О правде таланта

О ПРАВДЕ ТАЛАНТА, УСПЕХЕ И ЧЕРНЫХ УДИЛЬЩИКАХ


«Ничего они не понимали, никакой действительной жизни, и, клянусь, это-то и возмущало меня в них наиболее. Напротив, самую очевидную, режущую глаза действительность они принимали фантастически глупо и уже тогда привыкли поклоняться одному успеху. Всё, что было справедливо, но унижено и забито, над тем они жестокосердно и позорно смеялись. Чин почитали за ум; в шестнадцать лет уже толковали о теплых местечках. Конечно, много тут было от глупости, от дурного примера, беспрерывно окружавшего их детство и отрочество». Достоевский


Боец и его талант: сказка о водопроводчике

Современное информационное пространство изобилует всевозможными «историями успеха». Наиболее яркий пример подобных историй — дорога к славе ныне активно продвигаемого в бойцовской шоу-индустрии Конора Макгрегора. Его жизненный путь являет собой абсолютное соответствие канону диснеевской Золушки. Бывшему ирландскому водопроводчику благодаря своему бойцовскому таланту удалось навсегда отделаться от рутинного труда и стать первым миллионером за всю историю UFC. Однако с обывательской точки зрения талант как таковой ничего не представляет, поскольку не обладает стоимостью.

«На что нам душа человеческая? — потешались купцы над молодым Рыбаком из сказки еще одного небезызвестного ирландца Уайльда, пришедшим на рынок продавать свое бесценное сокровище. — Она не стоит ломаного гроша» [1]. Для современного филистера талант, как и душа, ничто — ибо не имеет цены. Ее нельзя потрогать руками, взвесить, исчислить и отмерять.

Для того, чтобы даровитая личность достигла в представлении буржуа подлинного масштаба, таланту необходимо пройти через процедуру, сродни средневековой инвеституре, а именно: облечься в форму долларовых купюр посредством удачного вложения.

«Если ты такой умный, то почему такой бедный?» — с наивно-издевательским цинизмом любит вопрошать достославная публика. N.B. Впрочем, эту пошлую максиму блестяще развенчал математик Григорий Перельман, отказавшись от премии института Клэя.

 Весьма символично в этой связи звучит прозвище недавнего соперника Макгрегора, лучшего боксера по версии журнала Ring, непобежденного Флойда «Money» Мейвезера. «Позвольте показать вам, как выглядит боец на 100 миллионов долларов» [2], — коротко отрекомендовался Мейвезер фанатам со сцены лос-анджелесского «Стэйплс-центра» накануне знаменательного боя c блистательным ирландцем.

«Я здесь, чтобы продавать билеты. Вы можете любить и ненавидеть меня, но я здесь, чтобы продавать билеты, платите и смотрите на меня» — еще более откровенно ранее выразил свое кредо билетер и по совместительству самый богатый профбоксер Мейвезер.

Таким образом, при всей одаренности индивида на первый план выходит его товарная цена. Подобное положение дел в условиях существующей финансово-кредитной системы воспринимается большинством как нечто естественное. Нам же пока остается лишь по-сократовски указать обывателю, что он, подобно Фрасимаху, «путает искусство пасти овец с искусством извлекать из них выгоду»  [3]. Только установление социальной справедливости позволит ликвидировать экономический фундамент, на котором мещане, ничтоже сумняшеся, возводят свои насквозь пропитанные наивным цинизмом расхожие представления о функциональном употреблении таланта.

Какой вывод следует из приведенных наблюдений? В рамках современного финансового капитализма сложился крайне причудливый тип отношений межу держателем денежного капитала и его непосредственным владением. То, что отдельный капиталист является олицетворением буржуазной собственности, как-бы самодовлеющей над индивидами, было отмечено еще классиками марксизма [4]. Однако с развитием деривативного финансового инструментария типа свопов на дефолт по кредиту индивид все больше превращался в функцию, становился чем-то придаточным к «основному» капиталу. Здесь будет уместно провести аналогию с животным миром. У глубоководных удильщиков наблюдается необычайный симбиоз: карликовые самцы этой рыбы паразитируют на теле самок, редуцируясь в простой придаток по выработке спермы.

