Введение. Продолжение 1

Каждый мыслящий человек, участвующий в сознательном поиске и свободном выборе подобных представлений, не мог не задаваться вопросом о причинах Красоты и Гармонии Космоса - целостного бытия. Эти поиски и выбор не могли быть удовлетворены лишь посредством методов логической аргументации, теоретического анализа и обоснования. Нравственно-этическая составляющая целостного бытия, постоянно напоминала «сознанию» о своём существовании, тревожа совесть каждого человека.
Рационализации осознания предмета философии способствовало стремление вычленить из всего опытного знания «сознания» некое своеобразное истинное знание, которое и было объявлено основным содержанием философии. С момента своего возникновения, как интеллектуально-логической формы психической энергии «сознания»,  философия стала утверждать, что именно рациональная форма знания является наиболее близким к истинному знанию - более зрелым и более совершенным. Для укрепления этого мнения о философии имелись объективные основания. - Опытное знание этой эпохи было описательным, натурфилософским. Этот «массив интеллектуальных наблюдений» и «чувственно-образная мифологическая картина мира» были слабо связаны дедуктивно (логически и математически), с точки зрения выявления и объяснения причин наблюдаемых явлений и процессов. И философия взяла на себя работу по преобразованию опытного знания в эмпирическое знание, которое превратило «массив интеллектуальных наблюдений» в «массив преднаучных интеллектуальных знаний». Она стала своеобразной паранаукой или пранаукой. [1] Но при этом, всё «чувственно-образное» философия пропустила через целую систему рациональных фильтров, изгнав нравственность из онтологии и заменив феномен нравственности этическими знаниями! - Понятиями о: красоте, долге, целесообразности, совершенстве и гармонии справедливости, свободе, правде и праве.

[1] «Наукой наук» или «царицей наук», попытавшейся дать теоретическое объяснение всего происходящего в окружающем мире и в самом человеке.

Это античное своеобразие понимания философией «знания как такового» и взгляда того времени на предмет философии мы находим у Аристотеля. Он ввёл совершенно новый термин метафизика, который и сейчас почти синонимичен термину философия. Аристотелева метафизика - это знание, надстраиваемое на фундаменте физического (естественнонаучного, говоря современным языком) знания.
В античное понятие знание вкладывался гораздо более глубокий смысл, чем в Новое Время и, тем более, в Новейшее Время. Фиксация непосредственно данного опыта или непосредственно наблюдаемого факта ещё не считалось философским, должным и совершенным знанием. Полагалось необходимым дать теоретическое объяснение данного опыта, выявить глубину и сущность любого наблюдаемого факта. И тут главной отличительной чертой античного знания становилась его всеобъемлемость. Будучи утраченной в постантичности, она затем повторялась краткими всплесками, в энциклопедизме Возрождения и Просвещения и в универсализме Нового Времени. Но уже не поднималась до высот и степеней былого античного уровня, не достигала его глубины и всеохватности. И дело здесь, как видится, заключается именно в развитии рационализма нравственности, приведшему, в итоге, безнравственному рационализму, в изменении отношения «сознания» к феномену совести и отражения этого изменения в трактовке понятий: этика и мораль, нравственность и нрав, свобода и справедливость, благо и добро и т.д. и т.п.
В начальных фазах своего появления и развития античная философия включала в себя все аспекты знания, в том числе и понимание основополагающего значения нравственного знания. И представляла собой, прежде всего, философию нравственности - в прямом смысле этого выражения. Была нравственным знанием о мире в целом и о важности человеческого нрава для мира, в частности. Таким пониманием предмета философии пропитана вся мифология и первоначальная литература не только античности, но и всего Древнего Мира! – Что и является свидетельством влияния Откровения на «сознание». Оно сохранялось на протяжении всех Древних Веков, получив полноту своего объяснения в раннехристианскую эпоху, вплоть до поздневизантийского времени, когда возникло Школьное Богословие и прервало живое общение Откровения и философствующего «сознания».
Развитие процесса рационализации нравственности, уже в Новое Время, начало которого датируется XVII веком, привело к дроблению до того целостного знания и усилению специализации разных частей или отраслей этого знания! От философии стали откалываться целые отрасли знания, дробясь, затем, на отдельные направления и  конкретные науки.
В первую очередь, нужно упомянуть об экспериментальном знании! Экспериментальное естествознание стало самой первой жертвой рационализации нравственности и движителем этого процесса в других отраслях знания. Сам по себе, процесс рационализации знания невозможно рассматривать как однозначно негативный. Знание достигло, с его помощью, более высокой теоретической зрелости, приобретя свои собственные специализированные гносеологические методы и средства в исследовании сути изучаемых ими предметов, процессов, явлений и существ. В итоге,  научное знание посчитало, что оно уже перестало нуждаться в философском знании как в некоем наиболее совершенном знании. С точки зрения онтологии и гносеологии, философия уже не рассматривалась как «наука наук». Но так ли обстоит дело с точки зрения аксиологии? [2] Какова Должная Истина достойная изучения современным научным мышлением? Если со стороны физических, химических, биологических наук поиск ответа на этот вопрос, вроде бы не вызывает затруднений, то уже биология человека, а тем более, психология и социология, в этом аспекте выглядят не столь просто и однозначно. Поэтому объявленная потребность в изменении и уточнении представления о предмете философии, в сравнении с античным универсализмом, в наше Новейшее Время не кажется таким уж простым, и уже имеющиеся ответы не выглядят бесспорными.

