И снова Европа. Глава 1

               
                НОВЫЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ
     Точно в 9 утра у открытого окна раздался гудок автомобиля. Я выглянул - под окнами стоял микроавтобус «Мерседес». На всякий случай проверил: отключены ли в квартире свет, газ, вода, и, подхватив рюкзак с вещами, сумку с ноутбуком, опираясь на палку и прихрамывая, спустился с третьего этажа на улицу. Познакомился с водителем, который представился Владимиром. Это был плотный, выше меня ростом с черной густой окладистой бородой и обритым наголо головою, симпатичный мужчина.
     Дочь оповестила, что Володя  очень приветливый и добродушный. Дорога предстояла длинная – от Калининграда до Варшавы 350 километров. Из разговоров  с ним выяснилось, что Володя зарабатывал себе на хлеб, постоянно мотаясь по Европе, в основном в Польше.

     50 километров до польской границы преодолели примерно за час. Вокруг мелькали  пустующие и заросшие травой и кустарником, а иногда и мелколесьем, поля, Впрочем, возле деревень кое-где виднелись вспаханные делянки. После пересечения границы картина резко поменялась: менталитет у поляков оказался другой – не было видно ни одного клочка необработанной земли, то и дело появлялись поля со цветущим  желтым рапсом, в поселениях чистота и порядок. Я заметил перевозчику, что здесь трава почему-то зеленее, он весело рассмеялся. Ответил, что у меня искаженное восприятие действительности, и мы рассмеялись вместе.

     На польской стороне остановились перекусить в небольшом ресторанчике-закусочной, заказ, естественно, делал Владимир. Я выбрал колбаску, похожую на длинную сосиску, обернутую картоном, который оказался на самом деле хлебным изделием, – мой сопровождающий заметил, что это польский вариант хот-дога, где вместо булочки применяют специально выпеченную, но не поджаренную хлебную корочку.

     - До Варшавы осталось всего почти 300 километров, - «обрадовал» меня Володя.
     - Согласно прогнозу там ждут нас дожди, - добавил я, - Перед отъездом я заглянул в Сеть. Интересно, сам или руки  сильно устают от таких длительных поездок?
     - Хорошая дорога и «Мерседес» не позволяют уставать, только вот нельзя внимание  расслаблять, любое отвлечение может прервать твой жизненный путь раньше времени.

     - В Швейцарии дороги получше, и встречные потоки в основном разделены, даже тУннели раздельные. Как рассказывает дочь, там тоже частенько аварии бывают, чаще всего на перекрестках в городе. Видела собственными глазами, как из озера в Лугано вытаскивали утонувшую легковушку с мертвыми пассажирами. Оказалось, в аварию попала родственница российского предпринимателя Лебедева, а за рулем был ее бойфренд из Азербайджана (?).
     - Таков закон природы – чем больше машин, тем больше аварий, - заметил Владимир.
     - У меня был «Москвич-408» московского завода АЗЛК. Если я на нем был за рулем пару часов, то у меня начинали трястись руки.
     Владимир снова рассмеялся.

     После полутора часов езды нас накрыл дождь, довольно сильный – бешено заработали очистители стекол. Спустя некоторое время дождь прекратился, но вскоре он снова вернулся. Так продолжалось до самой Варшавы, где дождь уже лился не переставая. Наконец мы нырнули на парковку под аэропортом.

     В зале ожидания прилета воздушных судов Владимир пояснил кассирше, что мне как инвалиду (я быль с палочкой) положен сопровождающий (об этом позаботилась Лена при покупке билета), Она кивнула, сказав, что заказ уже получила. Через десять минут появилась девушка с коляской. Она помогла сесть, багаж устроила мне на руки, и лихо преодолевая дорожные петли, быстро покатила коляску к выходным дверям на посадку. Там она попросила меня сделать электронную подпись, свидетельствующую о выполнении ею поручения, и ушла, предварительно показав на табло стойки время вылета моего рейса.

                ЦЮРИХ
 В 11 часов ночи наш самолет приземлился в аэропорту Цюрих. Открыли выходной люк и я, опираясь на палку, вместе с пассажирами двинулся на выход. У выхода из само- лета ко мне протиснулась женщина, схватилась за рюкзак (он у меня был руках) и произнесла по-немецки: «Давайте, я вам помогу.» В зале она спросила, не Андреев ли я? Я подтвердил, она заулыбалась и подвела меня к 4-местному электрокару, похожему на удобный квадрацикл, и поспешила еще за одним инвалидом. Это оказалась очень древняя старушка.

