Лысуха. Полнометражный художественный фильм

драма

Логлайн
1942 год. На лесном хуторе семья Савельевых, чтоб избежать голодной смерти, в сговоре с участковым грабят и убивают подселяемых к ним эвакуированных. Но конвейер смерти дает сбой, когда их приемная дочь влюбляется в подселенного к ним раненого бойца.


СИНОПСИС

ПРЕДЫСТОРИЯ: Второй год война. Эвакуированных размещают по городкам и деревням Поволжья.
На одном из хуторов у подножья горы Лысуха, прозванной так из-за каменистой безжизненной верхушки, живет большая семья Савельевых, в 1941 году проводившая своих мужчин на фронт.
Не забрали лишь главу, Силантия (52), лишенного на охоте глаза. С ним живут жена Дарья (52), старшая сестра Силантия Лукерья (62), Люба (16), приемная дочь рано умершей сестры Силантия и три снохи - Валя, Наталья, Лиза с детьми 1-3 лет.
И все на шее Силантия. К второму году войны кончились запасы мирных времен, давят налоги, да еще по разнарядке периодически подселяют семьи эвакуированных.
Однажды Силантий поймал на воровстве эвакуированную женщину и, не рассчитав силенок, прибил на насмерть. Дело расследовал местный участковый Терентий (47). Когда обнаружил, что Силантий разжился золотишком, найденным у погибшей, предложил сделку. Дело он замнет, приезжие все равно мрут как мухи. Но Силантий пусть продолжит. Участковый станет подселять к нему эвакуированных из обеспеченных семей, Силантий «убирать» их. Ценности напополам. Справками Терентий прикроет.
Конвейер смерти заработал.


ТИЗЕР: Баба-почтальон привозит на хутор у подножья горы Лысухи повестку из военкомата в момент, когда Силантий с женой Дарьей выводят со двора телегу, на которой сено, мешок семенной картошки, лопаты… Баба-почтальон вручает повестку, Силантий расписывается. Дарья видит, что выпал с телеги кусок сена и видны чистенькие женские и детские босые ступни. Дарья затыкает их сеном. Баба-почтальон уезжает.
Савельевы трогаются.

ТИТРЫ: На станцию прибывает эшелон эвакуированных. Женщины, дети, старики. Участковый Терентий выбирает с виду зажиточных – мать с дочкой в очках 16 лет (у дочки выглядывает золотой лютеранский крестик на яркой с красным узором тесьме, мать торопливо поправляет ей кофточку, чтобы его не было видно), сыном 5 лет и дородной теткой в хорошем пальто с мерлушкой. Направляет их к Силантию, что ждет на своей подводе рядом со станцией.
Силантий везет семью на хутор. Хмур, неразговорчив. На пальчике дочки дешевое детское колечко.
Силантий заселяет семью в заброшенный домик, в котором все чисто. Эвакуированные в восторге, они в первый раз за последние месяцы попали в такой комфорт. Благодарят.
Помогает подселенцам занести вещи Любка, ей нравится кофточка ровесницы.
Чуть ниже взгорка, где расположился хутор, свежее кладбище на десяток могил. Там и могила матери Любки, дочери Силантия. Она не могла иметь детей от постоянных простуд и непосильной работы. Подобрала в 30 году Любу, дочь ссыльных кулаков. Умерла в 41 в декабре, через месяц после того, как получила похоронку, что ее муж погиб на фронте.
Любка кладет на все могилки цветочки, а у могилки матери разговаривает с ней.

Раннее утро на хуторе. Все заняты.
Любка моет полы в домике, куда вчера привезли переселенцев. Чужая, приемыш, она прислуга на всех.
Любка в ведро выжимает тряпку, вода в ведре красная от крови. Драит доски с хлоркой, видит дешевое детское колечко. Быстро, чтоб никто не видел, подхватывает, подходит к окну – в которое уже бьет солнце, меряет колечко, на ее лице – счастье.
Слышит окрик Лукерьи – долго еще будешь возиться? А ну живо в избу! Лукерья - высокая, грозная, костлявая старуха. Старшая из женщин в роду, побаивается только Силантия, она -домоправительница на хуторе.

