Памятники оборонно-храмового зодчества ВКЛ

«ПАМЯТНИКИ ОБОРОНИТЕЛЬНО-ХРАМОВОГО ЗОДЧЕСТВА ВКЛ КАК ОБЪЕКТ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ»

ANNOTATION
Предмет данной статьи включает в себя анализ комплекса архитектурно-художественных решений, нашедших свое отражение в церковном строительстве Беларуси XV–XVII вв., в непосредственной связи с религиозной семантикой, преломившейся в призме субъективного восприятия современников, ожидавших Светопреставления, согласно христианским пасхалиям, наступавшего по окончании 7000 г. от Сотворения мира (1492 г. от Р.Х.).

ВВЕДЕНИЕ
Цель настоящего эссе — обосновать непреходящее значение памятников оборонительно-храмового зодчества как объекта историко-культурной ценности Республики Беларусь.

Теоретико-методологическую базу работы составил комплекс общенаучных и конкретно-исторических принципов и методов. Из числа общенаучных принципов широкое применение обнаружил принцип ценностного подхода. Из числа конкретно-исторических принципов в рамках данной работы применялись принципы историзма и системности.
Из специально-исторических использовались методы: историко-генетический, историко-типологический и сравнительно-исторический, а также метод ретроспективного анализа.
Историко-типологический метод позволяет разделить широкие темы на несколько проблемных полей. Каждая проблема рассматривается в этом случае в хронологической последовательности. Выделение отдельных этапов в развитии определенного явления преследует целью выявление главенствующих элементов.
 
Использование ретроспективного метода позволит по-иному взглянуть на причины храмовой «инкастелляции». В настоящее время перестройка церквей в своеобразные крепости рассматривается преимущественно как фортификационная необходимость: повсеместная «инкастелляция» сакральных сооружений в рамках данного подхода была призвана символизировать готовность к отражению внешней агрессии. Однако, двигаясь в обратном направлении, вслед за господствовавшими в то время религиозными догматами, можно прийти к совершенно иному выводу. Важно отметить, что в новых и подвергшихся перестройке белорусских церквях XV-XVI вв. символ вытесняет аллегория – многозначность сменяется постоянством, требующим конкретного истолкования [8]. Таким образом, в стилистике храмов-крепостей нашли выражение определенные теологические положения. Искусно созданная посредством аллегории видимость «инкастеллированности» парадоксальным образом отрицает мнимую функциональность массивной глади храмовых стен, отсылая к образу Иерусалимского Храма.

Объектом данной работы является культурно-исторический потенциал памятников монументального храмового зодчества XV-XVII вв. на территории Беларуси. Предмет включает в себя анализ комплекса архитектурно-художественных решений, нашедших свое отражение в церковном строительстве Беларуси XV-XVII вв., в непосредственной связи с религиозной семантикой, преломившейся в призме субъективного восприятия современников, ожидавших Светопреставления, согласно христианским пасхалиям, наступавшего по окончании 7000 г. от Сотворения мира (1492 г. от Р.Х.).

Проблема исследования и сохранения историко-культурных памятников в условиях стремительно ускользающей культурной реальности приобретает особый смысл. К настоящему моменту утрачены многие уникальные элементы самобытной культуры белорусской земли, такие, как памятники архитектуры (Супрасльский храм оборонного типа был взорван в 1944 г. отступавшими немецкими захватчиками), элементы традиционной обрядности. В таких условиях неуклонно возрастает ценность письменных свидетельств прошлых лет и веков.

Архитектурные памятники, избранные объектом данного исследования, включены в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь, некоторые внесены в предварительный список ЮНЕСКО и в настоящее время рассматриваются Центром всемирного наследия.

XV-XVII вв. – период интенсивного строительства укрепленных храмов цитадельного типа на территории ВКЛ. Белорусские земли в указанный период являлись ареной энергичной инкастелляции. На рубеже XV-XVI стст. на территории ВКЛ зарождается уникальный во всех отношениях тип церковной постройки – инкастеллированный храм.

Хронологические рамки работы охватывают период XV–XVII вв. – время интенсивного строительства укрепленных храмов цитадельного типа на территории ВКЛ. Верхняя хронологическая граница исследования – конец XV–начало XVI вв. – относится к наиболее вероятному времени возведения Сынковичского храма, который являлся первым звеном в цепи церковных построек инкастеллированного типа. Нижняя хронологическая граница – XVI-XVII вв. – период, когда инкастелляция на землях Беларуси входит в заключительную фазу, совпавшую по времени с началом Реформации.

Территориальные рамки исследования включают западно-белорусские земли ВКЛ, ставшие в указанный период ареной энергичной инкастелляции.
Выводы, представленные в данном исследовании, могут быть внедрены с целью апробации в учебно-воспитательный процесс, использованы в качестве методического материала для теоретической подготовки студентов исторических специальностей, работников системы образования и сферы культуры.

