Собака породы Отдам задаром

   
               
   Представленная взорам картина поражала наглостью её создателей. В потолке обычного деревянного дома, взявшего на себя однажды почти священную роль сельского магазина, зияла дыра. Пол, прилавок, остатки наспех брошенных товаров были густо усыпаны деревянными опилками.
     Предназначенные для утепления здания, они невольно прикрывали теперь следы  преступления. Касса была взломана. На полу среди вермишели и конфет катались  грецкие орехи и нервно хрустели, когда на них наступали. Украдено было много, и стало ясно - действовал не один человек.

   Участковый вызвал из города следователя. Капитан Петров, конечно, мог попробовать раскрыть дело самостоятельно. Но, во-первых, для этого и существовало следствие. А во-вторых, судя по стоимости пропавшего, дело тянуло на солидную уголовную статью и требовало соответствующего юридического сопровождения.
 
   Продавщица обнаружила разгром в магазине после выходного. Накануне так 
 приятно провела день в городе с кавалером. А сегодня судьба посмеялась над ней. И Зина переживала за украденное так, словно обокрали лично её.
- Всё было закрыто на замки и опечатано, - всхлипывая, говорила она Петрову,  поглядывая на районное начальство, представленное молодым лейтенантом. - И сигнализацию я всегда включаю...
- Успокойся, Зинаида, - по-отечески успокаивал её пожилой капитан. - Видишь, через потолок проникли, а там ни сигнализации, ни замков не предусмотрено. Нет тут твоей вины.
- Вот, ловкачи, - с невольным уважениям к преступникам продолжил Петров, обращаясь уже к следователю. - И ночной ливень словно специально заказали. Чтобы смыл следы.

   Лейтенант Васильев на фоне объёмного круглолицего коллеги казался слишком худощавым и чрезмерно озабоченным. Он молча осматривал место преступления, стараясь не наступить на хрустящие улики. Деревенская кража не считалась сложной в практике сыска. Лейтенант уже раскрывал подобные дела.
   Пропьются мужики, осознают свою несостоятельность по части продолжения банкета, походят кругами, да и ломанут сельповский магазин.
  Одолжат у государства водки, курева, закуски и медленно возвращают долг, уже из зоны. Или возьмут что-нибудь из вещей, которые погодя всплывут на городском рынке.

    Но интуиция, уже достаточно развитая за время работы в милиции, подсказывала следователю, что дело не простое. Объём похищенного немалый, да и воры, похоже, умные и трезвые.
   Так ловко подладили под дождь - ни одна поисковая собака не возьмёт след. Тем более, имеются они только в области. Так и заявил начальник отдела, отправляя его в село. "В деревне не так много мест, где можно спрятать награбленое".
 
   Если по горячим следам не найти, дальше будет сложнее. А у лейтенанта и так достаточно нераскрытых дел и недовольного начальства. Зря не настоял на приезде кинолога.
 - Нужно доложить, - обратился он к Петрову. - От вас могу позвонить?
- Пожалуйста, Николай, - махнул капитан, приглашая следователя в участковый пункт.
 - Придётся задержаться, - вздохнул тот, выходя.
- Ночевать будешь у меня, - приказным тоном начал капитан и, спохватившись, добавил. - Милости просим в дом.
 
   Николай перегнал свой милицейский "Уазик" к дому участкового. Тот умчался на мотоцикле по своим делам, а лейтенант отправился на село в поисках свидетелей преступления.
 В ближайших домах по поводу кражи не слышали, не видели, не предполагали. Даже собаки ночью не лаяли - наверное, не чуяли ничего подозрительного из-за сильного дождя. Нужно было дождаться вечера и поговорить с теми, кто ещё на работе. А пока - сходить на строящийся животноводческий комплекс, где было немало рабочих.