Утро на хуторе начинается с обязательного ритуала. Силантий после скудного завтрака распределяет продукты на день. Всем достается по куску рафинада, кроме Любки. В ее глазах слезы.
Затем Силантий делит вещи эвакуированных – дорогие он откладывает для участкового Терентия.
Если сахар Любка не посмела взять самовольно, тут не выдерживает и хватает кофточку. Это бунт. Силантий дает ей подзатыльник, а кофточку ей оставляет, видя, что она умрет, но кофточку не отдаст.
Люба надевает кофточку и идет тайком играть в любимые куклы. Грубые, сделанные из раскрашенной бересты. Это принцесса и принц. И сюжет всегда один – принц спасает принцессу.
Свидетелем ее игры становится Силантий. Любка в жутком страхе, оцепенев, стоит перед ним. Вместо чтоб убрать навоз – в куклы играет! Но Силантий сам удивлен, надо же, уже почти баба – тут он щупает ее грудь, проводит по крупу – ладная какая за лето подтянулась – а все как дитя малая.
Любка вначале цепенеет, но видя какими глазами на нее смотрит Силантий, явно чувствует власть своей женственности (видимо, не в первый раз), не убирает руки Силантия, а напротив смело смотрит ему в глаза и придвигается ближе.
Любка стремится к Силантию, несмотря на то, что нет к нему любви. Она тянется к нему просто потому, что в её жизни абсолютная пустота, она молода и ей хочется любви, а Силантий заменяет ей отца, кормит, защищает от своих невесток. Силантий привлекает ещё и тем, что он в этом сообществе вожак и защитник. Их отношения давно шли от неприятия друг друга к сближению. Она старается соблазнить его и всё больше сводит с ума. Любка стремится к близости с ним ещё и потому, что хочет отомстить его невесткам и жене - за то, что у них кто-то есть, а у неё никого нет.
Силантий приходит в себя, ломает куклы и гонит работать. Он, может быть, влюблён в Любку до безумия, но ничего не может себе позволить, потому что здесь его жена, невестки.

Свидетелем сцены становится невестка Наталья. Она проворно бежит к другим невесткам, беременной Валентине и Лизе. Между ними разговор, из которого мы узнаем, что невестки давно подозревают Силантия в симпатии к приемной Любке. Та очень сексуальна, и невестки не могут не чувствовать, что происходит со свекром и понимают исходящую от Любки опасность.
Наталья сгущает краски: Силантий с Любкой миловались за сараем. Надо что-то делать – возьмет Любка власть над Силантием, погонит их в отместку за постоянные унижения поганой метлой со двора, а куда они с дитями?
Жена Дарья - изношенная, безропотная, молчаливая женщина. Родила ему девятерых, из которых пятеро умерло еще в младенчестве. Настолько затюкана, что сама подложит Любку в постель к Силантию, если тот прикажет. Поэтому невестки делятся переживаниями со старшей сестрой Силантия Лукерьей.
Та отвечает, вижу, не слепая. Не выкинул вовремя, когда дочь умерла, вот чужая кровь и творит беду. Надо избавляться от Любки. Вместе они разрабатывают план ее убийства.

Сцена, в которой до очередного шага к близости Любы и Силантия остаётся немного, но в это время слышится звук клаксона…
Старшина военного госпиталя привозит на полуторке тяжелораненного Костика. При нем говорит Силантию, что он - не жилец. Силантий вопросительно смотрит на Костика, видя, что тот реагирует. Старшина машет рукой – типа, он ничего не слышит. Шансов у него с таким ранением никаких. В госпитале мест нет, вот и вышвырнули на доживание. Только просит труп аккуратненько в райцентр доставить - все же человек военный, учтенный. Там врач осмотрит и на пригоспитальном кладбище закопают.
Старшина просит расписаться за 10 сухпаев, Силантий видит три. Договариваются – положенные десять делят полюбовно на двоих. Старшина добавляет бинт, мазь Вишневского, баночку йода и уезжает.
Силантий уносит продукты в амбар, а Костика приказывает подселить в сарай к Любке. Лето сейчас, нечего в избе делать.

