145. Десант против десанта

Ветераны Добровольческой армии, наступая в Таврии, по-прежнему связывали перспективы "белого движения" с казачьими областями, которые позволили в свое время развернуть редеющие офицерские полки в дивизии и корпуса. Особенно многообещающим казалось положение Кубани.

В случае захвата кубанских станиц у П.Н.Врангеля появлялась надежда на возрождение многочисленной белоказачьей конницы. Однако и при неудаче белый десант мог на какое-то время смягчить удары РККА по врангелевским войскам в приазовских степях.

Для достижения этих целей по приказу П.Н.Врангеля была разработана операция "Кубань". 11 августа 1920 года согласно намеченному плану в Феодосии и Керчи началась погрузка на корабли "Группы особого назначения" под командованием генерала С.Г.Улагая.

Для операции в низовьях Кубани были выделены 1-я Кубанская конная дивизия, насчитывавшая 1000 сабель (или шашек), 2-я Кубанская пехотная дивизия (1000 штыков и сабель) и Сводная пехотная дивизия во главе с генералом Казановичем, в составе которой было около 2500 штыков и сабель. Одновременно готовились высадка Отдельного отряда в 500 штыков под командованием генерала А.Н.Черепова в Анапе и высадка отряда в 2900 штыков во главе с генералом Харламовым.

Высадка главных сил Улагая началась 14 августа у хутора Верещагинского в 7 километрах к северу от станицы Приморско-Ахтарской. Командование 9-й армии во главе с М.К.Левандовским имело достаточные силы, чтобы отразить врангелевцев, но они не смогли определить точное место высадки.

Находившиеся в районе высадки две роты не выдержали огня белой флотилии и, бросив свои позиции, отошли к станице Ольгинской. Приморско-Ахтарская была занята Алексеевским полком, вслед за которым началась высадка основных сил "Группы особого назначения". Авангард белой конницы во главе с С.Г.Улагаем двинулся к станице Тимашевской.

Навстречу белому десанту советское командование бросило 1-ю Кавказскую кавалерийскую дивизию, бронепоезд и кавалерийскую бригаду Балахонова. 18 августа Сводная дивизия Казановича выбила части 9-й армии из Тимашевской.

В тот же день конница генерала Бабиева заняла Брюховецкую, а 1-я Кубанская дивизия заняла станицы Гривенская (Ново-Нижестеблиевской) и Новониколаевская. Сдерживавшая белый десант 1-я Кавказская кавалерийская дивизия была разбита, а ее командир М.Г.Мейер был схвачен и расстрелян.

Успехи войск С.Г.Улагая вдохновили П.Н.Врангеля, и он издал 19 августа приказ № 3504, в котором говорилось:

"Ввиду расширения занимаемой территории и в связи с соглашением с казачьими атаманами и правительствами, коим Главнокомандующему присваивается полнота власти над всеми вооружёнными силами государственных образований Дона, Кубани, Терека и Астрахани, - Главнокомандующий Вооруженными Силами Юга России впредь именуется Главнокомандующим Русской армией, а состоящее при нем правительство - правительством Юга России.

Означенное правительство, включая в себя представителей названных казачьих образований, имеет во главе председателя и состоит из лиц, заведующих отдельными управлениями."

Чтобы усилить давление на войска Кавказского фронта, 17 августа в районе Абрау Дюрсо был высажен отряд численностью до 1500 человек под командованием генерала Черепова. Однако надежды на существенное пополнение белых рядов за счет казаков не оправдались. Не было ни повальных восстаний, ни массового притока добровольцев.

В течение 5 дней командование Кавказского фронта стянуло к врангелевским плацдармам 3 стрелковые и 4 кавалерийские дивизии. Из резерва главного командования была направлена Московская бригада курсантов, в составе которой воевал тогда еще никому не известный боец Г.К.Жуков.

Столкнувшись 18 августа с подошедшими красными резервами, С.Г.Улагай вынужден был приостановить наступление на Екатеринодар. На рассвете 20 августа из Екатеринодара вниз по Кубани на трех пароходах и 4 баржах двинулся речной десант, который возглавили Е.И.Ковтюх и Д.А.Фурманов. В составе этого отряда было 1500 штыков, 90 сабель, 2 орудия и 15 пулемётов.

