Я убит под Россошкой

Я убит под Россошкой,
Но не помню сейчас
Под Большой или Малой
Это было в тот раз...

Грохот дальних разрывов,
Близко- море огня,
Танки справа и слева
Обступают меня.

Я- сержант помкомвзвода
По учёту потерь.
Обо мне, об убитом,
Кто расскажет теперь?

Я держался всех дольше,
Пулемёт не смолкал,
Друг за другом погибли
Все, которых я знал...

Я убит. Разве честно ?
Немцев много. А нас...
До войны (вспомнил детство)
Не набрался б и класс.

Мы не все научились
Даже бороды брить,
А теперь нас, убитых,
Кто же будет любить ?

Я убит.Только б наши
Поскорее пришли,
И суровую правду
До родных донесли.

Чтоб не ждали напрасно
Много дней и ночей,
Чтобы стало им ясно -
Я себя не жалел.

Защищая страну,
Мы полками легли,
И поротно, повзводно
Мы беду отвели.

Я убит под Россошкой,
Всё равно под какой,
Под Большой или Малой
Я засыпан землёй...

И никто не приедет,
И никто не придёт,
Видно, та похоронка
Всё никак не дойдёт...


Это стихотворение с разрешения автора (о нём - ниже) я использовала как словесную иллюстрацию к моему репортажу (очень уж оно привязано к тем событиям, о которых речь).
               
* * *
Большие Россошки, Малые Россошки- населённые пункты на подступах к Сталинграду.

* * *
8 мая 1996 года в хуторе Бородино состоялось перезахоронение останков погибших 446 воинов, защищавших Сталинградскую землю. Их нашли на территории от этого небольшого хуторка до разъезда 564, что под Самофаловкой, посёлком недалеко от Волгограда. ЗДЕСЬ ПОЛЕГЛИ 87, 35, 173, 273, 98 СТРЕЛКОВЫЕ ДИВИЗИИ, 169 ТАНКОВАЯ БРИГАДА.

* * *
Степная трава укрыла окопы и воронки, принявшие их последний крик, стон, вздох... Сотни их значились в пропавших без вести целых полвека. Многие, очень многие по сей день в этих скорбных списках.
Сколько слёз, поисков выпало на долю их родных, для которых никогда не умирала надежда узнать хотя бы место захоронения пропавших и павших.
Проходили чередой десятилетия, умирали престарелые родители солдат, покидали этот мир их верные жёны, становились пенсионерами их дети, мужали внуки...

                * * *
Из небытия стараются возвратить ребята поисковых отрядов тех,кто не вернулся с войны. Останки их находят вместе с красноармейскими книжками, именными медальонами, личными солдатскими вещами. И летит тогда на их родину печальная весть: "Ваш муж.., отец.., сын... погиб смертью храбрых... и торжественно      перезахоронен...".

* * *
И успокоятся души убиенных, присыпанных тогда горящей землёй и горячим снегом под Сталинградским небом...

- Мы предаём земле... Из земли взят человек и в землю пойдёт... Человек рождается, чтобы умереть, и умирает, чтобы жить... Вечная память..." - соблюдая христианский обряд, в последний путь, оборвавшийся в той войне, провожает павших и найденных отец Нафанаил.

* * *
Спецгруппа ребят из поисковых отрядов переносит в братскую могилу 17 обитых чёрной материей скорбных нош.
В степи, в своём лагере, при свете фар от КАМАЗа до двух часов ночи" комплектовали" ребята эти скорбные грузы матери-земле для вечного хранения, сокрушались, что сделаны эти гробы, которые заказывали для священного момента, "без сердца" , из тяжёлого горбыля, необтёсанные, со щелями, плохо скреплёнными досками...

Нет, не жалуются ребята, просто рассказывают, как доделывали всю ночь, обивали тканью эти последние солдатские убежища.
Не жалуются. Не до того им. Тем явственнее контраст между их беззаветностью своему делу и долгу и чьей-то равнодушной работой, за которой и не подумали, что заказ этот особый, тот, который без души выполнять - непростительный грех...

Рано утром, когда ещё никто не съехался на траурную церемонию, кто-то любовно вплёл в неживые венки степные тюльпаны...

* * *
Галина Анатольевна Орешкина, учительница Россошинской школы - автор этого пронзительного по своей скорби стихотворения "Я убит под Россошкой".  Она - руководитель поисковой группы "Надежда", работавшей и под Бородино. С какой-то трепетной нежностью, по-матерински и даже как к чему-то священному прикасается     рукой к этим, ещё не заколоченным в своих "вечных хоромах" останкам павших солдат, говорит о них, хоть и убиты они давно, как о живых. И как о родных. Она уже много раз оплакала каждого, да и сейчас слёзы не просыхают на её лице, хотя, вроде, давно привычное для неё это дело - поднимать из земли останки воинов.
    
Она научилась сердцем видеть их в ту последнюю минуту  их жизни.

- Вот этот придавлен в окоп : видите, височная кость вдавлена...  А этот расстрелян в затылок, может, в бой шли под дулами спереди  и сзади... Кто знает, мы находили всяких...

