Введение

Краткий очерк истории взаимоотношений философии и Откровения.

Философия - форма деятельности «сознания», направленная на постановку, анализ и решение коренных мировоззренческих вопросов, связанных с выработкой целостного взгляда на мир и человека в нём. В буквальном смысле слово «философия» означает «любовь к мудрости» (от греческих слов фило - любовь и софия - мудрость).
Зарождение философии как специфической формы деятельности «сознания» относится примерно к началу 1-го тысячелетия до нашей эры, т.е. произошло примерно три тысячи лет назад. Сам термин «философия» ввёл в оборот древнегреческий математик и мыслитель Пифагор (середина VI века д.н.э.). Первое же развернутое разъяснение содержания и смысла этого понятия, в отличие от близких ему понятий «знание» и «мудрость», принадлежит Платону. Существенную роль в осмыслении содержания понятия «философия» сыграл Аристотель.
До Платона и Аристотеля философское знание в основном представляло собой систематизацию так называемой «житейской мудрости», то есть повседневного жизненного опыта людей, выраженного в, художественно-образной форме. Сначала аллегорической, затем символической. А затем, с проявлением «сознанием» Откровения в самом себе, и в форме прообраза - духовно-образной форме. – Откровение всегда начиналось для «сознания» с мифа и мифологии! Со времён Платона и Аристотеля, философия уже не удовлетворяется любознательностью – «простой любовью к мудрости», а стремится стать развернутым, последовательным учением, опирающимся на надежный фундамент представлений о человеке и о мире, в котором осуществляется его жизнедеятельность. Она стремится к целостной картине бытия, на фоне которой, только и можно понять своеобразие человека, и всё в большей степени начинает создавать не символические, художественные образы, но, прежде всего, понятийные формы, выстроенные логическими средствами. Но художественно-образные способы выражения содержания человеческого опыта никогда полностью не исключались из философии. Причём в философской традиции Востока эта первоначальная форма философствования до сих пор остаётся господствующей.
Что же касается понимания самого предмета философии, то оно сформировалось под влиянием:
- во-первых, процесса преодоления ограниченности предшествовавших философии типов мировоззрения «сознания», а именно мифологии и природной или естественной религиозности. Её ещё называют первоначальной религиозностью, в отличие от откровенной религиозности, формы которой возникли позднее, со становлением откровенных или мировых религий. Формы первоначальной религиозности или язычества, очень многообразны! – это: анимизм, тотемизм, шаманизм, политеизм и т.д.;
- во-вторых, длительных поисков истинного знания, выделяющих философское знание из всего опытного знания, имевшегося у человека.

Преодолевая мифологию и первоначальную религиозность мышления «сознания», философия избрала своим ориентиром не традицию и авторитет, не иррационально сформировавшиеся архетипы и стереотипы «сознания», а критическое осмысление мира и человека, свободное от всего интуитивного, в том числе, свободное и от главенства морали и нравственности.
Философия противопоставила мифологии и природной религиозности, с их  антропоморфизмом (наделением человеческими качествами природных вещей и процессов) представление о мире как о поле действия бездушных и безличных сил, объявив мир - объективным, т.е. отделённым и независящим от человека, как субъекта познания. Всё субъективное было принесено в жертву объективному. Без учёта того, что духовное никогда не было и не может быть ни объектом, ни объективным!
Обсуждая проблему строения целостного бытия, древнегреческая философия предложила определенный перечень разных решений этой проблемы:
- Представление о последних пределах или «последних самых малых частичек вещества», из которых строится всё мироздание (античный атомизм);
- Представление о беспредельности или о «беспредельной и безграничной делимости природы» и, следовательно, об отсутствии каких-либо пределов этой делимости; наконец,
- Представление о всеобщем единстве, или о «всеохватывающей и всепроникающей целостности всего сущего».


Рецензии