Любка ухаживает за Костей. Для нее – это кукла, принц. Счастье, что может ухаживать за ней, наряжать ее. Она отмывает бесчувственного Костю, поит его брусничным отваром. Разговаривает с ним, спрашивает, когда он поправится, он спасет ее?
Силантий готовится везти труп Кости в госпиталь. Он недоволен тем, что ему снова придётся гонять далеко лошадь.
Любка просит Силантия дать лекарства, что старшина привозил. Ишь востроглазая, роняет Силантий и дает ей подзатыльник.
Любка не огорчается – готовит травяные настои, выхаживает своего принца. И ко всеобщему удивлению Костик выходит из своего полубесчувственного состояния. Этого никто не ожидал.
Костя обязан Любе жизнью и влюбляется в нее из благодарности.
Так возникает второй любовный треугольник, за которым напряженно следят Лукерья и невестки, решив временно отложить убийство Любки. Может, Силантий сам выгонит неверную вместе с бойцом?
Идут сцены, в которых разворачиваются отношения между Костей, Любкой и Силантием, ревнующим Любку не на шутку.

Силантий в райцентре общается с Терентием. Тот говорит, что подобрал зажиточных эвакуированных. Силантий говорит, бойца привезли, он не может сработать по подселенцам. Терентий злится - дело есть дело, пусть Силантий что-то придумает, иначе следующую партию он передаст другому, а Силантий сдохнет с голоду вместе со своим бабьим царством.
Силантий соглашается и забирает семью Шернер – Марию (42), ее дочерей – Геру (16) и Эльзу (6).

Между Костиком и Любой налаживаются отношения. Костик открывает Любе мир – рассказывает о жизни в довоенном Ленинграде, подвигах советских летчиках, пересказывает приключенческие романы Жюль Верна, Майн Рида… Любка жадно впитывает.
Силантий приказывает Любе отвлечь Костика, закрыть окна в сарае, чтоб тот не видел эвакуированных. Заселяет Шернеров в избу. Несмотря на лишения, Мария Шернер не потеряла властных замашек жены партийного бонзы. От всего морщит нос, пытается распоряжаться. И лишь наткнувшись на ледяное безразличие Савельевых, отступает.
Любке поручено не выпускать Костика из ее сарая, но отвлекшись на одежду Геры – городские костюмчики, которые она развешивает для просушки, забывает на мгновение о нем. Костик видит Геру,  ее семью. Зовет Любу, спрашивает, кто такие.
Спохватившись, Люба неловко врет, что на одну ночь привезли эвакуированных, якобы они больны тифом, их завтра рано увезут…

Череда случайностей приводит к тому, Гера и Костик сталкиваются вместе. Гера боится Костика. Мария немедленно уводит Геру, они говорят по-немецки.
Гера испытывает к Костику интерес и тайно возвращается. Тут выясняется, что Костик тоже говорит по-немецки. Они общаются, смеются. Люба, не понимающая немецкий, остаётся не у дел.
Так зарождается третий любовный треугольник. Зритель уже уверился, что фильм будет о треугольнике Силантий - Любка - Невестки. Но тут появляется раненый Костик, и зритель думает, что этот фильм о треугольнике Силантий - Любка - Костик. Но тут появляется немка, и возникает треугольник Гера - Любка - Костик. При этом с появлением каждого нового треугольника все старые треугольники сохраняются, участники продолжают действовать в своих интересах и все три треугольника сплетаются.

Силантий с Дарьей готовятся к ночной бойне – он топор точит, она мешки из рогожи готовит. К ночи выходят, но вовремя замечают, что под луной на бревнышке сидят рядом Костик и Гера.
Конвейер смерти дает сбой.
Силантий приходит в бешенство, наказывает Любу вожжами. Говорит с досадой Дарье, что теперь по милости выходившей бойца Любы они не смогут подготовиться к зиме и сдохнут с голоду. Этот боец проваляется у них до весны, и они не заработают на эвакуированных.

Видя любовь Любы к Костику, Гера по совету матери сама хочет устраниться. Чтобы не злить Любу и хозяев.
Но Костик сам стремится к Гере. Гера пытается держать Костика в холоде. Но его не удержать. Гера сдаётся, так как сама охвачена страстью к Костику. И тем самым Гера навлекает на себя неудовольствие своей матери.

К Силантию приезжает Терентий, наезжает, говорит - дело другому отдам, а ты сдохнешь. Силантий отвечает, нельзя бойца просто так убить – он на учете в военкомате. Тут твоя милицейская власть заканчивается. Терентий советует – а сквозняки, а застудиться можно… Думай!

