146. Начало Тамбовского мятежа

Антикоммунистический мятеж в Тамбовской губернии, известный как "Антоновщина", описан в 1990-х годах (а частично - еще в 1920-х годах) настолько подробно, что существенно дополнить опубликованные материалы будет непросто. Тем не менее, обстоятельства возникновения этого крестьянского движения не вызывают такого же интереса, какой вызывают детали его подавления.

Принято считать, что ударной силой будущего восстания были дезертиры Красной армии. Однако желающих "откосить" от службы было много в разных регионах РСФСР, но открыто выступить против коммунистов решились прежде всего обитатели тамбовских лесов. Кроме того, в мае-августе 1920 года в ряды РККА влилось более 105 тысяч бывших дезертиров из Тамбовской губернии, а максимальное количество повстанцев не достигло и 50 тысяч.

Важным условием распространения мятежа стало большое количество оружия, розданное населению казаками Мамонтова во время рейда 1919 года. При этом, никто не объясняет, какая часть этого арсенала сохранилась по лесам и сараям год спустя. Не уточняется и процент вооруженных бойцов к общей численности повстанческих армий.

Особую роль в организации партизанских сил сыграл "Союз трудового крестьянства" (СТК), созданный партией правых эсеров для борьбы с большевиками. Ячейки этих организаций послужили основой будущих армий. Впрочем, инициатива первых выступлений исходила отнюдь не от СТК. Да и програма крестьянского союза судя по всему была написана уже в конце 1920 года.

Эсеры не поспевали за событиями. Более того, когда в июне 1920 года они приступили к подготовке мятежа в Туголуковской волости Борисоглебского уезда, их планы не были поддержаны крестьянами.

Перемены в настроениях жителей Тамбовской губернии произошли по мере приближения сбора урожая, вслед за которым должна была последовать продразверстка. Новая продовольственная кампания не предвещала больших потрясений, так как в 1919 году Тамбовская губерния дала 12,3 миллиона пудов зерна, а в 1920 году планировалось получить только 11,5 миллионов пудов.

Проблема заключалась в том, что в губернии был недород, и едва сводившие концы с концами хозяйства рисковали оказаться на грани голода. В довершение всех бед губпродком почти половину развёрстки решил собрать в Тамбовском, Кирсановском и Борисоглебском уездах (из 12), наиболее пострадавших от засухи. Выполнять такие требования крестьяне не захотели.

Как обычно, крестьянские протесты начались с нападений на продотряды. Продармейцы имели оружие, но против сотен обозленных крестьян они были бессильны. Уже 15 (19?) августа 1920 года в селе Хитрово Тамбовского уезда местный комитет СТК разоружил продотряд.

19 августа пятьдесят вооруженных дезертиров напали на продотряд, расположившийся в селе Туголуково Борисоглебского уезда (ныне - Жердевского района). В ходе боя у красных погиб помощник командира отряда и два продармейца. В том же районе утром 20 августа около сорока дезертиров напали на Ивановский совхоз, убив 2 рабочих и угнав 13 лошадей. Поиски нападавших остались безрезультатными.

Но решающим событием в развитии восстания стала стычка продармейцев с неизвестной вооруженной группой 21 августа севернее станции Сампур. Продотряд начал отступать к селу Каменке, объединившись с отрядом по борьбе с дезертирством. Однако попытка объединенной группы контратаковать своих преследователей закончился разгромом красных, из которых спаслись только несколько человек.

В ходе боя 21 августа Каменка была занята отрядом из 150 человек. На митинге, организованном в селе, местный эсер Г.Н.Плужников объявил о начале восстания. В тот же день о захвате Каменки стало известно в Тамбове. Вечером 21 августа состоялось заседание президиума Тамбовского губкома РКП(б) и губисполкома, на котором был образован военно-оперативный штаб при губернской ЧК, в который вошли председатель губернской ЧК Ф.К.Траскович, губвоенком П.И.Шикунов и губвоенрук Збруев.