1. ЦЕРКОВЬ-КРЕПОСТЬ КАК ОБЪЕКТ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЙ ЦЕННОСТИ: ОПИСАНИЕ ПАМЯТНИКОВ

Сначала следует рассмотреть родственную группу инкастеллированных храмов, связанных общностью плановой композиции. На территории Республики Беларусь находится три памятника подобного типа: Сынковичская Михайловская церковь, Маломажейковская «Мурованка», а также готический костел в Камаях. Рассматриваемый тип цитадельной церковной постройки в плане напоминает прямоугольник. Здания имели четыре угловых башни, фланкирующих массивные, до 2 метров толщиною, стены с множеством бойниц [4]. 

Помимо четырехбашенных укрепленных церквей черты крепостей имели несколько безбашенных сакральных построек кон. XV – нач. XVI в.: Троицкий костел в Ишкольди Барановичского района Бресткой области, Новогрудская Борисоглебская церковь.

Во второй половине XVI в. в белорусской архитектуре все более начинают проявляться черты ренессанса. Примером сочетания готической и ренессансной архитектуры с элементами оборонного зодчества является Троицкий костел в Чернавчицах Брестского района [1].
Наличие круглой угловой башни и бойниц у возведенной в начале XVII ст. в Старом Быхове каменной синагоги придает постройке оборонный характер. К укрепленному типу церковной постройки также следует относить однобашенный православный храм конца XVI ст. в деревне Белая Церковь.

1.1. Маломожейковская церковь («Мурованка»)
Маломажейковский храм оборонного типа, известен также как «Мурованка».
Толщина стен западной стороны достигает 1,8 метров, первоначальная высота – около 14 м. Башни небольшие (диаметр около 4,5 метров). Восточные башни меньшие – диаметр всего 3 метра, толщина около 1 метра, хотя высота фактически такая же, как и у западных [4].

Западный фронтон выступает в качестве изящно декорированного щита по принципу поступательного нарастания вертикальных линий фасада. Особенность вертикальных повышений восточного фронтона заключается в их более  приглушенном, гармоничном возрастании [2].

1.2. Сынковичский храм
Сынковичская (Михайловская) церковь, Зельвенский р-н Гродненской обл. Согласно приблизительным подсчетам исследователей наиболее вероятное время постройки храма следует относить к концу XV - середине XVI вв.

Храм в плане представляет собой несколько вытянутый четырехугольник размером 17,5x13 м. с трехнефным членением.

Особенно укреплена западная стена церкви с входом [4]. Западные башни  стоят на квадратных основаниях и поддерживаются с трех сторон контрфорсами, восточные имеют округлую форму [2].

1.3. Камайский костел
Оборонительный костел Иоанна Крестителя в деревне Камаи Поставского р-на Витебской обл. Толщина стен достигает 2,5 м. Обращает на себя внимание особое художественное оформление западного фасада с двумя цилиндрическими башнями голландского типа высотой 16 метров и диаметром свыше 5 метров [2].

1.4. Кальвинистские сборы оборонного типа
В середине XVI в. с распространением Реформации началось активное строительство протестантских храмов. Ярким представителем храма такого типа являлась Преображенская церковь в Заславле Минского района. Изначально церковь была задумана, как кальвинистский сбор [1]. Еще один памятник рассматриваемого типа, Сморгонский сбор, был в 1612 г. перестроен в костел, а затем - в православный храм [4].Реформатские храмы самобытны по архитектуре. Они не похожи на костелы и значительно отличаются от православных церквей. Сближают их с последними общие черты планировки так называемого оборонного характера [1].

2. РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ ХРАМОВОЙ ИНКАСТЕЛЛЯЦИИ СКВОЗЬ ПРИЗМУ ЭСХАТОЛОГИЧЕСКИХ ОЖИДАНИЙ: ИСТОРИОГРАФИЯ ПРОБЛЕМЫ
Период XV–XVII вв. – время интенсивного строительства укрепленных храмов цитадельного типа на территории ВКЛ. Белорусские земли в указанный промежуток времени являлись ареной энергичной инкастелляции. Подобного рода архитектурное решение на первый взгляд может показаться крайне странным. Необходимую для правильного восприятия рассматриваемого явления перспективу придаст метод ретроспективного анализа.

Архитектурные переплетения линий массивных стен таят в себе загадку: для защиты от какой угрозы были предназначены тяжеловесные постройки, возводившиеся вдали от ключевых военно-стратегических областей государства? Однако завеса тайны приоткроется, если обратиться непосредственно к социальному контексту той эпохи.

Среди главенствующих причин «широкой инкастелляции храмов» еще советской историографией традиционно выделялся фактор внешней угрозы. По мнению исследователя оборонного зодчества ВКЛ М.А. Ткачева, в обстановке непрерывных войн «переход испробованных архитектурных элементов из военной архитектуры в церковную» выглядит вполне рациональным [4].
Вследствие некритического восприятия произошла абсолютизация данного тезиса, к тому же, вырванного из общего контекста цитируемых работ профессора М.А. Ткачева.