   Строительство выглядело внушительным. Вверх росли стены из кирпича, вниз -  котлованы и траншеи. Петров уже закончил дела и установил местонахождение коллеги. Подъехал к строительному вагончику, куда подходил следователь.
- Собери людей, разговор есть, - обратился к бригадиру.
- Слышал ночью магазин взломали, -  кивнул тот, сверкая золотыми зубами. - Не мои, точно.
- Разберёмся, - дежурно бросил капитан.
Но разобраться не получилось. Вызвав по очереди дюжину строителей, лейтенант так и не прикоснулся к блокноту. Снова никто ничего не знал.
- Пусто! - огорчился Петров. - Едем домой?
- Пройдусь пешком, - отмахнулся Николай. - Так лучше думается.

   Он шёл мимо стройки, размышляя о непростом деле. Вдруг за ограждением котлована послышался звонкий лай. Через щель лейтенант увидел небольшую собачонку - белую, с рыжими пятнами. "Или наоборот - рыжая с белыми" - задумался он, словно собираясь вносить этот факт в отчёт. Между тем, собачка умолкла и принялась копаться в земле, периодически принюхиваясь и фыркая.
"Забавный щенок"- улыбнулся лейтенант, вытирая ботинки о траву, выстиранную ночным дождём.

   Вечерний обход результатов не принёс. Не спалось, несмотря на усталость и натруженные ноги. Из головы не выходила копающаяся в земле собака.
 - Не знаете, чей щенок мог бегать вчера на стройке? - первое, что спросил утром у участкового. - Такой рыжий с белым.
- Знаю. Это не щенок, взрослый пёс. Просто маленький. 
- Принадлежит кому-то из строителей?
- Да что там - принадлежит. Тоже мне собственность. Живёт у одного выпивохи, некого Семёныча. Кажется, старушка на другом конце села померла, а родственники собачку не приняли. Вот и бегает. Фактически бездомный.
 - Покажете мне, где живёт этот выпивающий товарищ Семёныч?
 - Понравилась собака? Зачем тебе беспородная?
- Пока не знаю. Едем?
- Сперва позавтракаем.

   Пёс встретил милиционеров первым. Осмотрел гостей, для приличия тявкнул, и отошёл, пропустив во двор. Николай присмотрелся к нему. Тот походил на собаку из американского фильма "Маска", который Николай недавно видел. 
- Чем могу помочь родной милиции? - иронично спросил вышедший хозяин. Видно было, что ему тяжело после вчерашнего.
- Откуда у тебя собака? - строго спросил участковый.
 - Да приблудился тут. Говорят, в Старом посёлке жил. Если что, он мне и не нужен. Отдам задаром, - добавил Семёныч, глядя на лейтенанта.
- Как зовут? - спросил Николай, поглаживая пса.
 - Его? Говорят, звали Бонифацием. Я Боней зову, отзывается. Если нужен, возьмите. Всё равно кормить нечем. Самому есть нечего. А он, чёрт такой, всё вынюхает, всё найдёт. Даже грецкие орехи ест. Меня соседка угощала, когда я ей косу налаживал. Потом, думаю, разобью дома молотком и съём. Зубов то почти нет. Так он все нашёл, как я ни прятал. Так их любит. Родину продаст за орех.
   Семёныч засмеялся, показав, что не врёт про зубы. Николай задумался. Продавщица говорила что-то про мешок из-под грецких орехов, который зачем-то взяли воры. Возможно, в качестве тары.
- Едем на стройку, - позвал он капитана. - Лопата есть?

   Это была лишь версия. Пришлось изучить слои глины и песка, прежде чем под насмешливые взгляды строителей рыть свежевскопанную землю котлована. В ней, завёрнутые в полиэтилен, лежали товары из ограбленного магазина. Как пёс мог распознать их на полметровой глубине, было загадкой.
   Оставалось установить фигурантов преступления. Это могли быть как строители, так и люди, воспользовавшиеся стройкой для укрытия добычи.