Костик перед выбором – симпатия к Гере усиливается, а любовь к Любе остывает. Люба эта видит. Она вступает в состязание с Герой и проигрывает.
После сцены, когда Костик делает окончательный выбор в пользу Геры, Люба спрашивает Силантия, когда же он убьет Геру и ее семью? Тут Люба хитрит с ним: поскольку она знает, что Силантий явно против союза Любы и Кости, Люба объясняет своё нетерпение ожиданием кофточки. Но обхитрить Силантия Любе не удаётся. Он раскусил её интерес к Косте. 
Силантий отвечает, что убьёт Геру и её семью только тогда, когда Костик уедет или умрет. Костик теперь помеха. Нечего было ухаживать за ним так, что он выжил и в кобеля превратился. Сама выходила его, сама и решай теперь проблему.
Люба пытается решить по-своему. Он входит ночью к Шернерам, чтобы самой убить Геру, но понимает, что не может этого сделать.

Силантий считает припасы и понимает, что к зиме в их роду снова начнется мор. Как зимой 41-го. Валентина рыдает, у нее в прошлом году умер первенец. Теперь она беременна (младшего сына Силантий проводил всего лишь полгода назад), неужели и этот умрет?
Валентина готовит с Лукерьей всё для аборта. Силантий молча вырывает у них инструменты.

Костя с Герой уходят в лес погулять, между ними расцветает любовь. В лесу он натыкается на человеческие останки. Находит в сжатом кулачке девочки тесемку от золотого крестика.
Костик расспрашивает Силантия об останках, тот выкручивается – медведь задрал эвакуированных. Костик начинает расспрашивать Любу.
Силантий решает свернуть шею Костику, типа, оступился, и в погреб упал. Люба вовремя успевает защитить Костика. Это обостряет отношения Любы и Силантия. Они теперь тоже враги.

Костик понимает, что он в западне и смерть угрожает не только ему, но и Гере с ее семьей. Он пытается пробраться к Гере, чтобы предупредить их, но его перехватывает Лукерья, огревает чугунком, а подоспевший Силантий бросает его связанного в подпол.
Люба делает попытку вернуть Костика - она говорит Костику, что если он станет её мужем, Люба проведет тайной тропой Геру и ее семью к шоссе. И тогда Костик и Гера с семьёй останутся живы.
Костик врёт Любе, что станет её мужем.

Люба бежит к могиле матери, сообщает ей, что выходит замуж, что у нее деточки будут, что Костик никогда не умрет, раз в этот раз не умер, и никогда в обиду их будущих деточек не даст.
Она убирает кусок доски под дерном в ногах матери, там у нее покоится клад – ее самые сокровенные вещи – от детских цветных стеклышек до маминого тяжелого бархатного платья. Она снимает с себя все, затем надевает это платье и танцует под луной среди могилок, глотая слёзы и умирая от счастья, которому не может поверить.

Костик предупреждает Киру, что к утру они должны бежать. Между ними близость, любовь, обостренная чувством опасности, приводит к постели.
Костик и Гера идут за семьей Геры, чтобы бежать. Но видят, как из избы Силантий и Дарья выносят трупы Марии и Эльзы.
Костик и Гера бегут. Люба обнаруживает, что Костик и Гера сбежали. Люба бросается за ними вдогонку – она решает убить Геру.
Силантий обнаруживает, что Костик и Гера сбежали. Бросается в погоню за ними с ружьем.
В лесу тем временем Люба бесшумно крадётся за беглецами. Они не знают, что она здесь. Она приготовилась убить Геру, и у неё это получится. Но звучат выстрелы. Оказывается, это Силантий. Дробь летит в Геру, она ранена. Силантий начинает стрелять в Костика. Люба бросается на Силантия и гибнет от выстрела.
Костя и Гера выходят на шоссе и убегают.
Силантий садится подле мёртвой Любы и плачет. Над ними стынет в воздухе голая обнаженная, словно лысый череп, вершина горы Лысухи.

КОНЕЦ ФИЛЬМА

СЦЕНЫ 1-8.


1. НАТ. ХУТОР – ДЕНЬ.
Хутор у подножья горы с каменистой верхушкой.
Силантий и Дарья выходят со двора рядом с телегой, запряженной смирной низкорослой лошадкой. В телеге сено, поверх гнилые доски, на которых мешок семенной картошки, лопаты…
Навстречу по дороге поднимается к ним Почтальонша, баба неопределенного возраста с живыми, любопытными глазами, толкая в горку сломанный велосипед (без цепи).
Силантий и Дарья застывают.

