Загадочный портмоне

В начале 90-х я учился в Питере. Была осень. После какой-то авантюры я оказался совершенно на мели и, заперев свою комнату в университетском общежитии на 5-й Линии, побрел на переговорный пункт звонить отцу, чтобы он выслал мне денег. В те времена в ситуации, подобной моей, деньги высылали телеграфным переводом, чтобы они дошли в тот же день, но мне было стыдно признаваться отцу в полном безденежье и поэтому договорились, что он вышлет мне их обычным переводом, на что должно было уйти несколько дней.

Давно заметил: когда у человека много денег, он посматривает на все окружающее как на свою потенциальную собственность и это очень роднит человека с миром. В моменты безденежья восприятие мира полностью другое – все кажется чужим и чуждым. Так вот, пришел я по чужому и чуждому в тот момент городу в свое общежитие, открыл ключом дверь, вошел в комнату и обнаружил в гостиной на полу новенький кожаный бумажник.

Возможно, кого-то удивит слово «гостиная» применительно к комнате в общежитии, но я, как аспирант, жил не только в отдельной комнате, но и, так сказать, в двухкомнатной комнате, потому что она состояла из спальни и гостиной. Так вот, я подобрал с пола бумажник, открыл его и обнаружил новенькую, как и сам бумажник, сторублевую купюру, аккуратно вложенную в одно из отделений.

Чтобы вы оценили масштаб этой находки, скажу, что в 1990 году моя аспирантская стипендия составляла 60 рублей. А сама находка была абсолютно необъяснимой, иррациональной и загадочной. Дело в том, что перед моим уходом на полу не было никакого бумажника. Мою дверь никто не взламывал и, к тому же, двери обычно взламывают не для того, чтобы подбросить денег, а с противоположной целью. Вряд ли кто-то был настолько любезен, чтобы аккуратно вскрыть мою дверь отмычкой, положить на пол бумажник и удалиться анонимным благодетелем. Никто не пришел ко мне ни в этот, ни в последующие дни и не спросил с безнадежным пессимизмом в голосе: «Старина, я не оставлял здесь мой бумажник?» Словом, у меня нет никаких объяснений этому чуду.

Почему-то в тот момент я обещал себе, что по возможности никогда не расстанусь с этим чудесным бумажником. И я сдержал это обещание. Бумажник пережил со мной все приключения в Питере и Москве, все войны и опасности, и все мои странствия по миру. И с того момента, как неизвестно откуда на пол моих апартаментов в общежитии свалился этот бумажник, я никогда уже больше не оставался на мели.

Впоследствии я видел в магазинах очень красивые и дорогие кожаные бумажники и даже, не удержавшись, покупал некоторые из них, но никогда не носил их и быстро раздаривал, потому что храню верность своему старенькому, порядком истрепавшемуся портмоне, произведенному, судя по ярлычку, на одесской кожаной фабрике в 1990 году, ценой 5 р. 30 коп.


Рецензии