Ударник капиталистического труда

Многие из нас вспоминают те годы, когда мы жили в Советском Союзе. Ностальгия по ушедшему времени. Плохо ли мы жили? Если провести опрос, я уверена, половина респондентов будут вспоминать этот период с теплотой. Я тоже отношусь к тем людям, которые верили в светлое будущее.
С Лерой мы познакомились как раз в этот период. Нам было по 13-14 лет. Мы с Аленкой убегали от «мальчишей - плохишей» через чердак из одного подъезда в другой.  Это были Аленкины «товарищи». В недалеком будущем постояльцы мест не столь отдаленных. Детьми друзей не выбирают. Когда мы спускались по лестнице, у меня упала шапка, которую мне подала девушка с красивыми глазами чайного цвета. Мы начали знакомиться.
- Маша - представилась я
- Алена.
- Лера - сказала незнакомая девушка.
Так в нашу дружную компанию влился ещё один человек, как оказалось, довольно неплохой.
Мы были «совдеповские» дети. Успели насладиться «наследием Ильича».
Каждую неделю - кино, кафе - мороженое, катки, летние аттракционы и т.д.
Примечательностью нашего дома было то, что в нем находился клуб для подростков, где были разные кружки. Начиная с музыки и заканчивая рукопашным боем. Естественно, все бесплатно. И мы ходили почти во все. По пятницам обязательные дискотеки. А что для счастья надо 13-летнему подростку? Мы были кварталовские. Кто жил в кварталах - знает о чем я.
С Лерой мы стали не разлей вода. Кто-то из девчонок придумал стать сестрами по крови. Моей избранницей стала Лера. Мы сделали небольшой разрез на коже, кровь собрали в банку, перемешали и кровавыми чернилами написали клятву в верности друг другу. Потом спрятали под большой камень. Я до сих пор помню это место.
Лера была из большой и небогатой семьи. При переезде её мать сошлась с соседом по площадке, так она поправила материальное положение.
Особенно из всех занятий в клубе мы любили аэробику. Лерка почему-то не ходила. Но я её уломала. На занятие она пришла в спортивном костюме, который её жутко обтягивал. На нашем фоне это была молодая женщина с округлыми формами. Я была в некоторой растерянности. Всегда было ощущение, что она постарше нас. Своим спортивным костюмом она «убила» нас наповал. Я со свойственной мне простотой сказала: «Сними, не позорься». На что мне Лера ответила: «А что мне скрывать. Я считаю, что у меня отличная фигура». Большая грудь, фигура как гитара, круглая попа - женщина, одним словом. И мы, плоскогрудые, с детской припухлостью на щеках. С девчонками гадали, были разные версии. Первая - она с Украины, а там быстро созревают, но была и другая, более правдоподобная. Нинка - младшая сестра Лерки проболталась, что у Ворониной есть муж и ребенок (Воронина - это Леркина фамилия). И вдруг припомнилось, летом видели похожую женщину с младенцем на руках под ручку с каким-то военным. Любопытство разъедает человека как ржавчина. Не выдержала, стала задавать вопросы. На все мои выпадки всегда твердое «нет». Ну, кто не поверит сестре по крови? Мы ведь клялись. Да и какой ребенок в 13 - 14 лет?
Аленку с Наташкой засосала трясина «мальчишей - плохишей», и пошла про них недобрая молва.
Нас с Леркой они не посвящали в свои «темные» делишки.
Пубертатный возраст очень опасен. Все подростки протестуют по-разному. Кто-то хиппует, некоторые убегают из дома. Нормальные девчонки, связавшись с дурной компанией, начинают ходить по рукам.
Нас с Леркой пронесло. Какими были, такими и остались.
И вот пришли лихие девяностые. Каждый выживал как мог. Вера в коммунизм рухнула вместе с надеждой о светлом будущем. Леркина мать и отчим с детьми уехали в деревню. Лера осталась одна. В десятый не пошла. Решила поступить в ПТУ, приобрести профессию. Выбирать было не из чего - растениевод или продавец. ПТУ находилось рядом с домом, так Лера начала учиться на продавца.
Меня за дружбу с «плохими девчонками» сослали в деревню. Подальше от греха. Дружить с Лерой не перестала. Все ушло в переписку. Письма от Лерки я получала почти каждый день. Она скучала.
