых животных - Грин Энималс Топиари Гарден в Портсмуте на Род Айленде - немногим более ста лет.

Сегодня уже и простым садоводам недостаточно прямых зеленых стенок аля Версаль, им подавай настоящий зверинец. Чтобы композиции вызывали у всех улыбку. Видимо, в моду вошел сад-шутка. И получается, что кустарник сам по себе никому не нужен, "необузданный" он может оставаться в лесу. Важнее стало намеренное, рукотворное превращение. Вот зеленая австралийская птица выступает с гордо поднятой головой, за ней следует африканский жираф, если прибежавший ниоткуда слон не подставит ему ножку. Мир то ли стоит на голове, то ли вывалился из джунглей. Кусты не похожи на кусты, деревья потеряли кроны, зато обрели лбы, рога, ноги и крылья. И абсолютно все стало зависеть от желания человека. Стоит захотеть, и у вас появятся парусники с поднятыми, наполненными ветром парусами, театральные кулисы, компания эльфов... Немного сумашедшинки, и могут воплотиться истории, подслушанные у дриад, живущих в сокровенной глубине дерева.
 
Я выяснил, что создать зеленую скульптуру способен любой, кто умеет ухаживать за растениями. Самыми популярными материалами для этого являются самшит и тис. Растут они медленно, но постоянно и всю зиму остаются зелеными. Мелкая листва первого и темная хвоя второго создают приятные, бархатистые и однородные на вид поверхности. Правда надо иметь в виду, что они подходят больше для европейского климата, у нас зимой их придется защищать. Это тоже выход, но украшением зимнего сада им уже не быть. В наших условиях наиболее полной заменой им может служить туя, тоже вечнозеленое, прекрасно стригущееся растение. Кроме того, хороши липа, клен полевой, граб и бирючина. Их листья большие, поэтому и фигуры из них будут смотреться менее тяжеловесно, чем из тиса и самшита.
 
Удивительно, что инструментов для ваяния скульптуры требуется совсем  немного, это ножницы для стрижки кустарника, секатор и для мелких форм – ловкие пальцы садовода. Обрабатывают питомцев несколько раз в год, чтобы, обрастая, они не теряли форму. В пик расцвета барокко для облегчения этого умные садовники придумали проволочные каркасы. С тех пор все стало намного проще. Каркасы указывают границы, за которыми торчащие веточки укорачиваются. Работа идет быстрее и ошибиться при обрезке бывает трудно. Еще каркасы позволяют сравнительно быстро получать имитацию стриженой формировки с помощью обыкновенного плюща. Его сорта с мелкими листьями отлично подходят для крошечных скульптур, с крупными – для творений побольше. Эта идея оригинальная, но наши зимы и тут вносят свои корректуры, ведь в открытом грунте плющ зимует у нас не везде. Выход найден умельцами, они приспособились выращивать такие фигуры в контейнерах и поздней осенью заносят их в дом.

Теперь, после знакомства с зеленым зверинцем у дороги, при встречах с "несерьезными" зелеными животными и с незамысловатыми фигурами, шарами и пирамидами я всегда задерживаюсь. Даю им возможность увлечь меня в воображаемый, абстрактный мир. Кому-то это может показаться причудой и напрасной тратой времени, мне же от этого обычно становится забавно. Я даже чувствую, что от прививок детской наивности, сам становлюсь лучше!


Рецензии