Утром 22 августа на станцию Ржакса был отправлен отряд курсантов полковой школы 21-го запасного стрелкового полка под командованием В.М.Воробьева и сформированная на станции Сампур сводная группа во главе с Никольским.

Этот поход захлебнулся в самом начале. Уже 22 августа во второй половине дня отряд Никольского был разбит у деревни Понзари и отступил к станции Сампур. Туда же отошли курсанты Воробьева. 23 августа на станцию Сампур прибыли еще 60 курсантов, но очередная попытка наступления на Каменку провалилась, едва начавшись. От полного разгрома отряд В.М.Воробьева спасла прибывшая из Тамбова бронелетучка транспортной ЧК.

К этому времени представители повстанцев добрались до губернского центра и обратились за помощью к эсеровскому руководству СТК, которое, помня о прежних неудачах назвали восстание "преждевременным". Мятежники в ответ пригрозили: "Придем в Тамбов — перебьем и вас заодно." В результате в зоне восстания были сформированы свои СТК, которые впоследствии стали одним из центров крестьянского движения.

Для советского командования стало очевидным, что силами наскоро собранного отряда подавить разрастающееся восстание не удастся. Взять же армейские резервы военно-оперативный штаб не мог, поскольку они предназначались для отправки на польский и врангелевский фронты.

На основе караульного батальона в Борисоглебске была сформирована рота во главе с Т.Г.Барышниковым и Н.А.Переведенцевым, которая 24 августа в 22.00 выбила мятежников из Каменки. 26 августа сводные силы военно-оперативного штаба заняли все контролировавшиеся повстанцами деревни и никого не обнаружили.

Председатель Тамбовской губчека Ф.К.Траскунов 27 августа лично объехал все населенные пункты мятежного района и не нашел никаких следов повстанцев. С большим трудом чекисты узнали, что повстанцами руководит бывший полковник Богословский или Богуславский, который оказался бывшим подполковником А.В.Чекаловым, одно время служившим в Красной Армии.

Объяснить внезапный перерыв в восстании следователям не удалось. Они так и не узнали, что в это время губернский СТК безуспешно пытался приостановить крестьянские выступления.

Однако уже 29 августа восстание вспыхнуло с новой силой. Его возглавил скрывавшийся в кирсановских лесах командир крупного отряда А.С.Антонов, к которому присоединились участники Каменского восстания. 29 августа повстанцы разбили в районе Борисоглебска красноармейскую роту. 30 августа отряды под командованием Антонова вновь заняли район Каменки и двинулись на Тамбов.

Тамбовские руководители сразу оценили серьезность угрозы. В военно-оперативный штаб были включены секретарь губкома РКП(б) Н.Я.Райвид и начальник пехотных курсов И.К.Зенкович.

Был опубликован приказ № 1, в котором говорилось:

"Приказывается в таких селениях брать заложников - членов семейства из тех семей, члены которых примкнули к бандитам или им способствовали; заложниками брать граждан от 18 лет, не считаясь с их полом.

Объявить населению, что в случае, если бандитские выступления будут продолжаться, заложники будут расстреливаться. Имущество таких граждан конфисковывать полностью. Здания, занимаемые ими, сносить, а в случае невозможности — сжигать. Бандитов, застигнутых на месте преступления, расстреливать."

31 августа сводный отряд во главе с председателем губисполкома А.Г.Шлихтером выступил против мятежников, но был разбит в 30 километрах к югу от Тамбова. Более подробные сведения об этом столкновении не приводятся, как не объясняются причины, по которым Антонов остановился на полпути к губернскому центру.

В тот же день председатель губчека Ф.К.Траскович и уполномоченный ВЧК П.П.Громов сообщили заместителю председателя ВЧК И.К.Ксенофонтову: "В районе Тамбовского, Борисоглебского и Кирсановского уездов вспыхнуло организованное большое восстание... Часть посланных нами небольших отрядов разбита и разоружена, потеряв два пулемета. Банды в числе до 3000 в 14–17 верстах от Тамбова. Патронов, винтовок и сил у нас совсем мало. Саратов обещал помощь, которая придет не раньше двух суток. Просим поддержки не менее батальона пехоты и эскадрона кавалерии."

