Сердечные ритмы познания
Николай Алексеевич Заболоцкий — русский советский поэт, переводчик; член Союза писателей СССР.
Родился: 7 мая 1903 г., Казань
Умер: 14 октября 1958 г., Москва
Википедия
Справка:
«ОБЭРИУ (Объединение реального искусства) – группа писателей и деятелей искусства в Ленинграде в 1927-30, чья деятельность характеризовалась стремлением к обновлению искусства путем отказа от канонизированного к тому времени реализма. Последний звук названия «Обэриу» («у»), пародирующий ставший часто употребительным «-изм», должен был подчеркивать комический элемент в творчестве членов группы.
Группу основали в 1926 молодые поэты Даниил Хармс, Александр Введенский и Николай Заболоцкий; позже в нее вошли драматург и поэт Игорь Бахтерев, драматург Александр Разумовский, поэт Юрий Владимиров и писатель Дойвбер (Борис) Левин. В течение некоторого времени к Обэриу принадлежал Константин Вагинов; близок к обэриутам был и Николай Олейников, отчасти и Евгений Шварц. Из художников с Обэриу особенно активно сотрудничал Казимир Малевич, был близок Павел Филонов.
Поскольку литературные произведения обэриутов почти не публиковались, они направили свою основную деятельность на организацию театрализованных представлений (конец 1926 – апрель 1930), проводившихся, например, в «Инхуке» – «Доме художественной культуры», которым до самого его закрытия в 1928 руководил Малевич. План создания собственного театра «Радикс» не был осуществлен.
Вышедший в январе 1928 Манифест Обэриу, значительную часть которого написал Заболоцкий, требовал правомочия для различных направлений в искусстве Советского Союза, давал ясное определение задач группы в области поэзии, кино и театра, а также характеризовал главных ее представителей.
В своем стремлении наряду с политической революцией осуществить революцию в искусстве обэриуты находились под влиянием футуристов (в особенности Хлебникова) и Ходасевича; выступали, однако, против «зауми», заумного языка в искусстве. Их методом изображения действительности и воздействия на нее было абсурдное искусство, отмена логики и общепринятого времяисчисления в поэтических произведениях, необычное противопоставление отдельных частей произведения, которые сами по себе реалистичны.» — /Русская историческая библиотека./
Вот стих Заболоцкого полностью:
_________
Лодейников, закрыв лицо руками,
Лежал в саду. Уж вечер наступал.
Внизу, постукивая тонкими звонками,
Шел скот домой и тихо лопотал
Невнятные свои воспоминанья.
Травы холодное дыханье
Струилось вдоль дороги. Жук летел.
Лодейников открыл лицо и поглядел
В траву. Трава пред ним предстала
Стеной сосудов. И любой сосуд
Светился жилками и плотью. Трепетала
Вся эта плоть и вверх росла, и гуд
Шел по земле. Прищелкивая по суставам,
Пришлепывая, страною шевелясь,
Огромный лес травы вытягивался вправо,
Туда, где солнце падало, светясь.
И то был бой травы, растений молчаливый бой,
Одни, вытягиваясь жирною трубой
И распустив листы, других собою мяли,
И напряженные их сочлененья выделяли
Густую слизь. Другие лезли в щель
Между чужих листов. А третьи, как в постель,
Ложились на соседа и тянули
Его назад, чтоб выбился из сил.
(...)
Лодейников склонился над листами,
И в этот миг привиделся ему
Огромный червь, железными зубами
Схвативший лист и прянувший во тьму,
Так вот она, гармония природы,
Так вот они, ночные голоса!
Так вот о чем шумят во мраке воды,
О чем, вдыхая, шепчутся леса!
Лодейников прислушался. Над садом
Шел смутный шорох тысячи смертей.
Природа, обернувшаяся адом,
Свои дела вершила без затей.
Жук ел траву, жука клевала птица,
Хорек пил мозг из птичьей головы,
И страхом перекошенные лица
Ночных существ смотрели из травы.
Природы вековечная давильня
Соединяла смерть и бытие
В один клубок, но мысль была бессильна
Соединить два таинства ее.
_________
Вот взятая часть для учебника:
«Природа, обернувшаяся адом,
Свои дела вершила без затей.