Пройдя по Кубани и Протоке, красные десантники высадились в районе станицы Гривенской (Ново-Нижестеблиевской), создав угрозу тылам группировки С.Г.Улагая.

В изложении Д.А.Фурманова бой за станицу выглядел так: "Около семи часов утра, когда части вплотную подошли к станице, раздался первый орудийный выстрел. Затем открылась оглушительная канонада; орудийные громы слились с пулеметным и ружейным огнем. Части шли вперед. Неприятель, не понимая в чем дело, совершенно растерялся и никак не мог организовать защиту. Открытый по нашему десанту беспорядочный огонь не приносил почти никакого вреда."

Ново-Нижестеблиевская несколько раз переходила из рук в руки, но Е.И.Ковтюх сумел продержаться до подхода основных сил. 21 августа красная Азовская военная флотилия под командованием Е.С.Гернета заминировала фарватер возле Приморско-Ахтарской.

В тот же день советские войска продвинулись до станицы Роговской, где были остановлены конницей генерала Бабиева и отброшены к станице Бриньковской. 22 августа части Кавказской армии начали наступление на станицу Тимашевскую.

С большим трудом врангелевцам удалось отбросить красных к станице Брюховецкой, но С.Г.Улагай, предвидя новые удары, приказал своим частям отойти к станице Гривенской. На следующее утро отряд под командованием Казановича отступил за Кирпили, "уступая неоднократным приказам Командующего группой". К 22 августа станицы Брюховецкая и Тимашевская были заняты красными.

23 августа С.Г.Улагай отправил П.Н.Врангелю телеграмму: "Ввиду обнаружения вновь прибывших свежих частей противника и подавляющей численности врага считаю положение серьёзным и прошу спешно выслать к поселку Ахтарскому суда, для обеспечения погрузки десанта."

В ночь с 23 на 24 августа, отряд Черепова, потеряв до половины личного состава, был эвакуирован под прикрытием судовой артиллерии. В ту же ночь советская Азовская флотилия высадила у маяка Ахтарский Морскую экспедиционную дивизию насчитывавшую около 2000 штыков, 200 сабель при 8 орудиях и 36 пулеметах.

Положение частей Улагая резко осложнилось. 23-24 августа продолжались ожесточенные бои в районе станиц Бриньковской и Ольгинской, неоднократно переходивших из рук в руки. 24 августа красная Морская дивизия во главе с П.И.Смирновым-Светловским заняла станицу Приморско-Ахтарскую. Потеряв свою главную базу, С.Г.Улагаю пришлось срочно возводить новую пристань в поселке Ачуев.

25 августа генерал Бабиев вынужден был отвести свои части к хутору Степному. Врангелевский плацдарм на Кубани продолжал сокращаться. 22 августа, пользуясь отводом советских войск, на Таманском полуострове был высажен отряд под командованием генерала Харламова. Станица Таманская была занята без боя. 25 августа к частям генерала Харламова присоединился отряд генерала Черепова.

Посетивший 24 августа Таманскую генерал П.Н.Врангель сделал неутешительный для себя вывод: "Станица была почти пуста. Немногие оставшиеся казаки были совершенно запуганы, не веря в наш успех и ожидая ежечасно возвращения красных."

К похожим выводам пришел и Главком РККА С.С.Каменев, писавший: "Из ваших донесений явствует, что десант Врангеля не встретил сочувствия и содействия жителей в той мере, как рассчитывал, и потому находится в более трудных условиях для развития действий, чем предполагал. При таких условиях особенно важно безотлагательное нанесение ему тяжелых ударов."

Но П.Н.Врангель еще надеялся на благоприятный исход. 26 августа отряд Харламова захватил станицы Актонизовскую и Вышестеблиевскую. В тот же день главные силы белого десанта овладели хутором Степным и продвинулись в район станиц Староджерелиевская и Новониколаевская.

Некоторая стабилизация фронта немного успокоила С.Г.Улагая, который сообщил Врангелю: "Ввиду изменившейся обстановки необходимость присылки кораблей отпадает". В ходе короткой паузы по настоянию С.Г.Улагая начальником штаба отряда, вместо генерала Драценко, был назначен генерал Коновалов.