На самом деле, батальона пехоты и эскадрона кавалерии против трех тысяч повстанцев могло не хватить, но просить большего в разгар боев с Пилсудским и Врангелем было трудно.

1 сентября восстание охватило Кирсановский уезд. Отряд Антонова захватил село Рамзу. Здесь вожак мятежников заявил, что собирается захватить Кирсанов и Тамбов. В начале сентября были на короткое время захвачены железнодорожные станции Чакино, Ржакса и Инжавино. 4 сентября группировка мятежников во главе с И.Е.Ишиным разгромила сводный отряд красных, убив их командира А.Д.Сачко и захватив списки агентуры ЧК в уезде.

К этому моменту в распоряжении советского командования в Тамбовской губернии было 180 курсантов полковой школы 21-го стрелкового полка, 250 курсантов 35-х Тамбовских пехотных курсов, 500 бойцов караульных батальонов, 200 мобилизованных коммунистов, 30 кавалеристов Тамбовского эскадрона и 30 курсантов 7-х Борисоглебских кавалерийских курсов, имевших 4 орудия и 6 пулеметов. Им противостояли около 4 тысяч вооруженных и до 10 тысяч невооруженных мятежников.

Мобилизация всех имевшихся сил позволила советскому командованию нанести контрудар по центру восстания 8 сентября сводный советский отряд и эскадрон под командованием Н.А.Переведенцева разбил повстанцев в районе Каменки и Ракитина.

Положение начало понемногу меняться. Поехавший в Москву А.Г.Шлихтер попросил у В.И.Ленина выделить для подавления восстания батальон пехоты, два эскадрона кавалерии и две тысячи продармейцев. Кроме того, были запрошены тысяча винтовок, сто револьверов и 25 тысяч патронов для вооружения сельских коммунистов. При условии усиления группировки в Тамбовской губернии Шлихтер обещал выполнить план продразверстки.

9 сентября против 6 тысяч вооруженных повстанцев действовали до трех тысяч красных бойцов, разделенных на пять групп: Сампурскую, Рассказовскую, Кирсановскую, Ржаксинскую и Борисоглебскую. Руководить операцией по подавлению восстания в Тамбовской губернии поручили начальнику внутренних войск на территории Орловского военного округа Ю.Ю.Аплоку.

16 сентября командующий войсками Тамбовской губернии объявил, что "захваченные с оружием в руках, будут расстреляны на месте; села, оказывающие сопротивление революционным советским властям, будут немедленно сожжены дотла". 18-19 сентября красные части разбили отряд самого Антонова под Афанасьевкой, потеряв при этом около 160 человек убитыми и ранеными.

Вечером 19 сентября Аплок сообщил в приказе: "Восстание в Борисоглебском, Тамбовском и Кирсановском уездах ликвидировано". Было даже объявлено о демобилизации советских работников.

Однако Антонов не был уничтожен. Его отряд мелкими группами ушел от преследователей и захватил село Знаменку в 30 километрах южнее Тамбова. Антонову удалось ускользнуть и 22 сентября в бою у села Подоскляй.

24 сентября заместитель председателя Тамбовского губисполкома В.Н.Мещеряков сообщил В.И.Ленину, что "положение наше ухудшилось (разоружены две роты; взято, таким образом, 400 винтовок и 4 пулемета, и, вообще, противник окреп)." Председатель Совнаркома в свою очередь потребовал от Э.М.Склянского и Ф.Э.Дзержинского: "Надо принять архиэнергичные меры! Спешно!"

Между тем, положение советских войск, вопреки заявлениям Аплока, не улучшилось. Борисоглебское уездное политбюро сообщало: "Все отряды, брошенные еще ранее в уезд, в настоящее время находятся в Тамбовском уезде. Весь Борисоглебский уезд, таким образом, может считаться в полной власти бандитов."

В начале октября отряды Антонова были вытеснены в Балашовский уезд Саратовской губернии. Ю.Ю.Аплок снова принял частный успех за полную победу и даже наградил отличившихся в боях против мятежников.