Жук ел траву, жука клевала птица,
Хорек пил мозг из птичьей головы»
Отсюда, вывод. Господа составители учебников! Если обнаруживается надобность вставить строку поэта в виде эпиграфа к параграфу... то следует советоваться с литературоведами.
Поэзия Заболоцкого — экспериментальна, что, разумеется, имеет важное значение для (развития) литературы в целом, но из таких произведений НЕЛЬЗЯ вырывать куски. Тем более в качестве эпиграфов в учебном материале для (!) детей.
Имейте совесть. Иначе она сама вас поимеет.
Нечаянно до легкости своей дозреет,
Верша степенно правду жизни и исход.
И вот, имеется уже иной совсем подход.
Встают зарею думы светлы, ясны.
Руками ластятся потуги все прекрасны
Ко детским головам, что знаньем удивленны
Внимательно внимают шорохам от уст.
И знаки вещие от мела, указки хруст...
Что ветхая уже от частых тыков
Пошла вся трещиной, ох, век ее не прост:
Растит до сути знатной знатных человеков.
Свидетельство о публикации №218070701087
Ирина Петал 18.07.2018 11:49 Заявить о нарушении
Ирина Петал 18.07.2018 12:04 Заявить о нарушении
--
Разве жизнь в природе существует ради морга?
То есть смерти...
Даже смерть индивидуума облагорожена в природе величием и эволюции и вообще жизнеобразования в целом.
Вы вчитались в полностью приведенный стих Заболоцкого, и поскольку это поэзия, хоть и экспериментальная, прониклись смыслами...
Которых НЕТ в показанном куске-отрывке-эпиграфе.
Там просто "тупо" безумие видения природы оскуденным человечьим рассудком. Возможно кто-то устал от переизбытка информации (отовсюду) и ему/ей показалось, что в этих четырех строках есть некий важный смысл. А там просто "смысловая блевотина", если отдельно от всего остального текста стиха, в котором весьма радикальное и изрядно философское раскрытие человеческого ПОРЫВА познать природу. И этот порыв пространен, дерзок, и тут же — имеет тупик разумной прыти познания. О чем и пишет в стихе Заболоцкий, раскрывая суть поиска в самом себе и вовне... принципа точноцелевого проникновения в неизведанное, непостижимое даже...
Это стих его полностью.
А вырванный кусок... наводит на определенные мысли относительно составителей учебников.
«Природа, обернувшаяся адом,
Свои дела вершила без затей.
Жук ел траву, жука клевала птица,
Хорек пил мозг из птичьей головы»
Вы же сами говорите: обычное состояние для природы, твари едят друг друга. Эволюция, естественный отбор и прочее. Тогда почему "адом" она оборачивается? Это ад? То есть — неестественное состояние.
И где же логика?
Это первичный посыл для школьника к изучению материала.
Абсурд, с которого и начинается параграф.
Потом, Заболоцкий совмещает "трапезу" одновременно у трех особей, что едят друг друга. Для чего? Это скрытый пронзенный сюрреализмом вопрос: трава ела землю — в таком случае?
Земля (потом) съест их всех...
Это ФИЛОСОФИЯ, причем, не имеющая именно к научному зрению никакого отношения.
Но — поэзия, да. Высокая, можно сказать. В полном стихе только если...
Изабар Гежб 18.07.2018 14:14 Заявить о нарушении
Ирина Петал 18.07.2018 14:22 Заявить о нарушении
Ирина Петал 18.07.2018 14:29 Заявить о нарушении
--
Я ж Вам показал несостоятельность: "Эволюция, естественный отбор и прочее. Тогда почему "адом" она оборачивается? Это ад? То есть — неестественное состояние.
И где же логика?"
Если что-то не логично, тупиково по смыслам, то в этом сложно углядывать... высокий смысл.
Просто интересный смысл? Может быть. Для вольных размышлений в стиле Шерлока Холмса, с трубкой и Ватсоном.
Но не для детских умов в учебнике.
Изабар Гежб 18.07.2018 15:14 Заявить о нарушении
С уважением,
Ирина Петал 18.07.2018 15:33 Заявить о нарушении
Но лучше... чтобы заместо сего было что-то более соответствующее потребности учащегося по предмету.
Благодарю за Ваши комментарии.
Изабар Гежб 18.07.2018 15:49 Заявить о нарушении
Ирина Петал 18.07.2018 16:09 Заявить о нарушении