Блистаюший мир Александра Грина

Оказывается, есть и рок-опера — российский композитор Андрей Богословский во второй половине ХХ-го века написал рок-оперу «Алые паруса». Ну конечно! — куда ж тогда без рок-оперы, и вообще — чего только не было в этой «второй половине». Это как сегодня без флеш-моба, перформанса и этих ваших инсталяций — всякий уважающий себя художник…и т. д. Ну, вы поняли.

А еще во «второй половине», в 1985 году одной малой планете №2786, открытой 6 сентября 1978 года астрономом Н.С. Черных, присвоено имя «Гриневия». Такой вот перформанс. А у тебя, Анонимус, есть своя планета?

В «первой же половине» жил и мечтал Александр Грин, написавший… нет! придумавший, сотворивший свою «Гринландию», как назвали позже эту чудесную страну.

Вот, понимаете — он ее придумал, вообразил в своей голове, и не было тогда иного способа донести свой мир людям, кроме, как записать все буквами по бумаге, и много позже один мечтательный мальчик, насмотревшись из чердачного окна на синеющий горизонт с гребенкой елей, обнаружил ее, Гринландию…

Не помню, где, как и на какую именно его книжку я наткнулся (согласитесь, звучит лучше, чем правильное «книга», роднее) – скорее всего, в одной из библиотек города, куда я был записан и имел обыкновение тут же, среди узких деревянных полок, уставленных сокровищами и пахнущих тем совершенно неповторимым запахом старой бумаги (свеженапечатанные книги так не пахнут – краска и слишком резко), да, так вот – тут же и читать, усевшись на табуретку, если она была, или просто прислонившись к стеллажу.

В школьные программы по литературе Грин, разумеется, включен не был и это было замечательно – мертвечина тогдашнего образования неизбежно убила бы всякий интерес к нему.

К тому же, нам, тогдашним, читающим все без разбору, было и не важно имя автора, тем более его жизнь и судьба. Это и к лучшему — такая анонимность сообщала прочитанному какую-то завораживающую универсальность – вопреки безликому «советскому» стилю, с его офицально назначенными героями, усиленно насаждаемому школой, и не только ею. Для самого Грина, думаю, это стало бы наилучшим комплиментом – воспринимать его как Демиурга, творца такой прекрасной и недостижимой страны, целого мира, если хотите.

Теперь вам понятно, почему чуть ли не целое поколение, повзрослев немного, социально самоустранилось и перестало «строить развитый социализм» — Грин! Грин посеял эти волшебные семена индивидуальности. Ну и еще Голливуд.

Вчера в «Саду Сходящихся Тропок» сошлись тропки – наши и авторов встречи — актрисы нашего сумского ТЮЗа Инны Олексенко и ведущих -Елены Гагиной и Анастасии Волик. Сошлись, что бы рассказать о нем – любителе чая, папирос, женщин, моря и искренности – Александре Степановиче Грине (Гриневском).

Не помню, когда я в последний раз так завороженно смотрел и слушал этих увлеченных (подозреваю, что и влюбленных в Грина) женщин.

Мне временами казалось, что я опять, забившись в дальний угол библиотеки, или поздним вечером на кухне, дождавшись, когда заснут родители, жадно впиваюсь глазами в страницы, и вот опять, опять плещет волна за бортом, скрипят канаты и… о, романтическое детство, о, Зурбаган, не ты ли там виднеешься на горизонте? Как же вы близко и как далеко! …

Он всегда мечтал жить в городе у тёплого моря. Здесь прошли самые спокойные и счастливые годы его жизни, здесь были написаны романы «Золотая цепь» (1925) и «Бегущая по волнам» (1926).

А на стене, против изголовья, красовалась просоленная деревянная скульптура из-под бушприта некоего парусника. Корабельная дева провожала писателя ко сну и встречала на рассвете. Грин окунулся в свой выстраданный сказочный мир…


Рецензии