Душа родится крылатой

  Человек, по мнению Чехова, сам выбирает себе награду, которую «законно» получает в конце жизни. Так, Старцев в старости похож на борова: «Вероятно, оттого, что горло заплыло жиром, голос у него изменился, стал тонким и резким. Характер у него тоже изменился: стал тяжелым и раздражительным …». Вспомним Гоголя: «И похоже это на правду? Всё похоже на правду, все может статься с человеком. Нынешний же пламенный юноша отскочил бы с ужасом, если бы показали его портрет в старости. Забирайте же с собой в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое ожесточающее мужество, забирайте с собой все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымите потом».
Свобода выбора жизненного пути, мужество, с которым человек может порвать с косной и пошлой средой «огорода и запаса на зиму» - предмет рассказа «Невеста». Интересно, что это одно из последних произведений Чехова, когда он, как говорится, подводил жизненные итоги. Может, именно поэтому и следует к нему прислушаться?
Главный композиционный прием рассказа – антитеза. Противополагаются друг другу два понимания счастья. Первое – мечта о замужестве: «Ей, Наде, было уже двадцать три года; с шестнадцати она страстно мечтала о замужестве, и теперь наконец она была невестой Андрея Андреича …». Символом такого счастья стала квартира, в которой намеревались жить молодые и которую подробно описывает Чехов: расположение комнат, мебель, картина на стене, кран в ванной …
О «втором счастье» говорит Саша: «Если бы вы поехали учиться … Только просвещенные и святые люди интересны, только они и нужны. Ведь чем больше будет таких людей, тем скорее настанет Царствие Божие на земле …».
Интересно, что перелом в душевном мире чеховской героини происходит во время осмотра квартиры: «Андрей Андреич водил Надю по комнатам и все время держал ее за талию, а она чувствовала себя слабой, виноватой, ненавидела все эти комнаты, кровати, кресла, ее мутило от нагой дамы … И каждую минуту она готова была убежать, броситься в окно …».
Основная часть мещанского, обывательского счастья заключается в его завершенности и примитивной отчетливости. Квартира, мебель, сытая и спокойная жизнь, бесстрастность и бессодержательность. А дальше что? Неужели человек тратит жизнь только на то, чтобы последовательно покупать вещи, копить деньги, обрабатывать свой огород за серым забором и затем тихо уйти в эту самую землю?
Надя испугалась этой завершенности и очерченности. Ее оскорбляла мещанская простота и однозначность будущего.
Выше уже говорилось, что, по Чехову, каждый выбирает себе награду сам. У каждого свободный выбор: «Впереди ей рисовалась жизнь новая, широкая, просторная, и эта жизнь, еще не ясная, полная тайн, увлекала и манила ее. Она пошла к себе наверх укладываться, и на другой день простилась со своими и, веселая, покинула город, как полагала, навсегда».
По Чехову, замужество или женитьба могут стать «последним путем» для духа свободного человека. Нужно уметь видеть, а кто же рядом с тобой? Не подставишь ли ты крылья своей души человеку «огородно-кухонному», чтобы он обрезал их, не глядя?


Рецензии