Испанская ренессансная драма 15 в

В книгу вошли краткие обзорные статьи с отрывками из литературных, исторических, философских памятников эпохи Возрождения. Статьи включают в себя информацию о жизни и творчестве наиболее прославленных авторов этого периода. Иллюстрации автора создают образное впечатление от прочитанного материала.

Энсина
Хуан дель Энсина (1469-1533) – основоположник испанской светской драмы. Окончил университет в Саламанке. Был придворным поэтом герцога Альбы. Наиболее значительными произведениями Эсины являются Эклоги – короткие пьесы в стихах, близкие к эклогам Вергилия. Эклоги имели различную тематику: религиозную, светскую. Эти произведения явились первыми испанскими пьесами.
Песенка
«Песни громче заводи!
  Ну, к чему же быть печальным?
  Не стремись к краям ты дальним.
  С нами будь, не уходи!
  Побледнели ночи тени.
  Вот на небе семь Плеяд.
  Будь доволен ты и рад.
  Веселей! Не нужно лени!
  Песни громче заводи,
  С нами будь, не уходи…»

Висенте

Жиль Висенте (1465-1540) – испано-португальский драматург. Происходил из дворянской семьи. Свои пьесы писал преимущественно для придворных спектаклей Мануэля Великого и Хуана 3. Висенте написал на португальском и испанском языках 42 пьесы в различных жанрах: эклоги, в которых он подражал Энсине, фарсы, комедии, трагикомедии. Наибольший интерес представляют 12 фарсов, в которых Висенте обнаруживает комедийный талант и мастерство реалистических характеристик. Висенте оказал большое влияние на последующее развитие испанской драмы.
Ауто о святом Мартине (Настоящее ауто о милосердии святого Мартина, отдавшего половину своего плаща нищему.)
Нищий
«Немного дольше поддержите, ноги.
  О посох мой, не выпадай из рук!
  Господь, дай отдохнуть от тяжких мук,
  Смягчи, всевышний, приговор свой строгий.
  С мученьями иду я вдоль дороги,
  Шатаясь, чтоб дневной свой хлеб купить…»
Св. Мартин
«Страдаешь, брат, ты страшно с давних пор.
  Мой паж, скажи: ужель у нас нет злата,
  Чтоб дать могли мы для питанья брата».
  Паж
  «Нет ничего, конечно, мой сеньор».
  Св. Мартин
  «Что дать? Утешу ль скорбь души больной?
  Да, жизнь его страданьем так богата.
  Я поделюсь плащом. Согрею брата.
  Здесь ничего другого нет со мной…»

Руэда

Лопе де Руэда (1510-1565) – испанский драматург и актер. Он считается основоположником профессионального театра в Испании. Писал эклоги, комедии. В эклогах он близок к Энсине, в комедиях – к Плавту. Венцом его творчества являются интермедии в прозе. Это небольшие забавные сценки бытового характера. Автор искусно строит диалог, с реалистическим чутьем обрисовывает фарсовые ситуации. Творчество Лопе де Руэда оказало большое влияние на Сервантеса, который восторженно отзывался о Лопе, как о «человеке замечательном по актерским и авторским дарованиям и способностям».
«Оливы» - интермедия.
Краткое содержание – старик-крестьянин еще только посадил дерево, а уже размечтался о продаже плодов, переругался с женой, дочкой и соседом о выгодной продаже олив.
  Жена: «…Слушайте, супруг, знаете, что мне представилось? Что я буду собирать оливы, вы – привозить их на осле, а дочка будет продавать их на площади. И послушай, малютка, я хочу, чтобы ты у меня не продавала их меньше, как по два кастильских реала за селемин».
Муж: «Как по два кастильских реала? Разве ты не знаешь, что это преступление…»
Жена: «…Однако не морочьте мне голову! Послушай, дочка, я тебе не велю отдавать селемин дешевле чем по два кастильских реала…»
Сосед: «…Какие, право, удивительные вещи видим мы на свете! Оливы, еще не посажены, а из-за них уже ссоры…» 


Рецензии