ПОЧТАЛЬОНША (ОБЛЕГЧЕННО ВЫДЫХАЯ)

Здрасте!

Силантий и Дарья молчат. У Дарьи начинают дрожать руки.

ПОЧТАЛЬОНША (ПОСЛЕ ПАУЗЫ)
Не бойсь.
(роется в сумке, достает повестку)
Распишись. Военком вызывает.

СИЛАНТИЙ
Зачем?

ПОЧТАЛЬОНША
Не докладывает.

Подбежавший малец ест краюху хлеба. Почтальонша смотрит на него и глотает слюну. Подходит Любка с любопытством. Стук распахиваемого окна в ближней избе – из него выставляется Лукерья, смотрит строго и сумрачно. Из-за сарая выходят с вилами беременная Валентина и Лиза, в подол которой вцепилась ее трехлетняя дочка.
Силантий расписывается, кидает косой взгляд на велосипед без цепи.

ПОЧТАЛЬОНША
С горочки удобно катиться, да сумку везет!

Почтальонша с надеждой смотрит, как малец ест краюху хлеба.

СИЛАНТИЙ (ЛЮБКЕ)
Воды.

Любка опрометью бросается к колодцу, льет из ведра в кружку воду.

ПОЧТАЛЬОНША
Оставил-таки приемыша? Своих не жаль? Чужой рот страшнее пистолета.

Силантий молчит. Оба смотрят на Любку, застиранное ситцевое платье облегает точеную фигуру, крупную грудь… Почтальонша ехидно улыбается. Любка подает воду, смотрит.

СИЛАНТИЙ (ЛЮБКЕ)
Пшла!

Любка уходит. Дарья видит, что выпал с телеги кусок сена и видны чистенькие женские и детские босые ступни мертвецов. Она поспешно затыкает их сеном, но Почтальонша не замечает.

ПОЧТАЛЬОНША (ВОЗВРАЩАЯ КРУЖКУ)
Спасибочки!

Силантий и Дарья смотрят тяжело, как Почтальонша разворачивается, ловко впрыгивает в седло и катится вниз. Только сейчас замечаем, как Силантия отпускает напряжение.

СИЛАНТИЙ
(Хлопнув лошадь по крупу, Дарье)
Пошли.

ТИТРЫ

2. НАТ. ВОКЗАЛ – ДЕНЬ.
Среди составов на запасных путях идут Терентий и Начальник ЖД (50). Оба в форме. Палит солнце, тишина, только скрипит мазутная галька под сапогами.

НАЧАЛЬНИК ЖД (ТОРОПЛИВО)
Эшелон утром прибыл, начальник евоный сразу в райисполком… Да запропал… Че с людьми делать, ума не приложу!

Оба сворачивают за состав и видят, вдоль насыпи в тени товарных вагонов сидят, лежат люди. Женщины, дети, пожилые, со скудным скарбом... Истощенные, многие в полузабытьи.
Терентий и Начальник ЖД идут вдоль них.

ЖЕНЩИНА
(тянет к ним руку)
Воды!

НАЧАЛЬНИК ЖД (ТЕРЕНТИЮ)
Где я возьму? На станцию три куба в день подвозят. Своим не хватает.
(Женщине)
Все будет! Вода, хлеб… Потерпи, милая…

Поодаль группа эвакуированных из купейного вагона – не такие исхудавшие, со скарбом побогаче, сидят кучей, переговариваются. Среди них Мать(43) с Дочкой (16) в очках, у которой на груди золотой крестик на яркой тесьме. Мать торопливо поправляет ей кофточку, чтобы не было видно крестика, рядом мальчик пяти лет и дородная Тетка (53), несмотря на жару в хорошем пальто с мерлушкой.
Терентий бросает цепкий взгляд на их чемоданы из добротной кожи.

ТЕРЕНТИЙ
Эвакоудостоверение.

МАТЬ
(торопливо подает)
Лабутины мы.

ТЕРЕНТИЙ
(вынимая из планшетки лист бумаги, невнимательно смотрит в него)
Есть Лабутины. Давайте к станции!

Женщины завистливо смотрят, как Лабутины поспешно собираются, начинают галдеть, обступают Терентия с Начальником ЖД.

