Мемуары. Глава 17

С места в карьер.Сразу вспомнились публикации корреспондента приехавшего в Донбасс для репортажа,как раз в то место откуда я родом,а именно в Донецкую область,г Димитров-3(сейчас переименован Мирноград).Так вот тогда он выразился не двусмысленно: "Шахтёрское гетто" -помню меня это резануло по глазам,но очевидно первые впечатления оказавшие на него видом строений - были именно такими,удручающими взор!..
   С тех пор многое ,что изменилось,прежде всего Донбасс взбунтовался,это теперь зона боевых действий.С родственниками уже давно всё оговорено,в принципе я туда не езжу.Сейчас там ещё остались две сестры и некоторые друзья детства,которые уходят,уходят,уходят...

 А в своё время ,когда я мог приезжать и приезжал уже в гости,то были весёлые пирушки,беззаботное веселье,это там любили и по случаю встречали долго и мучительно за столом!До танцев и песен,до рассказов анекдотов,воспоминаний за столом:"А помнишь?"...Всё это в далёком прошлом...
  Сейчас вспоминаются уже ушедшие 90-ые года,так или скорее не так грустно,как тогда,в 1997 году,когда умер отец Иван Фёдорович летом в июне,а вслед за ним в октябре почему то и брат Виктор,что меня резануло больно по нервам.Отец уже болел и ходил после парализации инсультом,сильно хромая,эта смерть была предполагаемая,ожидаемая и приезжая туда почти за год до смерти.Я оставил на похороны денег(мы так условились с мамой,что я не приезжаю,они всё сделают сами).А вот извещение о смерти брата меня поразило своей внезапностью...
  Оно застало меня на работе,звонила первая невестка и естественно первая жена сына.Я был в своём кабинете "Зам.гл.инженера",у меня куча народа - провожу планёрку(летучку)как у кого это называлось.Решаем серьёзные вопросы выпуска автобусов на линию.Вдруг городской звонок,прошу прощения и подымаю трубку:"Алло!"
-Игорь Иванович?- Это была ,Ирина,первая жена сына,интонация в голосе выдавала её переживание и я сразу понял,что то случилось...
-Позовите пожалуйста,Раису Ивановну,-Раиса находилась тут же в парке,я её устроил к нам табельщицей,звоню по местному,прошу её войти ко мне к городскому.Хотя я уже понимал,что то случилось непоправимое и кто то умер,но кто?..Проводя дальше производственное совещание,мысли путались в голове:"Кто?".Зашла уверенно Раиса,взяла трубку,несколько секунд,плохо скрывая своё волнение,передавая мне трубку,почему то отвернувшись,сказала,чтобы я к ней зашёл,после планёрки...Скомкал совещание с механиками,иду к Раисе в табельную,благо здесь рядом.Она просит присесть,понимаю,сейчас сообщит трагическую весть:"Но кто?",автоматом сажусь на табурет в углу,она меня успокаивает,в мозгу проносится:"Это мать"
-Сегодня ночью скоропостижно скончался брат Виктор,прямо на работе-,дальше говорит подробности,я её уже не слышу...
-Как брат  Виктор? Почему?..
  Молчу какое то время,соображаю,что делать.Надо же ехать ,немедленно,сейчас.Но дела производственные это тоже не просто так.Тем более,что сейчас мой новый начальник главный инженер парка Салтыков,да и директор собственно новый реформатор...Иду к нему к главному,в другое административное здание.Нужны ведь деньги,ладно буду решать по ходу событий.В кабинете сообщаю о случившемся:"Ой!Ай!..Ну надо же,а сколько лет?Молодой ещё..Главный инженер- Вячеслав Владимирович Салтыков ,мужик справедливый и хороший,все вопросы закрывает одним махом:"Езжай,раз надо!"