     Я поинтересовался, почему она работает так поздно ночью, а не спит на мягкой постели? Она весело ответила, что зарабатывает деньги. Для этого есть муж – не отставал я. Были и другие вопросы – просто мне хотелось немного потренировать немецкую разговорную речь. Путь для кара был длинный  и извилистый, несколько раз он заезжал в грузовые лифты. И вот наконец показались дочь и внучка. Они забрали у меня вещи и мы спустились вниз в подземную парковку.

     За руль маминого черного новенького внедорожника Volvo последней модели уселась внучка, получившая права в прошлом году – при случае, мама позволяла ей потренироваться в езде в ночное время. Когда машина на выезде из парковки делала пять или шесть кругов по спиральному подъему, мне мерещилось, что машина вот-вот чиркнет носом по бетонной стене, но, слава Богу, все обошлось, и я облегченно вздохнул.  Через десять минут внучка остановила машину у своей квартиры и попрощалась с нами.

     Цюрих – финансовое сердце Швейцарии. Швейцарская финансовая фондовая биржа, филиалы крупнейших мировых банков и страховых компаний – это они определяют его лицо финансового бизнеса. Мировые скандалы и войны уже много лет не беспокоят эту маленькую страну, живущую в Альпах и их предгорьях в центре Европы, что благотворно влияет на рост экономики. Естественно, вкладчики капиталов в этот мировой банк не заинтересованы в возникновении каких-либо конфликтов на этой территории. Даже Гитлер с его аппетитами не посмел туда сунуться.
 
     Наша уютная трехкомнатная квартира находится не в самом Цюрихе, а в пригороде, который именуется Шлирен, между ними нет разделительного пространства, а просто существует условная граница. Я бы назвал Шлирен одним из красивых, изящно озелененных районов Цюриха. Наш трехэтажный, одноподъездный и шестиквартирный домик, каковых предостаточно в этом районе, разбросаны среди разноплановых строений на краю небольшого лесного массива, произрастающего на склоне небольшой возвышенности, смотрится довольно привлекательно. Некоторые из них попарно состыкованы торцами, иногда ступенчато - в зависимости от местности.
 
     Дома построены добротно, на века. Подвижные детали дверей, окон, ставней, люков закреплены продуманно, тщательно и надежно. Стены наружные и внутренние идеально вертикальные и ровные. У каждого дома жалюзи-ставни покрашены в свой единый цвет В сухих отштукатуренных, выбеленных и проветриваемых подвалах для каждой квартиры устроены чуланы из толстых деревянных реек, пропитанных огнестойким составом. Там же имеются общие помещения для стирки белья.

     А в каких условиях, к примеру, жили в советское время в коттеджных домах поселка Сырдарьинский под Ленинабадом в Таджикистане мы - геологи и геофизики? От воспоминаний передергивает. При создании геологической экспедиции для ускорения строительства жилья было предусмотрено возведение коттеджей, рассчитанных на десятилетнюю эксплуатацию. Поэтому стены домов ставились без фундамента, кирпичи на растворе клали прямо на суглинок с большим содержанием солей (это же Средняя Азия!).
     Естественно, подземные солевые растворы из-за отсутствия гидроизоляции активно впитывались в кирпичную кладку и солевые выпоты разрушали глиняную штукатурку. Я пробовал штукатурить цементным раствором, но в последствии при простукивании стена отвечала гулким звуком пустоты под цементной коркой, при удалении которой открывалось все великолепие стилизованных разводов солевых выпотов! Приходилось делать все сначала.

     Казалось, что строители соревновались – кто сделает хуже свою работу; Кладка неровная, штукатурка – тяп-ляп, двери и окна закрывались не плотно. Между комнатами дверной косяк в стене перекошен по диагонали так, что один угол на целых два сантиметра торчит над стеной, и дверь так и не надевалась на петли, стояла в кладовке. По чердаку ходить нельзя – прогибается потолок, перемещаться можно только по деревянным конструкциям. Из-за отсутствия вентиляционных отверстий в стенах под полом в них завелся грибок, и все половые доски сгнили (это уже случилось после нашего отъезда).