Утром 27 августа три стрелковых и одна конная дивизия перешли в наступление против белого десанта, отбив часть захваченных станиц. 28 августа дивизия под командованием генерала Бабиева атаковала советские позиции в Тимашевской. В результате ожесточенных боев станица несколько раз переходила из рук в руки.

К вечеру белым пришлось отступить от Тимашевской. Штаб С.Г.Улагая перешел в станицу Гривенскую. П.Н.Врангель надеялся соединить отряды Улагая и Харламова на Таманском полуострове, создав единый плацдарм. Однако, несмотря на все усилия, белым не удалось захватить переправы через Кубань.

П.Н.Врангель заменил генерала Харламова генералом Протазановым, но существенных результатов новое назначение не принесло. 31 августа Таманский отряд занял станицу Старо-Титовскую и гору Камышеватую, но дальнейшее его продвижение было остановлено частями Кавказского фронта.

1 сентября советские войска прорвали оборону на Таманском полуострове и начали теснить врангелевцев к морю. На следующий день остатки Таманского отряда были эвакуированы. У П.Н.Врангеля не было сил для продолжения операции. Кроме того, наскоро построенная пристань в Ачуеве была разрушена штормом, и снабжение группировки С.Г.Улагая было под угрозой.

У белого командования не оставалось иного выбора, кроме эвакуации десанта из низовий Кубани. К 7 сентября вывоз войск Улагая из Ачуева был завершен. Оставшиеся группы врангелевских десантников добивались силами Кавказского фронта.

Когда С.Г.Улагай задним числом оценивал возможности наступления на столицу Кубани, то он по свидетельству В.Терентьева недовольно проворчал: "Какой там Екатеринодар, когда Тимашевку не могли удержать! Дураки красные, что не пустили нас в Екатеринодар, оттуда не ушел бы ни один человек".

10 сентября Орджоникидзе доложил В.И.Ленину о полном разгроме врангелевских десантов. Следствием разгрома группировки Улагая стало отступление повстанцев во главе с генералом М.А.Фостиковым, действовавших в Баталпашинском отделе.

Эта группа белоказаков в ночь с 11 на 12 октября 1920 года отошла на грузинскую территорию и была до 18 октября вывезена в Крым. Пополнение, на которое рассчитывал П.Н.Врангель, оказалось не таким значительным и слишком деморализованным, и для использования в предстоящих боях годилось весьма условно. Правда, воевать им оставалось недолго.


1. А.А.Кондаков. Разгром десантов Врангеля на Кубани. Краснодар. 1960.

2. Д.А.Фурманов. Красный десант. Пролетарская революция. 1927. № 9.

3. Дневник генерала М.А.Фостикова. Дневники казачьих офицеров. М. 2004.

4. А.В.Голубев. Врангелевские десанты на Кубани. Август - сентябрь 1920 года. М.-Л. 1929.

5. С.С.Близниченко. Ликвидация Улагаевского десанта на Кубани. Морской сборник. 2010. № 11. С. 63-71.

6. И.М.Подшивалов. Десантная операция Ковтюха. Ликвидация Врангелевского десанта на Кубани в августе 1920 г. Тактический очерк. М.-Л. Госиздат. 1927. 58 с.

7. Белый десант на Кубани. Август 1920. Краснодар. Советская Кубань. 2000. 64 с.

8. И.Н.Шевченко. Разгром десанта Улагая. От Зимнего до Перекопа. М. 1978.

9. В.Терентьев. Последний Кубанский поход. (Воспоминания участника). Вестник первопоходника. 1967. № 67-68.

10. Х.Х.Камалов. Морская пехота в боях за Родину. М. 1983.

11. В.Жуматий. Морская экспедиционная дивизия. Морской сборник. 2007. № 2. С. 78.

12. А.А.Черкасов. Деятельность Армии возрождения России на территории Кубани и Черноморья (март-октябрь 1920 г.). Материалы исследования. Сочи. 2004.

13. В.П.Заблоцкий. "Неизвестная война" на Азовском море. Гангут. 2001. № 28.

14. В.Н.Свищев. Г.К.Жуков на фронтах гражданской войны. Военно-исторический журнал. 2001. № 11. С. 65.


Рецензии