Воспоминания. из истории одной семьи
Дядя Арташ, как и мой дедушка происходил из интересной ардвинской семьи. Их папа — Матевос Онанович Тер-Багдасарян был достаточно крупным коммерсантом. Он учился в Париже, там же обрел навыки коммерции. Дело свое он вел строго по европейским канонам. Он занимался крупными поставками хлеба на южных границах Российской империи (Батум, Тифлис и пр.). Семья жила в Ардвине, который тогда, да и сейчас называют турецкой Швейцарией ( из-за особенностей климата и природного ландшафта ). Однако иногда они приезжали в Батум, где у Матевоса и его братьев было 4 огромных дома в центре города и магазин. После геноцида вся семья, чудом спасшись, бежала в Батум. Они прибыли в Батум ночью, на одной карете сидели они, а впереди ехала карета с ценностями, вещами и фотографиями. По рассказам дедушки, эта карета неожиданно куда-то свернула и исчезла из виду, вместе со всем достоянием. Но и это, как оказалось, не главное. Через несколько лет в Батуми пришли большевики, они, как говорил Ленин, «завоевали» этот город. (Он говорил так про всю Россию). В результате у моего прадеда отобрали все — и дома, и магазин. В одном из домов им — семье из 5 человек оставили одну комнату. Он скрывался, как дедушка рассказывал, приходил только по ночам, маленький мальчик Антон ( мой дед ) ему варил кофе, и он опять исчезал, прячась от большевиков и НКВД в каких-то подвалах. В результате прадед заболел и умер. Семья осталась без пропитания, они жили впроголодь. Мой дедушка, будучи 6-летним ребенком, торговал в Батуми сигаретами, разносил газеты, чтобы как-то помочь бедной маме. Но в итоге все наладилось. Дедушка окончил в Москве университет и стал инженером-конструктором. Родная сестра Охита также стала инженером. А брат Арташ — журналистом. Охита (старшая сестра), когда папа еще был при деньгах и положении (до революции) окончила единственное на тот момент образовательное учреждение Батума, престижную гимназию Арнольди. После революции она с легкостью поступила в Тифлисский университет на инженера. Начались голодные годы, есть буквально было нечего. Бедная Охита, как и многие тогда периодически падала в голодные обмороки. Но потом, полюбив сокурсника, Георгия Дмитриева, вышла замуж. Жизнь постепенно стала налаживаться. Георгий Дмитриев стал крупным инженером-конструктором, он, русский человек, построил и спроектировал множество объектов в Тбилиси и в Грузии. Охита (Ольга, так звали ее родственники) работала на разных предприятиях инженером. Яша ( Заробян ) предлагал ей министерский портфель в Армении, т.к. она была хорошим специалистом в своей области. Но она отказалась, семья для нее всегда была важнее. Ее трое детей пошли по той же стезе. Матвей Дмитриев работал конструктором в Москве. Другой сын — Леонид в Киеве. Его имя и фамилия высечены на памятной доске Киевского аэропорта, чем очень гордилась мама, именно он — один из проектировщиков воздушной гавани Киева. Дочь Сатеник осталась в Тбилиси. Ее дочь (Мария Сараджишвили) теперь известная православная писательница, ее с успехом издают в России.
Мой дедушка Антон Багдасарян много лет возглавлял Аджарпроект. Поскольку в Грузии не терпели на начальственной должности людей с негрузинскими фамилиями, ему много раз настоятельно рекомендовали стать хотя бы Багдасаровым, но он категорически отказывался, для него это было делом принципа. ( К сожалению, эта практика была почти во всех советских республиках. ) Хватит, что из-за советской власти отсекли часть фамилии. ( Был Тер-Багдасаряном, стал просто Багдасаряном. ) Он был блестящим специалистом ( поэтому и мирились грузинские чиновники с армянской фамилией ). Многие объекты в Аджарии и Грузии построены по его чертежам и под его руководством. Некоторых уже нет, например, снесенного при Саакашвили батумского стадиона. Главным, на мой взгляд, его вкладом в жизнь батумского армянства — было сохранение батумской, очень красивой армянской церкви «Сурб Пркич» ( «Святого Спасителя», на бывшей улице Ленина, это как наш Невский проспект ). Местные чиновники перед этим взорвали огромный Русский Православный собор в центре города. ( На его месте сейчас стоит гостиница «Интурист». ) И теперь решили взяться за армянскую церковь. Ее хотели снести. Дедушка, пользуясь служебным положением, предложил сохранить старый храм, переделав его в планетарий. Затея удалась. Я когда-то был в этом "планетарии". Интересно, что дедушка всегда скромно умалчивал о своем участии в этом предприятии. Единственное, когда церковь возродилась, он очень этому радовался… ( Всю историю я узнал от бабушки и мамы. ) Потом служители церкви мне говорили, что все важные места храма были бережно заколочены досками и интересным образом спрятаны, например, купель крещения и др. «Нам особо ничего не пришлось делать!» — говорили они. Хотя, конечно, для воссоздания церкви было сделано очень много.
Вот такая вот батумская история.
Свидетельство о публикации №218070600985