Деревенская жизнь оказалась суровой. Из пухленькой девочки я превратилась в настоящий  ходячий «Бухенвальд». На зимних каникулах все ужаснулись и решили больше в деревню не отправлять. Но строгий папа сказал: «Нечего пропускать год». А у меня была своя причина. Я влюбилась в старшака (парень, пришедший из армии). Любовь моя была невзаимной. Конечно,  я ему нравилась, но разница в возрасте, когда тебе - 14 лет, а ему двадцать существенна. Несмотря на свою симпатию в деревне я протянула лишь год. Степные ветра сдули меня обратно в город.
Мой отец недолюбливал Леру. Интуиция? Или намётанный мужской взгляд?
Вместе с Леркой поселилась сестра Ирина. Настоящая шалава. Моя хорошая Лера связалась с ней. Родительского присмотра нет. Совершенно одни. И началась безбашенная разгульная жизнь. Гремела музыка, спиртных напитков море разливалось. Тогда появлялся и косячок. Мужики менялись как перчатки, пока не остановились на тех, кто при деньгах. Вставали они в три часа дня, приводили себя в порядок, а вечером появлялись их «друзья». Гуляли всю ночь напролет. Секс, алкоголь и рок-н-ролл. Я пыталась поговорить с Леркой, но чаще всего она уже была под «шофе».
- Посмотри, с кем ты связалась? Твоя Ирка гордится тем, что как-то снялась с синяком на глазу.
- Моя жизнь. Живу как хочу и захлопнула дверь.
Впрочем, мне было не до них. После деревенской школы трудно было догонять точные науки. Меня вытащили школьные подруги Оюна и Инна. Я училась в гуманитарном классе одной из самых престижных школ города.
После того, как «друзья» исчезли, наконец-то, появились родители. И обе мамаши, вцепившись друг другу в волосы, выясняли отношения, кто из их дочерей - шалава и кто кого потянул на социальное дно, опять всплыла история о ребенке.
Пока взрослые разбирались, гулящую Ирку забрали домой, а тетя Тоня - мать Леры, решила вернуться в город.
Мне уже было не до Леры. Папа получил квартиру в другом районе. Пришла пора сдавать экзамены. Гуманитарные сдала на «5», точные похуже. Выбор был очевиден. Либо иняз, либо филфак. Полученных знаний хватило на филфак. Лерке за былое хорошее поведение дали возможность сдать экзамены. Несмотря на старания Ирины, Лерка все-таки получила специальность. Этому также способствовало то, что Лерка была вот-вот на сносях.
Вот так Лера родила в семнадцать лет. Я знала, кто был отцом ребенка. Это был Иркин «обгрызок», она пустила его постояльцем, а в результате появился ребенок. Тетя Тоня гордилась своим зятем - коммерсант. Купил «Фунай» почему-то без пульта, приодел Лерку. Позже выяснилось, что все вещи краденые. Стасика посадили.
Полились студенческие годы. Новые подруги. Яркие впечатления. С Леркой дружила, сестра по крови. Про Леркин день рождения, и она про мой никогда не забывали. И вот Лерке восемнадцать. Сели за хорошо накрытый стол. Выпили прилично. Тетя Тоня немного перебрала. Решили потанцевать. Всех переплюнула тетя Тоня. Таких зажигательных танцев я ещё не видела. Это позже появились ночные клубы с девочками go-go-dance. Да куда им до тети Тони. Позже я поняла, что ей захотелось мужика. Ей было всего тридцать пять. Веселье шло своим чередом. А меня мучил вопрос - есть ли у Лерки ещё один ребенок. И пьяная тетя Тоня рассказала все как на духу.
- Он был военный, то ли солдат. Где уж приглядел мою дочурку. В общем, родила она мальчика Витюшку, которого и оформила на себя. В тринадцать лет она стала мамой. Потом получили новую квартиру. Новая школа. Все с чистого листа… Прикрыла своего ребенка от позора. Смотри, не проболтайся!
- Ну что вы тетя Тоня, вы ведь меня знаете.
- Потому и рассказала, облегчить душу.
Так эта тайна и осталась со мной. До сих пор Лерка не знает о том, что я в курсе про Витюшку.