Таким образом, с легкой руки современных отечественных исследователей утверждение о сугубо прикладном назначении храмовой инкастелляции в интересах военной защиты сейчас практически ни у кого не вызывает сомнений [1].

Пресловутый ткачевский тезис о важном значении храмов-крепостей для обороны края от захватчиков сегодня муссируется из публикации в публикацию, став общим местом [2], [3], [5].

В действительности исторические факты свидетельствуют об обратном: многие из церквей так называемого оборонного типа воздвигались в сельской местности – вдали от ключевых военно-стратегических областей государства [8].

Отсюда, однако, вовсе не следует, что повсеместная «инкастелляция» сакральных сооружений носила случайный характер. Не вызывает сомнений, что тяжеловесные постройки с высокими стенами, фланкированными угловыми башнями, где даже фронтоны имели внешние элементы военно-оборонительной архитектуры в действительности были призваны гарантировать своим прихожанам защиту. Однако эта защита была особого, «небесного» рода. Крепкие стены наряду с прочими атрибутами внешней «инкастелляции» являлись выражением условности, аллегорией, понятной сознанию современника, ожидавшего Страшного суда.

Таким образом, оставаясь в рамках заявленной парадигмы, которая явно носит характер грубого упрощения, невозможно адекватно ответить на вопрос об истинных причинах широкомасштабной перестройки храмов в своего рода цитадели, охватившей земли ВКЛ в XV–XVII вв. Аналогичные мероприятия по укреплению монастырей в указанный период проводились в Московской Руси и в целом были характерны для культового зодчества Западной Европы.

В исследовании М.А. Ткачева, которого современные белорусские публицисты предпочитают избирательно цитировать, присутствует важное замечание о фактической неспособности некоторых укрепленных храмов выполнять свои непосредственные фортификационные задачи [7, с. 116-117].

Ю.Т. Шестак видит в «инкастелляции» своеобразную стилистическую тенденцию, внешние элементы которой служат для передачи сакрального смысла [8]. Массивные, однако мало функциональные стены храмов в действительности являлись условным выражением мощной семантической нагрузки, отсылавшей к образу Нового Иерусалима. Вся христианская Европа в тот момент находилась в ожидании Конца Света, наступавшего, как тогда принято было считать, по истечении седьмого тысячелетия от Сотворения мира [6].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, на рубеже XV–XVI вв. на территории ВКЛ зарождается уникальный во всех отношениях тип культового строительства – инкастеллированный храм. В общеевропейском культурном контексте возникновение такого рода архитектурного решения исторически закономерно: в 1492 г. от Р.Х. весь христианский мир пребывал в ожидании конца света, ожидаемого по истечении седьмой тысячи лет от Сотворения мира.


ЛИТЕРАТУРА:

1. Чантурия В.А. История архитектуры Белоруссии / В.А. Чантурия. – издание второе, переработанное и дополненное. – Минск, «Вышэйшая школа», 1977.

2. Ткачев, М.А. Замки Белоруссии / М.А. Ткачев. – Минск: «Полымя»,  1987 // Pawet.net.

3. Культовое зодчество Беларуси // Архивы Беларуси [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://archives.gov.by/index.php?id=428409.

4. Танана, В. Под двойной защитой, или Бастионы веры, духа, стойкости / Всеволод Танана // Армия. – 2015. – №3(115). – С. 60-64.
5. Мазуркевич, М. Храм или крепость? / Марина Мазуркевич // Deutsche Welle [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.dw.com/ru/храм-или-крепость/a-2683323.

6. Шумская, И. Под двойной защитой. Храмы-крепости в Сынковичах, Мурованке и Камаях / Ирина Шумская // Историческая правда [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.istpravda.ru/bel/excursions/6767/.

7. Шастак, Ю.Т. Культавая мураваная архітэктура Беларусі XV–XVI стагоддзяў у агульнаеўрапейскім кантэксце / Ю.Т. Шастак // Pawet.net.

8.Ткачоў, М.А. Абарончыя збудаванні заходніх зямель Беларусі XIII–XVIII стст. / М.А. Ткачоў; пад рэд. П.А. Раппапорт. – Мн.: Навука і тэхніка, 1978. – 144 с.

9.Пожидаев, С. С. Особенности архитектуры памятников Беларуси оборонного зодчества готично-ренессансного стиля / С. С. Пожидаев; научн. рук. Г. А. Дубовицкая // Материалы 72-й студенческой научно-технической конференции, 11–26 апреля 2016 г. / Белорусский национальный технический университет, Архитектурный факультет. – Минск, 2016. – С. 39–41.

10. Волкаў Мікола. Абарончыя храмы ВКЛ: меркаванне аб паходжанні тыпа // Pawet.net.

11. Юрганов, А.Л. Опричнина и страшный суд / А.Л. Юрганов // Отечественная история. – 1997. – №3. http://www.reenactor.ru/ARH/PDF/Yrganov_00.pdf

2.04.2017


Рецензии