   Послышался знакомый лай. Недалеко от обнаруженного клада сидел Бонифаций и укоризненно смотрел на людей, перехвативших его добычу. Лейтенант нащупал на дне мешка с одеждой грецкий орех.
- Боня! - позвал он пёсика, демонстрируя угощение. - Тебе премия. Заслужил!
Пёс подбежал, дружелюбно виляя хвостом. Осторожно взял из руки орех. Затем почему-то опустил на землю и злобно залаял на стоявшего неподалёку строителя, внимательно рассматривающего найденное.
- Ты что? - шарахнулся тот. - Очумел, что ли?
   "Что-то не так", - задумался следователь. - "Из всех, только на него и оскалился. Злится, что спрятали вкусняшку? А может кто-то старательно отгонял пса, когда копали землю? И тот запомнил обидчика".
- Можно с вами ещё побеседовать? - обратился он к строителю.

   Через два часа, прямо здесь, в вагончике, следователь Васильев установил всю последовательность действий подозреваемого и двоих его сообщников. Осталось передать задержанного участковому, и вызвать опергруппу из райцентра.
- В селе есть ещё магазины? - спросил у Петрова.
- Есть один не обворованный, - пошутил тот.
- Спасибо за помощь, Иван Ильич. И за ночлег тоже. До свидания.
Он заехал в магазин на другом конце посёлка. Вежливо отбивался от женщин, предлагающих пропустить служивого вперёд. Наконец сдался, поблагодарил очередь и, сделав покупки, подъехал к дому Семёныча.
- Не передумали ещё отдавать собаку? - спросил, заходя в дом.
- В хорошие руки, почему бы не отдать.
- Просто дарить, говорят, плохая примета, - улыбнулся Николай, выставляя на стол бутылку "Столичной" и две банки консервов.

                * * *

   Бонифаций ехал на переднем сидении, с любопытством посматривая то в окно, то на водителя. Дорога олицетворяла новый этап в его жизни, и он это, кажется, понимал. Новый знакомый ему нравился. Он не согласился бы никуда переезжать только от первой хозяйки. Это она переехала от него - однажды утром не смогла встать для своих повседневных дел. И веяло от неё непривычным холодом. Потом было много людей, суеты. Только уже никто не смотрел на него так ласково, как та пожилая женщина.
     К Семёнычу особой привязанности не испытывал, хоть и был благодарен за приют. Расставание перенёс как взрослый пёс - немного повизжал на прощание. И сам вскочил в машину.

     Николай не мог объяснить себе, зачем взял пёсика. Из профессиональных  соображений - использовать его способности для раскрытия преступлений? Или из человеческих?
  В машине задумался о практической стороне. Прокормить небольшого пса не проблема. А как примут звонкий лай соседи? Как отнесётся его девушка? Может у неё вообще - аллергия на собак? Тогда его служебная однокомнатная квартира не очень подойдёт для их общения.

   Часть сомнений отпало сразу. Боня обошёл квартиру, глубокомысленно сканируя запахи холостяцкого жилья. Съел готового корма из новой миски и улёгся в углу, не издав ни звука. Утром на прогулке они наткнулись на соседа, выгуливающего овчарку.
- Ух, ты! У нас пополнение. Как зовут?
 - Бонифаций. Милицейский пёс, - представил беспородного друга лейтенант.
- Да ладно. Такой малыш, кого он задержит? Кажется, помесь джека рассела с дворняжкой, - всмотрелся в Боню хозяин овчарки.
- Его задача вынюхать и найти. А потом уж я подключусь, - расправил плечи Николай.
- Ну, разве что, - согласился сосед.

  На службе новых дел не случалось, а старые не требовали пока чуткого нюха нового друга. По вечерам лейтенант спешил домой, к своей первой в жизни собаке. Они ходили на прогулку к лесу. Пока Бонифаций бегал по кустам, Николай прятал что-нибудь из вещей и приказывал искать. С этим проблем не было, вещь непременно находилась.