Иду к Раисе,мысли в голове:"Ну как же так,почему??".Едем домой вдвоём.Собираю     спортивную сумку на три -четыре дня,там видно будет:"Боже мой,что меня там ожидает?".Решили так,Раиса остаётся,в принципе можно и так налегке.Звоню его другу уже с вокзала,Пете Курбатову,сообщаю не радостную весть,успокаиваю,что ехать не надо:"Да и пока ты сейчас соберёшься...". Решено,билет в кармане,поразмышляю в вагоне в купе,лечь успокоиться и приготовиться, вести себя достойно,не тревожить,а наоборот успокоить родных.Пока всё нормально деньги есть и на похороны...
  Приезжаю на вокзал в Константиновку,оттуда ещё полчаса на машине.Снимаю частника,договариваемся,едем,начинает выспрашивать, узнаёт о смерти брата,замыкается,приезжаем,расплачиваюсь,сразу уезжает с трагическим выражением лица.Дома у матери,уже младшая сестра с мужем.Объясняют ,что сами знают.Умер в шахте,похороны должны быть за счёт шахтной администрации.Уже всё организовано.Завтра его привезут к жене на квартиру,должен гроб простоять ночь,успеем проститься...За столом помянули.Вот тогда то в ночь и состоялся тот знаменитый разговор с матерью,а я успокаивая её стал рассказывать все свои воспоминания детства.Как я был ещё совсем маленьким,как говорится ещё пешком под стол ходил,не фигурально.Помню чтобы рассмотреть ,что на столе брался пальчиками за край стола и подтягивался,чтобы увидеть.Помню,как увидел домового в доме это в то же время.
-Помнишь ,мам,я пошёл в коридор,а он там под потолком дедушка такой весь коричневый и с бородой,я закричал и прибежал назад в комнату,там Вы сидели на диване?Помнишь?
-Сыночка,да неужели ты и это помнишь?Ты же тогда совсем маленький был...
   Всё ложимся спать,завтра идём к Лидке,жене брата на похороны...Всё как то с чувством ожидания трагического чего то...
  Встали утром часиков в 8-емь,помылись,оделись пошли потихоньку,матери на тот момент уже было 71 год.Надо сказать(забегая наперёд),что мать пережила и отца и брата на 20 лет.Она умрёт у младшей дочери на руках,уже со сломанной рукой(теряла сознание уже перед смертью и не усмотрели,когда она пошла в туалет).Ей уже было 89 лет,можно сказать на 90 году жизни...
  А тогда в 1997 г мы хоронили брата,сына и мужа-Юзипович Виктора Ивановича.Во время похорон пошёл дождь,как бы оплакивала природа...При отпевании мать причитала и плакала,а батюшка ей сказал:"Это хорошо,что он у Вас хорошим был...Хорошие души там тоже нужны..."
   Меня душили слёзы,уводило в воспоминания,мы ведь вместе выросли...Да,а накануне,после того,как его привезли из морга и оставили гроб на ночь в квартире.Я сел на кресло у ног его гроба,даже не знаю спал ли я или так просто казалось...А уже потом на кладбище,после того,как его коллеги сказали прощальную речь и начали закапывать...В кладбищенской бомжихе я узнал свою одноклассницу,Лену Широкову...Но была ли то она или нет,я теперь уже очевидно никогда и не узнаю...
  Всё прошли мы в точности,как и ожидалось,поминки в кафе,людей битком,я уезжал на частной машине и организовал поминки дома у жены брата.Все уже за ночь и день колготни устали,хотели спать.Мы к 24 часам ночи пошли спать к матери,я ,сестра младшая и её муж Олег,(который в последствии умрёт сразу за тёщей-Валентиной Егоровной, в том же 2017 году).А тогда,Татьяне стало дурно,переволновалось,но после сна ,у неё всё прошло.Теперь мне надо было уезжать в Москву,ребята подсуетились и нашли машину,увезли опять на вокзал в г.Константиновку,оттуда я благополучно и убыл к себе.На вокзале меня встретила Раиса и хорошо,я что уже не выдержал и зарыдал в голос,как только ступил на платформу из вагона.Сказалось напряжение всех этих дней,Раиса ,что то там объясняла останавливающимся людям...Мы пошли к остановке такси и уехали с Курского вокзала домой.Отдохнув дома ночь,уже на следующее утро,пошёл на работу и жизнь закрутила всё по новой.


 


Рецензии