Современный буржуа уже не человек, а рудиментарный отросток на хищном теле капиталистической стоимости, персонифицированный придаток к индексу Доу-Джонса. Насколько мал самец черного удильщика Джонсона по сравнению с крупной самкой своего вида, настолько же ничтожным представляется индивидуум на фоне астрономических денежных сумм, состоящих из набора нулей и единиц.


Крис Луэра: «Прибыль — моя главная цель»

Следующая «история успеха», повествующая об «отсидевшем турникмэне» Крисе Луэра, замечательно отражает распространенные среди постсоветских «необуржуа» невзыскательные вкусы. Для прекрасной половины среднего класса характерна неистребимая любовь к эстрадным проходимцам с неизменным романтическим репертуаром о неземной любви. Мужская часть данной прослойки в свою очередь отдает предпочтение так называемому русскому шансону a la блатняк со всевозможными рэп-вариациями.

На просторах всемирной сети можно отыскать слезливые статьи, живописующие мытарства юного Криса по злым улицам и тюрьмам [5]. Однако смерть матери привела героя к своеобразному катарсису и, «очистившись», бывший гангстер совершил «исход» в «обетованную землю» гламурной фитнес-индустрии.

Так как же выглядит «декрет» о борьбе с бандитизмом в буржуазном изводе? По всей видимости, ныне господствующий финансово-олигархический режим на примере пресловутого Криса Луэры определяет меры борьбы с бандитизмом следующим образом. Необходимо принудить бывшего преступника отпустить королевский барбер и непременно заставить его завести аккаунт в Instagram. Где-то «в гробу» переворачивается французский анархист-иллегалист Равашоль. Подобной судьбе он «предпочел стать контрабандистом, фальшивомонетчиком и убийцей». Обездоленным, вместо того чтобы по рецепту Равашоля взять «силой все в чем они нуждаются», сегодня, как, впрочем, и 125 лет назад, предлагается смиренно «ждать милости от равнодушного общества» [6]. Тогда, возможно, этим несчастным удастся встроится в существующую структуру производственных отношений на правах обслуживающе-развлекающего персонала. Например, в качестве очередного глянцевого фитнес-гуру, владеющего «инстаграмом» со стотысячной аудиторией подписчиков и правом рекламы спортивной одежды и добавок. Однако «счастье» торговать методиками тренировок и наслаждаться уютом затхлого буржуазного мирка выпадает на долю немногих «счастливчиков» вроде Луэры. Остальные избавлены права созерцать идиллическое мещанское болотце, разлившееся по фотографиям из социальных сетей и вынуждены вышибать деньгу из своих менее удачливых сородичей в грязных кварталах трущоб. На ум приходят бессмертные строки Гейне:

«Нет, лучше мерзостный порок,
Разбой, насилие, грабеж,
Чем счетоводная мораль
И добродетель сытых рож!» [7]

К сожалению, нынешний эстеблишмент живёт по коформистскому завету Бродского "Ворюга мне милей, чем кровопийца", нимало не заботясь о том, что в результате узаконенных спекуляций в рамках принятого МВФ экономического курса по всему миру гибнут миллионы людей.

Профессиональный спорт наряду с массовыми зож-движениями является неотъемлемой частью идеологического инструментария правящей капиталистической клики. Возможно, адептам спортивных культов впору задуматься: чем потреблять кустарный гейнер, не лучше ли засесть за Гейне?



1.Оскар Уайльд. Рыбак и его душа https://unotices.com/book.php?id=255662

2. Алексей Алёхин. Макгрегор vs Мейвезер. Почему этот бой нельзя пропустить // Сноб [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://snob.ru/selected/entry/127346

3. О справедливости как выгоде сильнейшего / Платон // Государство. — Кн. I [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.e-reading.club/chapter.php/45069

4. Маркс, К., Энгельс, Ф. Немецкая идеология. — Т.1. / К. Маркс и Ф. Энгельс // Избранные сочинения. В 9-ти т. Т.2. М.: Политиздат, 1985. — С.37-38, 60, 61-62.

5. Воркаутер Крис Луэра: «Сила — моя главная цель» // www.mhealth.ru

6. Зов Равашоля // venta-dv.livejournal.com/13199.html

7. Гейне, Генрих. Anno 1829 / Генрих Гейне. Стихотворения. Поэмы. Проза // profilib.com



3.09.2017


Рецензии