[2] Аксиология – особый раздел философии, предметом которого являются ценности (axios – достоинство, ценность, logos – слово, знание). Это – учение о ценностях, философская теория общезначимых принципов, определяющих направленность человеческой деятельности. В человеческом бытии все ценности предстают как цели, смыслы и критерии оценки явлений природы, общества, культуры. Большинство философских систем в качестве высших общечеловеческих ценностей выделяют классическую триаду – Красоту, Добро, Истину. В античной, а затем и средневековой философии, ценности отождествлялись с самим бытием, а ценностные характеристики включались в понятие о бытии. Но, начиная с Сократа и Платона, основным вопросом теории ценностей был: что есть благо?! Уже в античной философии наблюдаются разные подходы к вопросу об абсолютном и относительном характере ценностей. Таким образом, со времен античности до наших дней в философии ведутся споры по вопросу о том, является ли ценность атрибутом некоторой вещи или же она – результат оценивания, продиктованного потребностями личности или общества. Обе точки зрения отражают некоторые особенности понятия ценности, но не дают его адекватного определения. В первом случае знание о предмете характеризуется с точки зрения его истинности или ложности, во втором – с точки зрения ценности предмета, т. е. его значимости для человека. Но, вне онтологии нравственности эта проблема не может быть решена!

Очень существенным обстоятельством, активно стимулировавшим осознание философией самоё себя и своего предмета, заключалось в истории эволюции взаимоотношений двух самых общих форм «сознания»: философского и религиозного – этих важнейших инструментов мировоззренческой регуляции поведения и психологии людей. С самого момента своего возникновения философия, как и «сознание вообще», испытывала влияние религиозности, в том числе и откровенной религиозности. Но только откровенная религиозность оказалась реальным «движителем» развития мышления, в том числе философского и научного, хоть это развитие оказалось и весьма сложным и внутренне противоречивым. Наше последнее замечание касается всего комплекса взаимоотношений философии (науки и психологии) с религией. Особенно в Европе. - Европейская философская традиция, в отличие от всех прочих традиций, пережила ещё и непосредственную встречу с Откровением! Имеем в виду античную философию и Христианскую Церковь, ибо здесь «сознание» встретилось не с самим собой и не со своими представлениями о себе, а с причиной самого себя!!
В плодотворный период процветания и развития этого существенного обмена идеями между библейской, а затем христианской, «мыслью» с философствующим «сознанием» (I век д.н.э. -V век н.э.), перед философией открылись совершенно новые горизонты в понимании сущности человечности. Пусть всё это и происходило, поначалу, на фоне мировоззренческого конфликта между христианской и античной мыслью, переросшего в трагические противоречия в политической и социальной жизни античного общества.


Рецензии