Но войну объявлениями о победах не выигрывают. Аплок был отозван в Орел, а командующим войсками Тамбовской губернии был назначен В.И.Благонадеждин, который направил все силы на осуществление продразверстки. 7 октября А.Г.Шлихтер сообщил Ленину о намерении освободить арестованных крестьян.

В то время, когда губернские руководители докладывали об успехах, отряд Антонова вернулся в родные места. 7 октября повстанцы захватили станцию Терновка, перебив там 10 коммунистов. На следующий день под Жердевкой они взяли в плен красноармейскую роту. Доставка хлеба из Борисоглебского уезда прекратилась.

12 октября Шлихтер доложил в Москву: "Окончательная ликвидация бандитского движения задерживается отсутствием достаточного количества кавалерии. Бандиты продвигаются со скоростью 60–100 верст в день, наши пехотные части иногда теряют соприкосновение с ними. В последнее время шайки перебрасываются в Воронежскую и Саратовскую губернии, откуда обратно в Тамбовскую."

На этот раз Ленин потребовал от заместителя председателя РВСР Склянского: "Дайте РВСР поручение или, вернее, точный приказ добиться быстрой и полной ликвидации [антоновщины]. О принятых мерах мне сообщить."

Впрочем, до завершения войны на Западном и Южном фронтах тамбовские власти не могли рассчитывать на существенные подкрепления. К 15 октября 1920 за счёт мобилизации местных резервов, а также частей ВОХР и ЧОН численность войск в Тамбовской губернии выросла до 4447 человек при 22 пулемётах и 5 орудиях.

Эти силы были рассеяны по губернии и далеко не всегда могли противостоять повстанцам. 19 октября отряд мятежников во главе с Богуславским у села Верхоценье без больших усилий захватил в плен две роты, насчитывавшие около 230 бойцов.

Следствием этой неудачи было отстранение 25 октября от должности командующего войсками Тамбовской губернии В.И.Благонадеждина, которого сменил начальник 35-х Тамбовских пехотных курсов бывший полковник К.В.Редзько.

Новый командующий первым делом приступил к формированию 1-й ударной кавалерийской группы под руководством К.В.Бриммера на основе сводного полка Н.А.Переведенцева.

В разгар этих приготовлений отряд антоновцев разбил находившийся в селе Богословском Кирсановского уезда 20-й отдельный стрелковый полк внутренних войск, который разбежался, бросив 1 орудие и 2 пулемёта. Командовавшие разбитой частью Воробьев и Белокобыльский были отстранены от должностей и отданы под трибунал.

Однако этим неудачи не были исчерпаны. 1 ноября отряд Антонова захватил станцию Инжавино. Правда, неудача ожидала мятежников при налете на Ивановский совхоз, рабочие которого оказали серьезное сопротивление антоновцам. Не удалась и атака Антонова на станцию Сампур.

6 ноября Редзько опубликовал обращение к повстанцам, в котором обещал полное прощение в случае перехода на сторону Советской власти. Одновременно были прекращены расстрелы пленных мятежников.

На некоторое время успехи Антонова прекратились. Группа Бриммера уверенно преследовала повстанцев, нанеся им серьезные удары у сёл Хитрово и Пановы Кусты 11 ноября.

В очередной раз советскому командованию показалось, что Антонов окончательно разбит. В течение второй половины ноября 1920 года проводилась "зачистка" Тамбовского и Кирсановского уездов. А между тем, 14 ноября в селе Моисеево-Алабушка Борисоглебского уезда состоялось совещание командиров повстанческих отрядов, на котором было принято решение об объединении всех сил мятежников в "Партизанскую армию Тамбовского края".

Для руководства этим объединением был образован Главный оперативный штаб, в который вошли А.С.Антонов, А.В.Богуславский, И.А.Губарев, П.М.Токмаков и Митрофанович. Командармом и главой губернского Союза трудового крестьянства (СТК) был выбран П.М.Токмаков, а начальником Главоперштаба - А.С.Антонов.

