Вечер джаза

Хуже порчи и лишая — мыслей западных зараза,
Пой, гармошка, заглушая саксофон — исчадье джаза!
(Иосиф Бродский «Представление»)
 
Джаз – это музыка толстых.
(Максим Горький)

Нет, Бродский, конечно же, так не думал, это слова героя, того, у которого «тоска по государю», да и вообще – ко времени написания «Представления» (1986 г.)  джаз в СССР занимал прочное и почетное место среди прочих (немногочисленных, однако) музыкальных предпочтений.

Добавлю, что весьма и весьма почетное – «любить» джаз было просто необходимо, если ты, Анонимус, не хотел прослыть унылым невеждой.  Даже если ты его совершенно не понимал.

К тому же — редкий случай! – джаз в СССР любили официально, так сказать, на государственном уровне.

Да-да, при всей тоталитарности строя джаз был в почете, и ничего, что «из-за бугра» — это же музыка черных, а черных в Америке гнобят, как было известно каждому жителю совка. А у нас, традиционно, очень любили всех угнетенных…  Короче говоря,  все сложилось как нельзя лучше – явился  Утесов Леонид со своими джаз-бэндом "Веселые ребята" и все заверте…

Но это уже в 20-х, а прежде, еще в начале века…

В общем, тут надо немного истории и других кошерных вещей.
Джаз сегодня давно стал классикой, имеет огромное количество разных направлений (только основных около двадцати), неимоверное число поклонников и не менее разнообразные исторические описания – я же, по очевидным причинам, ограничусь только основными.*

Возник, естественно, в Новом Орлеане – так же, как когда-то стихийно возникла сама жизнь – из смеси  африканского многообразия  ритмов , итальянских и французских, уходящих корнями в средневековье, уличных представлений менестрелей и духовых оркестров, баллад и блюза — всего того, что совсем скоро назовут словом «джаз».  Наступает двадцатый век, и вместе с ним — эпоха джаза. И если выбирать музыкальный символ этого, ставшего уже историей века, то им по праву должен стать Джаз! (В этом месте читающий должен немедленно выпить).

Разумеется, как и всякое революционное течение, подвергся гонениям и запретам – из-за сомнительного происхождения — ибо трудно заслужить любовь респектабельной публики, если ты 17-летний тапер в публичном доме Сторивилла** (sic!).

Но пацан упорно шел к успеху, публичный дом процветал, во многом благодаря синкопам юного Джелли Ролл Мортона и уже в 1914-м он уверенно заявлял об «изобретении» джаза. Никто не спорил и его авторство закрепилось.
К 1917-му году Сторивилл, этот «рассадник венерических болезней» закрыли, в поисках работы джазмены переезжают в более развитые северные штаты и столицей джаза становится, пожалуй, самый легендарный город Америки — Чикаго. Но это уже гораздо более длинная история.

А у нас, в стране победившего народовластия, джазу было дано «добро», и, уже упомянутый Леонид Утесов, со своими незатейливыми «Веселыми ребятами» триумфально шествовали аж до 70-х. Что, конечно доставляет. Не угадал великий пролетарский писатель Максим Горький, изрекший однажды, что, мол «Джаз – это музыка толстых».

И да, попутно рекомендую первую полномасштабную киноисторию джаза — сериал «Джаз» , который снимался шесть лет, обошелся в 13 миллионов долларов (самый дорогой документальный фильм в истории). Великолепные, часто уникальные записи звезд мировой величины — Билли Холидей, Эллы Фитцжеральд, Луи Армстронга, оркестров Дюка Эллингтона и Гленна Миллера.

А у нас, в «Саду сходящихся тропок», в одну из последних звездных августовских ночей тоже был джаз – в исполнении великолепных  Владимира Прихожая, клавишные, Олега Бондарева, гитара, вокал, Сергея Тарасенко, бас-гитара, Александра Грицины,  ударные, вокал.  Да, таков джаз-бэнд «Арамис», руководитель Владимир Прихожай,  звукорежиссер — Виталий Ященко.

Исполняли джазовую «нетленку» — из легендарных «Серенады Солнечной долины» Глена Миллера, «Хелло, Долли»  Джерри Германа и многое другое.

Гости испытывали настоящее наслаждение, и мне, унесенному по волнам памяти, пришло в голову, что джаз – это всегда не то, чего вы ожидаете. Это всегда что-то большее.
 

*Только не читайте статью о джазе в Википедии –более унылое и скучное чтиво трудно представить. Впрочем, там есть и откровенно доставляющие строки, например статья под заголовком  «Влияние джаза на мозг человека». Открыли Америку, сорри за каламбур!

**Сторивилл, район «красных фонарей»  Нового Орлеана

август, 2016


Рецензии