* * *
Тогда, в сентябре, командиры приказ получали.
Молча брали гранаты и, поправив "ТТ" на боку,
Не за ради наград, выполняя его, умирали -
За совсем незаметную в этой степи высоту         ( * )
Так погибли и Вы на переднем краю обороны,
Вам осколком снаряда пробило сквозь каску висок.
Превратились бойцы в листы похоронок,
Полк убитый, увы, из окопов подняться не смог...
А в степи, надвигаясь, фашистская туча носилась,
Всё теснила, давила, стреляла и жгла дочерна.
Под огнём, окопавшись,Ваша смена уже разместилась...
Но и она обескровилась вся, как и Вы, полегла.
      
   ( * ) - высота 107,2, её называют Белой.

* * *

И это стихотворение Галины Орешкиной не читается без щемящей боли в сердце.Посвятила она его ТИМОФЕЮ ПАНТЕЛЕЕВИЧУ КРУПЕНКО, замполиту роты 258-й стрелковой дивизии. Останки его были найдены здесь, под Бородино...
"Вернулся" к своим родным и ВИКТОР  ПАВЛОВИЧ НОВОЖИЛОВ. Он числился среди пропавших без вести с 1942 года, а 6 мая 1995 года перезахоронен в братской могиле в посёлке Красный пахарь вместе с останками других 138 бойцов, найденных поисковой группой "Надежда".

В память об этих бойцах жители посёлка обещали посадить 138 деревьев...

* * *
Среди этих 138 погибших защитников Сталинградской земли установлены имена девятнадцати, из которых трое солдат "нашли дорогу домой". Один из них - ВИКТОР ПАВЛОВИЧ НОВОЖИЛОВ...

Тот майский день 1995 года был холодным и неприветливым. Поле усеяно воронками до ряби в глазах.Группами по 2-3 человека поисковики шли фронтом и поднимали землю в каждой воронке. Почти все они были братскими могилами... Из одного окопа "подняли" троих. В записке одного прочитали: Новожилов Виктор Павлович, 1911 год рождения, зам. политрука, г. Кострома, улица Коммунаров, дом 77, квартира 6...

* * *
8 мая 1996 года с поезда Москва - Волгоград сошли на Сталинградскую землю сын и внук замполита. Их встречали краснопахаревцы. Не раз ещё склонится над могилой деда его внук Михаил, а потом и его дети. Для них священно это место, где покоится теперь их дед и прадед и его боевые друзья.

* * *
А кто то приехать не сможет : нет сил, а то и средств на дальнюю дорогу... Время неумолимо, иногда и сообщать о найденном и перезахороненном бойце некому. Кому сообщать о том бойце родом из далёкой Сибири, из деревеньки Бородино, который и погиб под Бородино на Сталинградской земле?!

* * *
Отговорили те, кто должен был сказать слово на траурной церемонии,      поклонились до земли павшим бойцам, поблагодарили ребят-поисковиков, отгремел троекратный салют над новой братской могилой, отщёлкали кадры фотокорреспонденты, ветераны помянули чарочкой своих собратьев по той войне. Народ потихоньку, неспешно стал расходиться-разъезжаться...
В степи под Бородино тарахтел бульдозер, засыпая тёплой майской землёй теперь вечное пристанище защитников Сталинграда.

О чём думал в это время Андрей Миленький, держа в руках рычаги  управления бульдозером ? Вспоминал Афганскую, на которой воевал семь месяцев? Видел живыми тех друзей, которых терял там? Радовался, что его руки управляют не боевым танком, а мирным бульдозером ? Работал он "за так" : попросили - вот и помогает. Наверное, хоть так возвращает долг всех павших перед всеми живыми.
 
                * * *
Цветы, положенные сверху на братской могиле, увянут. Но не увянет народная память о павших!
 
НИКТО НЕ ЗАБЫТ И НИЧТО НЕ ЗАБЫТО. БУДЕМ ПОМНИТЬ МЫ, НАШИ ДЕТИ,ДЕТИ НАШИХ ДЕТЕЙ И БОЛЕЕ ДАЛЁКИЕ НАШИ ПОТОМКИ, КОТОРЫЕ, МОЖЕТ, НАУЧАТСЯ ЖИТЬ БЕЗ ВОЙН, БЕЗ БРАТСКИХ       МОГИЛ И БЕЗЫМЯННЫХ ГЕРОЕВ. ОТСЮДА, ОТ СТЕПЕЙ ПОД БОРОДИНО, ПРОЛОЖЕН ПУТЬ СЛАВНЫХ ЗАЩИТНИКОВ РОДИНЫ В ЭПОС. О НИХ, МОЖЕТ, В СЛЕДУЮЩИХ ВЕКАХ БУДУТ СЛАГАТЬ ЛЕГЕНДЫ И ГЕРОИЧЕСКИЕ ЛЕТОПИСИ, И НАШИ ДАЛЁКИЕ ПОТОМКИ БУДУТ ЧИТАТЬ И РАССКАЗЫВАТЬ СВОИМ  ДЕТЯМ О ВОИНАХ, СЛОЖИВШИХ СВОИ ГОЛОВЫ ЗА СТРАНУ, ЗА ЗЕМЛЮ РУССКУЮ, КАК СКАЗЫВАЕМ И ЧИТАЕМ СЕЙЧАС МЫ "СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ" И ЭПИЧЕСКИЕ СКАЗАНИЯ ДРУГИХ НАРОДОВ.

 


 
 

 


    





               

      
       


Рецензии
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.