ЖЕНЩИНЫ
Шестой час сидим. Воды нет! Питание обещали! Куда расселят? Мне в больницу надо!

ТЕРЕНТИЙ
Тихо, тихо! Начальник эшелона составляет списки. Никого здесь не оставят! Нуждающиеся получат медицинскую помощь…

Терентий с Начальником ЖД с трудом выбираются из толпы.

3. НАТ. РЫНОК – ДЕНЬ.
Типичный небольшой рынок райцентра военных времен. Продавец насыпает Силантию в холщовые мешочки крупы. Затем что-то тихо шепчет ему, достает три банки с тушенкой.

СИЛАНТИЙ (НЕДОВОЛЬНО)
На шесть договаривались.

ПРОДАВЕЦ
С пробой я ошибся. Не тянет твое рыжье на шесть.

Силантий так тяжело смотрит на Продавца, что тот достает еще одну банку, дает.

ПРОДАВЕЦ
Чай есть. Индийский.

СИЛАНТИЙ (РАВНОДУШНО)
Трава полезней.

Силантий с покупками идет за угол дома, там в тени палисадника стоит его телега с лошадью, рядом терпеливо ждут Мать с Теткой, дети. Вещи сложили на телегу.

ТЕТКА
Куда делся этот черт?

Силантий слышит, кладет покупки, швыряет чемоданы подселенцев на землю, те еле успевают подхватить.

СИЛАНТИЙ
Не вишь, лошадь не железная.

МАТЬ
Мальчика подсадите!

СИЛАНТИЙ
Мальчика… (после паузы) можно.

Мать сажает сына на телегу, Силантий берет лошадь под уздцы. Мать с Теткой видят банки с консервами.

ТЕТКА
Жируют здесь, пока мы там с голоду пухнем.

ДОЧЬ (ПОКРАСНЕВ)
Тетя Алла!

СИЛАНТИЙ (ЦЕДИТ)
Это вас, дармоедов, кормить…

4. НАТ. ЛЕС – ДЕНЬ.
Дорога к Лысухе. На телеге лишь мальчик. Остальные плетутся с чемоданами позади.

ТЕТКА (САДИТСЯ НА ЧЕМОДАН)
Я больше не пойду.

Силантий стоит в задумчивости, смотрит, как солнце клонится к закату. Берет чемодан у тетки, кладет на телегу.

МАТЬ
Возьмите и мой, пожалуйста.

Силантий с неприязнью смотрит на Мать, берет у нее чемодан и закидывает на телегу. Мать забирает сумку у Дочкеи
Идут дальше. Силантий, оборачиваясь видит, как Мать сует детям ягодную пастилку, те торопливо едят, стараясь делать это незаметно. На пальчике дочки дешевое колечко.

5. ИНТ. РАЙИСПОЛКОМ.КАБИНЕТ – ДЕНЬ.
Терентий входит в кабинет делопроизводителя Вари (25), худенькой миловидной женщины. Перед ней стопы карточек эвакуированных.

ТЕРЕНТИЙ (КИВАЕТ НА КАРТОЧКИ)
С последнего эшелона?

ВАРЯ (КИВАЕТ)
Здравствуйте, Терентий Васильевич.
(оправдываясь)
Я не работала с ними, жду от председателя списки, кого куда.

ТЕРЕНТИЙ
Вот и мне надо посмотреть, кого куда…

Варя поспешно освобождает ему место, Терентий начинает перебирать карточки. Варя стоит, смотрит на него.

ТЕРЕНТИЙ (ВЗГЛЯНУВ НА ВАРЮ)
Делать нечего?

Варя кидается к бумагам. Терентий находит две карточки – Ирины Лабутиной со вписанными детьми и карточку Аллы Лабутиной. Незаметно кладет в карман галифе.
Встает, достает из планшетки рыбную консерву, добавляет пайку хлеба, кладет перед Варей. Та расцветает.

ВАРЯ
Седня придешь?

ТЕРЕНТИЙ
Делов много.

По-хозяйски щупает грудь Вари.

ТЕРЕНТИЙ
Мой корм впрок не идет. Оттощала. Сынка своего кормишь?

ВАРЯ (ВРЕТ)
Нет. Сама ем.

Терентий видит, что врет. Достает нож, вскрывает банку.