17 ноября Группа Бриммера выбила руководство мятежников из Моисеево-Алабушки, захватив документы Главоперштаба. Антонову вновь пришлось отправиться в рейд, попутно вербуя сторонников и формируя партизанские полки. 13 декабря числившиеся разбитыми антоновские отряды захватили и разграбили железнодорожную станцию Инжавино. Оборонявшие станцию 433 бойца с 2 пулемётами в панике бежали. По приказу Редзько за трусость были расстреляны 35 человек.

17-18 декабря антоновцы захватили станцию Иноковка, где в их руки попал вагон с патронами. Тогда же отряд мятежников во главе с И.М.Кузнецовым захватил село Алешки, где были захвачены и зарублены 22 члена местного ревкома. В тот же день антоновцы захватили и разграбили филиал фабрики по изготовлению шинельного сукна и валенок для Красной армии.

Таким образом, "Партизанская армия Тамбовского края" продемонстрировала свою силу. Более того, она стала приобретать регулярные черты с определённой иерархией и политическими органами. Кое-что в этой организации было взято из опыта Красной Армии, в которой служили многие антоновцы.

Антикоммунистическая версия РККА успешно действовала против внутренних войск и продотрядов. Однако командиры мятежников не учли, что за период, прошедший с начала восстания, война, отвлекавшая главные силы Советской республики, закончилась.

Отныне антоновцам предстояло столкнуться с более многочисленными и лучше вооруженными войсками. Кроме того, некоторые лозунги восстания, вроде отмены продразверстки, могли взять на вооружение и их противники. Начинался обратный отсчет в ходе антоновского движения.


1. П.Ф.Алешкин, Ю.А.Васильев. Крестьянские восстания в России в 1918-1922 гг. От махновщины до антоновщины. М. Вече. 2012. 400 с.

2. Крестьянское восстание в Тамбовской губернии в 1919—1921 гг. Антоновщина. Сборник. Документы и материалы. Тамбов. Редакционно-издательский отдел. 1994.

3. В.Ю.Рылов. Антоновское восстание в документах Государственного архива Воронежской области. Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2017. № 6 (80). C. 93-97.

4. Н.В.Фатуева. Противостояние: кризис власти трагедия народа. Из истории крестьянских волнений и восстаний в Тамбовской губернии в 1918-1921 гг. Рязань. Русь. 1996. 304 с.

5. С.А.Есиков, Л.Г.Протасов. "Антоновщина": новые подходы. Вопросы истории. 1992. № 6-7. С. 47-57.

6. Л.Г.Протасов. Тамбовщина на страницах "Революционной России". Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. История и политология. 2012.

7. Антоновщина. Сборник статей, очерков, воспоминаний и других материалов к истории эсеро-бандитизма в Тамбовской губернии. Тамбов. 1923.

8. Н.Е.Какурин. Организация борьбы с бандитизмом по опыту Тамбовского и Витебского командований. Военная наука и революция. М. 1922. № 1.

9. Б.Леонидов. Эсеро-бандитизм в Тамбовской губернии и борьба с ним. Революция и война. 1922. № 14—15.

10. А.Казаков. Общие причины возникновение бандитизма и крестьянских восстаний. Красная Армия. 1921. № 9. С. 34—35.

11. И.Трифонов. Из истории разгрома антоновщины в 1920—1921 гг. Военно-исторический журнал. 1968. № 9.

12. В.П.Баранов. Крестьянское восстание в Тамбовской губернии. Тамбов. 1991.

13. Т.В.Осипова. Антоновщина. Судьбы российского крестьянства. М. 1996.

14. И.П.Донков. Антоновщина: замыслы и действительность. М. 1977. 127 с.

15. П.Ф.Алёшкин. Крестьянское движение в Тамбовской губернии в 1920-1921 годах: истоки, основные этапы, формы социально-политического протеста. Автореферат кандидатской диссертации. М. 2004. 218 с.

16. В.В.Самошкин. Александр Степанович Антонов. Вопросы истории. 1994. № 2. С. 66-76.

17. В.В.Самошкин. Антоновское восстание. М. 2005.


Рецензии