    Оставалась ещё одна проверка. По выходным из областного центра приезжала навестить родителей студентка Тамара. Она была девушкой Николая. До этого у них всё было хорошо. А в субботу вечером, при первом  знакомстве с новым другом, они поссорились.
 - Нафига тебе такой красавчик? Ни породы, ни воспитания, -  воскликнула девушка, когда Бонифаций неожиданно облаял гостью, и только после приказа ушёл в свой угол.
 - Нужен по службе, - пытался объяснить парень.
 - Не смеши. Тоже мне специалист. Микроовчарка, - издевалась Тома.
"Устала с дороги. Или просто не любит, ни собак, ни ... меня", -  решил Николай, когда девушка ушла, зло хлопнув дверью. "Прав был дедушка, когда советовал выбирать будущую жену с именем, содержащим букву "л". Что значит -  любовь. Вот, Оля из детской комнаты милиции... Однако, ситуация. Приобрёл друга, потерял подругу.

   Под окнами затарахтел автомобиль. Кажется, милицейский. Действительно, спустя минуту в дверь позвонили.
- Васильев, когда тебе уже поставят телефон? - возник на пороге коллега Артур Нефёдов. - Одевайся, у нас срочный вызов. Ножевое. О, это тот  пёс, что нашёл улики в Новосёлках? Зверь!
  Зверь тявкнул и завилял хвостом, предлагая дружбу. Артур, улыбаясь, приложил руку к фуражке.
- Старший лейтенант Нефёдов.
- Гав!
- Берём с собой? - спросил у хозяина Артур, кивнув в сторону пса.
 - А можно?
- Как такого не взять? - улыбнулся коллега. - Ну, готовы?
 - Он всегда готов, а я сейчас...

   На зелёной траве, окрашенной красным, лежал парень. Двое милиционеров отгоняли любопытных. У трупа возился эксперт.
- Нож нашли? - спросил Нефёдов.
- Всё обыскали, - развёл руками сержант.
   Эксперт покосился на Бонифация, но понюхать труп разрешил.
- Боня, ищи, - скорее попросил, чем приказал Николай, сам не верящий в успех.
   Через несколько минут у гаражей послышался лай. Подошедшие лейтенанты увидели пёсика у ворот одного из них. Пришлось искать хозяина гаража. Нож просунули в щель ворот так удачно, что тот упал в смотровую яму. Судя по следам под воротами, гаражом редко пользовались. И найти главную улику было бы очень сложно.
 
   После этого их дуэт признали. Боня помогал искать улики с мест преступления, похищенные материалы со стройки, и даже пропавших в лесу детей. Тем и добавил Николаю звёздочку на погоны. А ещё о них написали в районной газете, стали узнавать на улице. Что было не очень то и хорошо...

   В одном селе в них стреляли. Как сказал эксперт, пуля предназначалась исключительно пёсику. Спасло то, что он маленький. Позже стрелка нашли. Опытный вор, решивший спрятать в далёкой деревне похищенные где-то ювелирные ценности. Боня обнаружил его клад на участке, рядом с домом. В аккуратно разломанных кирпичах была выбрана середина. Затем их заполнили золотом и тщательно склеили. Следователь из области пренебрежительно сунул под нос пёсику упаковку из ювелирки. Зато потом его восхищению не было предела.
 - Что за порода такая?
- Помесь джека рассела.
- Понимаю, охотничья собака. Они умеют искать. Но с каким фантастическим существом должна быть помесь, чтобы у собаки был такой нюх? Я сначала не верил. Сегодня же пойду к генералу с предложением о переводе тебя в областное управление. Пойдёшь?
- Мы подумаем, -  глянул на Бонифация как на равного Николай.
  В своём отделе тоже намекнули на повышение. И Николай остался.

   Воспитанный пёс Бонифаций имел один недостаток - подбирать на улице. Привычка со времён скитания после смерти хозяйки. Это и привело к последствиям...

