Введение. Продолжение 4

Христианская Философия, хотя и настаивает на первенстве «ума» в формальном развёртывании «собственного содержания» всех других инструментов познания, но, при этом, она утверждает невозможность решения коренных проблем бытия вне нравственного развертывания «содержания» бытия, в познании которого первенствует «совесть». «Ум», рассматриваемый как «нравственный ум» или Ум Христов, получает в этом свою нравственную обусловленность. Но эта обусловленность должна носить, по мнению Философии Лица исключительно морально-этический контекст! Причём во всех планах: социально-историческом и культурно-историческом. Только исторически неизменное нравственное основание может и должно ограничивать «ум» в его познавательных возможностях.
Возвращаясь к неклассической философии, заметим, что «ум» обусловливается не в смысле непреодолимой ограниченности и предельности своей познавательной силы, а в «историчности своего развития». В этом своём историческом движении «ум» преодолевает и раздвигает границы, ранее казавшиеся незыблемыми.
Здесь, как раз «ум» и подстерегает опасность безнравственности, в которую он может «впасть» пытаясь преодолеть то, что недолжно преодолевать, приняв ноуменистическую подоплёку нравственности за обычную гносеологическую преграду, призванную  всего лишь стимулировать познание «ума»!
На каждом «историческом этапе своего развития» возможности «ума» ограничены сложившимися социально-культурными отношениями в «общественном сознании». И познающее «индивидуальное сознание», раздвигая в себе границы познания, вступает в противоречие и конфликт с этой познавательной средой. Развитие познания – это всегда сначала процесс преодоления познающим индивидом внутреннего противоречия в себе! Противоречий им обретённого нового знания с прежде сложившимися его собственными убеждениями, а затем – это обязательно или чаще всего, внешний конфликт с косностью «общественного сознания». Вместе с тем, именно все эти противоречивые процессы и раздвигают границы познания, пределы «общественного ума», расширяя, по мере развития общества, поле познания каждого человека и социума в целом.
Совокупность познавательных ресурсов «сознания» неклассическая философия расширяет до объёма всей «сознательной деятельности». «Сознание» должно опираться на все свои познавательные силы и способности. Про совесть и её основополагающую роль в нравственности познания уже было сказано! Остаётся указать не на волю и чувственность, как этого можно было бы ожидать, а на веру, причём не в связи с религиозностью «сознания», а в смысле того психологического инструментария, который распространяет влияние «сознания» на подсознательные и интуитивные влечения и тому подобные формы, связывающие сознательное и бессознательное.
В общем, можно констатировать, что неклассическая философия лишает «ум» господствующего положения в философских построениях предшествующего этапа развития философии, и, прежде всего, очищает философию от избыточного и неоправданного рационализма. - Неклассическая философия пытается расширить систему оснований бытия, ибо эта система является необходимым посредником между «бытием», взятым во всей его всеобщности, «как таковым», и «сознанием».
Такими посредниками в современной философии выступают:
Во-первых, язык, понимаемый не только в смысле словесности, но расширяемый до понимания «носителя смысла как такового», - то есть носителя какой-либо информации. Как универсальная система информативности, коммутативности и коммуникабельности. Это могут быть:
- математический язык, применяемый для построения математических моделей изучаемых естественными науками процессов и явлений;
- логические языки во всём их многообразии:
- языки программирования и машинные коды;
- средства фиксации информации, её хранения и передачи;
- средства информационной обработки (извлечения информации) из природных процессов и явлений; 
- художественно-символические языки:
- язык текста (текстология);
- символические языки притч и сказаний;
- язык изобразительного искусства;
- язык музыки;
- язык танца и т.д.
Это привело к развитию философии языка как отдельного направления в философии, с многообразными её течениями. Такими как:
- лингвистическая философия;
- постпозитивизм;
- герменевтика;
- аналитическая философия;
- структурализм.
Во-вторых, культура, взятая в предельно широком цивилизационном смысле. Понимаемая в таком плане современной философией, культура становится не менее важным звеном, чем язык, хоть и опосредованным, во взаимодействии между универсальным природным «бытием» и «сознанием». Концепт цивилизационной культуры, культуры цивилизации, культурологии или ноосферы (сферы деятельности разума) содержит в себе всю созидательную деятельность человека. – По сути – это заповедь о - «Возделывании Эдемского Сада». - Всё, что не является природным предметом и явлением, а видоизменено человеком, хотя бы в малейшей степени, то есть вся практически-преобразующая деятельность человечества! Приведём самый общий перечень:
- это искусственная среда, слагаемая преобразованными и новосозданными самим человеком «вещами», в окружении которых протекает человеческая жизнь. С их помощью человек поддерживает и продолжает свои преобразования, в отличие от «вещей» слагающих природную среду обитания животного мира;
- это вся совокупность предметов и явлений, начиная от каменного ножа и топора, жилища, одежды и кончая технологическим оборудованием, транспортными и информационными средствами, научными и измерительными приборами и т.д.;
- это всё то, что хоть как-то отличается от естественного мира и несёт на себе даже только след человеческого присутствия. Не говоря уже о воздействии человека на естественно-природный мир, который служит той «сценой», на которой даётся Пьеса под названием «Человек»;
- это вся ноосферная среда - «декорации» к Постановке, в которой разворачивается деятельность человека и протекает его жизнь, в том числе его нравственная и разумно-волевая активность.
С точки зрения современной философии, которую можно назвать философией разума, предметом является разумная деятельность «сознания». И эта деятельность открывается в анализе универсалий разума или просто - универсалий, - всеобщих характеристик и свойств «разума», выражаемых в «предельно общих понятиях – категориях». Это весьма действенный способ освобождения от чрезмерной рационализации мысли и познания в целом. К тому же, он открывает совершенно новые горизонты и универсальные подходы для философской мысли в её развитии. Философия универсалий ещё только начала формироваться и не обладает развёрнутым в достаточной полноте систематическим подходом к своему предмету, и не имеет его законченного обоснования.
Необходимо напомнить, что ноосфера, при всей её искусственности – остаётся, всё-таки «эдемским садом» - природным миром. Этот природный мир лишь усовершается деятельностью «сознания» под свои желания! – но всё же - это та же природная среда. Поэтому, новая философия, в конечном счёте, - то же «учение о предельных основаниях бытия», в первую очередь – «бытия человека». Материальная культура, как и Природа, остаётся предпосылкой, пусть не фундаментом, но средой и инструментом, всей активно-преобразовательной деятельности «сознания». И в новых условиях сохраняется традиционное понимание философии как особой формы деятельности «сознания», стремящейся к построению универсальной – «целостной картины бытия», мировоззренческого ядра «сознания», взгляда «самосознания» на себя, на своё собственное «сознание», а потом уже на окружающий мир в целом.
Средством, ведущим к постижению «самосознанием» своего «Я», является не умозрительная деятельность человека. Здесь главенствует нравственная деятельность «сознания». А она весьма многообразна, во всей своей предметности.


Рецензии