     Одно утешало: на участке вокруг дома росли разнообразные овощи и фрукты (яблоки, виноград, грецкие орехи, хурма, миндаль, урюк, гранат,  персики). Кроме того, в сарайчиках держали кур, индюков, индоуток, кроликов. Семья была большая, и все это было не лишним. На одной зарплате жить было очень и очень сложно.

     Старенькая бухгалтер экспедиции Мария Ивановна (за точность не ручаюсь) хорошо относилась к геологам, она понимала их трудную жизнь и сочувствовала им. С ней не было проблем при списании б/у вещей. Но вот появилась новый бухгалтер – статная, высокая, в общем русская красавица с хамоватым поведением. При увольнении из экспедиции я попросил ее списать старенький спальник, который уже давно выбросил. Заставила заплатить, заявив, что «вы геологи какие-то нагловатые, зажирели на хороших зарплатах». И вот упрашивали ее снизить налог на эксплуатацию коттеджей, ведь за пятьдесят лет они уже превратились в сараи. Она заявила, что по закону налог уберут, когда им исполнится сто лет!

                ГОРОДСКИЕ БУДНИ               
     В субботу Лена повезла меня за покупками по известным ей трем промтоварным магазинам (в том числе Икеа). Она бывшая гимнастка, мастер спорта, с повышенной реакцией, поэтому вела VOLVO играючи по довольно сложной городской дорожной обстановке с многорядными полосами движения, каждая со своими семафорами и самостоятельными схемами движения, где требуется повышенная внимательность и многочасовой опыт езды по улицам полумиллионного  Цюриха. На подъемах машина взлетала как птица, по сторонам мелькали красивые строения, парки, деревья, кустарники, неожиданные повороты, мигание семафоров, резкие торможения, притормаживания – ну все как у Дениса Мацуева, с блеском играющего на фортепиано!

     В торговых центрах Икеа я часто бывал в Москве, и сравнивая внутреннюю компановку залов и отделов для товаров, здесь, приходил к выводу, что в Цюрихе, в отличие от предыдущих, они характеризуются более расширенным пространством и отсутствием мелких изолированных отделов. Приходят сюда обычно семьями вместе с детьми. Что молодежь, что старички, проходя с улицы, часто вступают в залу держась за руки, словно только что поженились и идут сюда для выбора предметов обихода для своего гнездышка.

     Далеко вперед ушла Европа и в автомотопромышленности и строительстве дорог как автомобильных, так и железнодорожных. Швейцария – страна горная, и уже более ста лет строятся там туннели и на железнодорожном полотне на подъемах между   основными рельсами кладутся дополнительные, зубчатые, на которые опускаются веду- щие зубчатые колеса, усиливающие тягу движущегося состава и тем самым на подъеме скорость не замедляется. Когда начинают работать зубчатые колеса, под ногами возникает неясный слабый гул.

     Приятно ездить на швейцарских поездах: никаких дерганий, клацаний, только изредка плавное и мягкое покачивание, вызывающее дремотное состояние. После такой поездки то и дело невольно возникает детское желание снова покататься в таких чистых и комфортабельных вагонах, особенно на скоростных линиях – просто мечта, а не деловые передвижения!

     Помню в пятидесятых прошлого столетия несколько раз поездом ездил по маршруту Москва (Казань) – Ташкент, которые отнимали трое суток в один конец. В вагоне шум, крики и громкий смех, особенно во второй половине пути, когда он заполняется казахами и узбеками. На каждой крупной станции начинаются гонки за кипятком – в азиатской жаре и вагонной духоте круговорот воды в организме весьма усиливается. На этих станциях кипячение воды поддерживалось постоянно.
 
     Вагоны при движении ужасно дергались, особенно на длинных спусках, когда скорость состава начинала превышать 70 километров в час. На тамбуре стоять было страшно: громко клацали тарелки амортизаторов, на стыках рельс колеса слегка подпрыгивали, казалось, вот-вот и вагон слетит с рельс! При этом двигаться по вагону было сложновато: то и дело швыряло человека в разные стороны, приходилось постоянно хвататься за полки. 

     При движении поезда в условиях казахского мелкосопошника спуски и подъемы железно-дорожной линии часто повторялись. На подъеме локомотив отчаянно дымил, скорость падала настолько, что некоторые любители пройтись пешком соскакивали с подножек вагонов и шли рядом, а при наращивании скорости, пробежав пару десятком метров, повисали на поручнях и влезали на тамбур. Проводникам было не до них – они гоняли чаи из пиалушек и делились новостями.
 