ТЕРЕНТИЙ
Ешь.

Варя ест, на глазах слезы.

ТЕРЕНТИЙ (ДОБРЕЕТ)
Я гладеньких люблю.

Терентий выходит. Варя тут же перестает есть, остаток хлеба кладет в банку, тщательно заворачивает ее в бумагу.
Терентий в коридоре достает карточки, вновь смотрит на фамилии, затем сминает их в огромном кулаке.

6. НАТ. ХУТОР – ВЕЧЕР.
Во дворе хутора пусто, в окнах никого, оживление лишь у избы для подселенцев, стоящей на отшибе. Силантий отпирает дверь, первой проходит Мать со спящим мальчиком, оглядывается. В избе идеальная чистота, но ни одной тряпицы. Дочка и Тетка вносят вещи. Им помогает Любка.

МАТЬ (СИЛАНТИЮ)
Спасибо вам! Вы не беспокойтесь, аттестаты на всех есть. В тягость не будем.

Силантий молча уводит лошадь с телегой.

ТЕТКА
Идол каменный.

Любка помогает заносить вещи, стараясь не смотреть подселенцам в глаза.

ДОЧКА (ЛЮБКЕ)
Меня зовут Лида.

Любка смотрит на ее кофточку, тянет руку, щупает ткань.

ДОЧКА
Нравится? Мне папа купил.
(губы кривятся)
До войны.

Любка отдергивает руку, выскакивает во двор.

ТЕТКА (ВСЛЕД)
Одичали тут…
(осматриваясь)
Тараканов поди тьма-тьмущая…

МАТЬ
Не видно. Чисто как…

Мать делает из одежды подобие постели, укладывает сына, садится рядом.
МАТЬ
Господи, наконец-то покой!

ДОЧКА
Мам, а я где буду спать?

МАТЬ (ДОЧКЕ)
Иди сюда.
(Обнимает, прижимает к себе)
Самое худшее
(плачет)
позади…

ДОЧКА
Мама, ты че?!

МАТЬ (ОТТИРАЯ СЛЕЗЫ)
А спать где мы тебе найдем… Под тихим небом везде легко спится.

ТЕТКА
Пойду спрошу, куда по надобности ходят… Горшок может у них какой найдется…

7. НАТ. ХУТОР – ВЕЧЕР.
Чуть ниже взгорка, где расположился хутор, свежее кладбище на десяток могил. Любка кладет на все могилки цветочки, присаживается у могилы с деревянным крестом. На фанерной табличке химическим карандашом написано «Алефтина Савельева 1906-1941».

ЛЮБКА
Мамка, это я, Любка, пришла. Тебе там темно, не видишь поди…
(усаживаясь поудобнее)
Тебе скучно? И мне скучно. Умаялась за седня.
(вспомнив)
Валька седня ущипнула, больно…
(показывает синяк повыше локтя)
А я не трогала ее Ванюшку, он сам разбился о порог. А Лукаша взяла привычку волосы с виска драть. Вот так возьмет
(показывает) и дерет, дерет… че не по ней.
(помолчав, счастливо улыбнувшись) А Силыч на меня так сегодня смотрел… смотрел… Ты не подумай, у меня с ним ничего нет. (помолчав)
А если будет, ты не обидишься? Он тогда как их всех возьмет в свою руку, а рука у него знаешь, кака сильная… И никто мне ничего не скажет. И руки свои распускать не будут. Лукаша… она Силычу родная кровь, пусть дерет, только если не больно…

Луна поднимается все выше, освещая маленькую фигурку Любки, сидящей у могилы матери.

8. НАТ. ХУТОР – УТРО.
Раннее утро. Все заняты. Валя кормит свеженарванной зеленью нескольких тощих кур, Наталья чистит мелкую прошлогоднюю картошку, Лиза развешивает белье, детишки рядом. Силантий в главной избе режет хлеб, Дарья ставит миски на стол.
Лукерья вся в черном и теплом сидит на старинном кресле во дворе, зорко приглядывая за всеми.
Любка моет полы в избе, куда вчера привезли подселенцев. В ведро выжимает тряпку, вода в ведре красная от крови.
Драит углы, видит дешевое колечко. Быстро, чтоб никто не видел, подхватывает, подходит к окну – в которое уже бьет солнце, меряет колечко, на ее лице – счастье.


Рецензии