   Он схватил что-то аппетитное перед самым отделом милиции, куда свободно входил на правах сотрудника. Николай отреагировал поздно. Впрочем, запрещающий окрик на это нарушение действовал мало. А вот яд подействовал. Боня зашёл в отдел, зарычал на капитана Хронина, спокойно сидевшего за столом, и его тут же вытошнило. Николай с ужасом смотрел, как маленькое тело собаки бьётся в судорогах.
 - Быстро в ветеринарку! - первым опомнился Артур Нефёдов. - Вот, возьми, я бегу заводить машину.

   Милицейская машина, летевшая с сиреной и мигалкой, остановилась у ветеринарного пункта. Двое парней бережно внесли в кабинет врача собаку, завёрнутую в офицерский бушлат.
  - Ранен? - спросил доктор.
 - Нет, отравился.
 - Чистим желудок, делаем клизму, пиридоксин внутривенно, - крикнул доктор помощнице и повернулся к хозяину. - Что съел?
 - Подобрал...
-  Сколько времени прошло?
 - Полчаса.
- Тогда, возможно, выкарабкается. Давно таких симптомов не видел. Непонятно, что за яд. Похоже, специально травили.
- Он выживет?
 - Надежда есть. Сейчас поставим капельницу. Не стоит тут находиться. Зайдите через пару часиков.
   Приятели вышли из лечебницы.
- Ты поезжай. Я побуду, - заявил Николай.
 - Понимаю - коснулся плеча коллеги Артур. - Знал бы, кто травил, убил бы гада. И главное рядом с отделом. Именно его хотели, видно...

    Через час Николая позвали в кабинет.
- Кажется, спасли, - вышел навстречу доктор. - Хорошо, что быстро привезли.
 - Конечно, с сиреной ведь, - улыбнулась помощница.
 - Можете забирать, - продолжил доктор. - Я добавил снотворное. Минут через десять уснёт. Дальше остаётся надеяться. Но и если выживет, не исключены проблемы. Может остаться инвалидом - ослепнуть или потерять нюх.
 -  Лишь бы был жив. Что сейчас делать?
- Кормить пока не нужно. Да он и сам не будет. А вот пить побольше. Следите, чтобы постоянно была свежая водичка.
В коридоре показался Артур. Узнав ситуацию, повеселел.
- Я отпросил тебя у майора до обеда. Отвезу вас домой.
- Спасибо, Артур.
- Мы размышляли, кто мог это сделать. Есть подозрение, что Хронин. Из зависти. У него чистокровная овчарка, но ей так далеко до этого простого пёсика. А у тебя уже столько раскрытых дел.

  Николай склонился над столом, где лежал Бонифаций. Тот лизнул его в нос и попытался встать.
- Лежи, дорогой, - попросил Николай и осторожно взял его на руки.
   Дома положил спящего пса на диван, присел рядом и задумался. Как он смог всего за три месяца так привыкнуть к нему, так впустить в сердце? "Если не выживет, уеду отсюда... совсем... куда-нибудь подальше", - звенело в голове.

 Вечером он почти бежал домой. Тихонько открыл дверь, заглянул в комнату. Пёс лежал, подрагивая во сне. Воды в миске почти не было. "Хорошо, что пьёт" - обрадовался Николай, неслышно прикрывая дверь.

  Продавщица взвешивала ему грецкие орехи, а он вспоминал, как трогательно пёсик выедал из скорлупы содержимое - до малейшей крошки. Вернувшись домой, осторожно заглянул в комнату. Бонифаций почуял, открыл глаза, завилял хвостиком. Заскулил и, слегка пошатываясь, подошёл к хозяину, прижался к ногам. Вдруг собачьи ноздри зашевелились, и что-то невидимое потянуло его в прихожую. Николай поспешил за ним. Бонифаций сидел перед пакетом с орехами и вопросительно смотрел на хозяина.


Рецензии
Очень понравился рассказ. И авторский стиль тоже. Не напрасно потраченное время)))

Иванова Евгения Николаевна   16.08.2021 13:04     Заявить о нарушении
Спасибо, Евгения Николаевна!

Александр Сапшурик   16.08.2021 18:22   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.