     С появлением цельнометаллических вагонов все минусы, упомянутые выше, сохранились, но улучшение все же произошло. После развала СССР в поездах дальнего следования Душанбе – Москва появились вагоны с зарешеченными окнами, которые вызывали у зрителей подозрения, что в них перевозят заключенных. На самом деле это были обычные пассажирские вагоны, а их окна нужно было предохранять от града камней, запускаемых несмышлеными подростками нового государства, именуемого Таджикистан во главе с Имомали Рахмоновым (ныне Имомали Рахмон). До появления этого государства почему-то этих банд просто не было. Неужели несмышленыши внезапно поумнели и объявили партизанскую войну урусам? Таков исторический факт, а интерпретация -дело политиков и других государственных органов.

     Несколько слов о качестве автомобилей, выпускавшихся в СССР. Мы с трудом напряглись и купили «Москвич-408» московского завода АЗЛК. На базе выбрали машину по цвету («гранат») и другим признакам, которые устраивали приглашенного нами специалиста, следовательно, и нас. Он погнал машину на сервисную авторемонтную станцию для диагностирования (3 км). На половине пути отвалился рычажок крепления троса управления газом. Привязали веревкой. На станции рычажок подварили. В масляном фильтре отсутствовала маслостойкая прокладка, масло по дороге обильно вытекало из стакана фильтра. Мало того, масляный шланг оказался бракованным, масло протекало прямо через стенку шланга. Не отрегулировано опережение зажигания. Ручник на подъемах и спусках не держал – ремонтники не смогли отрегулировать. И так далее, и так далее, и так далее!

     Оказалось, на АЗЛК работают необразованные юноши, постепенно превращающиеся в халтурщиков. Мое чудо делали в столице нашей Родины! И этим сказано все!
Мне не раз приходилось на этом чуде ездить из поселка Сырдарьинский Ленинабадс- кой области в Ташкент. Город находился в кольце пыледымовой завесы, возникающей на кольцевой автодороге от движущейся массы авто, которая ужасно ревела и выла при включении зеленого светофора, когда с места срывалась армада машин. Полосовые разметки отсутствовали, и машины на ходу выстраивались в мнимые полосы. Особенно шумели и дымили большие дизельные грузовики и спецтехника. Мы нередко наблюдали как хищные узбекские гаишники, стоя на обочине дороги и манипулируя своими «удочками», вытаскивали из мутного потока машин «добычу» и выдавливали из нее «икру».

     Позже появилась служба контроля содержания угарного газа в выхлопах автомашин, но это уже потом. А пока – я подвозил знакомого по имени Джума Джураев (таджик), с которым мы учились на геолфаке Политехнического института в Ташкенте.И он сжимался в комок, когда в очередной раз возникал рев машин. «Нет, - сказал он, - не буду покупать машину, не смогу я ездить рядом с такими мастодонтами».

     Когда, чуть позже, я смотрел голливудский фильм «Книга Илая», ассоциативно  в мыслях возникали эти картины о езде в прошлом по ташкентским дорогам. Американцы любят вытаскивать из автомобильных свалок хлам и ставить на них исправные двигатели, и режиссеры, делая фильмы, охотно вкрапливают туда эти чудища, создающие грохот и отчаянно дымящие по заброшенным дорогам штатской глубинки.

     В итоге следует отметить, по озеленению, натуральным продуктам питания, здоровому образу жизни и состоянию дорог Цюрих является одним из лучших городов Европы.


                20.06.2018 г.


Рецензии
Альберт, интересный и динамичный рассказ.

Много интересных наблюдений.

Швейцария - действительно, особая страна с сильной экономикой. Дороги Цюриха вызывают восхищение, как и развитие этой страны в экономическом плане и не только. Озеленение, здоровый образ жизни и продукты питания. Продумано.

Есть чему учиться.

Много и других интересных наблюдений и сравнений есть в Вашем рассказе. Спасибо. Очень хорошо написали.

Добра и удач Вам.

С уважением,

Игорь Ко Орлов   22.10.2018 17:39     Заявить о нарушении
ЛИЧНЫЕ НАБЛЮДЕНИЯ. СПАСИБО.

Альберт Андреев   25.10.2018 14:28   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.