Пока я училась, Лерка трудилась на стихийном рынке. Мама случайно её увидела: «Стоит такая важная». А на улице минус 300. В тонком пуховичке, в сапожках на рыбьем меху…
Товар - продукты питания.
Связалась с хозяином лавочки. Днем - продавщица, три раза в неделю в машине - любовница. Может чего и подкидывал… «Копейки»
Позже братишка устроил на авторынок. Хорошее место. В мужском коллективе расцвела. Вместе с напарницей воровали, когда собирали арендную плату. Кормила свою большую семью. Воровали так, что хозяин рынка посчитал дело нерентабельным. Сначала снизил зарплату, а позже и вовсе закрыл рынок. Напарницу взял секретаршей, здоровенную бабищу, а красавицу Лерку на улицу.
Без работы просидела два года. С безработной Леркой продолжала дружить. Слушала ее часовые разговоры про жизнь и т.д. Поднять дух решила бутылкой шампанского.
Разоткровенничались и здесь я услышала сакраментальную фразу: «Я привыкла быть над людьми».
«Кем она себя возомнила», промелькнуло у меня в голове. - Бред какой-то.
Тот же братишка посоветовал обратиться в платное кадровое агентство. Ей предложили постажироваться в известном салоне, к сожалению, испытательный срок она не прошла. Рядом с домом тоже был салон красоты. Предложила ей сменить имидж, потому что появилось и исчезло объявление о том, что требуется администратор в этом салоне. Лерка пошла, но ей ответили: «Обойдемся своими силами». Но я её убедила, было объявление - бери измором. И вот Лера время от времени стала заглядывать в салон. Наконец-то хозяйка сдалась. В салоне был бардак, а в известном - все по полочкам, Лера стала наводить порядок. Приглянулась хозяйке. Мастеров, кто приглашал ещё и на другое место работы Лерка безжалостно увольняла. Между прочим, хороших мастеров.
«Пусть будут средненькие, но свои - нечего клиентуру сманивать». Менялась на глазах. Заглянешь к ней на работу, - ей все некогда. Изменила свой прокуренный голос на ангельский - клиент не поймет. На смену рецидивисту Стасику пришел массажист Сережа. На работе была с 8 до 2200. Подрабатывала уборщицей. Все уйдут, она приберет за всеми. Не любила выходные. «Вдруг в моё отсутствие что-то произойдет». Пыталась ей вразумить: «Ты всего лишь наемный работник, а не хозяйка». В ответ зыркнула своими глазищами, но умолчала. Она и здесь немного приворовывала.
А я ей диагноз поставила: «ударник капиталистического труда».
Так из Лерки превратилась в Ворониху, дружба сошла на нет.
Случайно встретила её сестру в одном из супермаркетов, я с полной тележкой. Нина мне: «Ты что-то куда-то совсем пропала. Вот тебе Леркин номер». Сказала, что Лера опять без работы. Лавку закрыли. Нина стала приглашать в гости, но, вспомнив спесивую Леркину морду, сослалась на занятость.
У каждого из нас в жизни бывают черные полосы. В моей жизни произошло большое горе - на моих руках от тяжелой смертельной болезни умерла мама. Папа ушёл ещё раньше. Так я осталась совсем одна. Родственники, конечно, не забывали обо мне. Заглядывали, но мне было так плохо. Я ушла в себя. Черная депрессия стала моей подружкой.
Случайно на глаза мне попался номер Воронихи. Вспомнив, как она часами жаловалась на судьбу, решила позвонить. Зря. Пришла посторонним человеком. Ни капли жалости и сострадания.
- Чего лежишь на диване и себя жалеешь? Я не из такого говна выбиралась.
Рассказала, что после рождения дочери, встречалась с одним из «плохишей» - Юркой. Пришла к нему, занялись интимом, тут заявился Юркин отчим, началась перебранка. Он за нож и Юрке в самое сердце. Приехала милиция. Ворониха была свидетелем на суде по делу об убийстве Седунова Юрия Александровича.
- Ну и зачем ты мне это сейчас рассказываешь? Могла бы и раньше. Прикрыла свои «темные делишки», мне нужна поддержка, а не истории из твоего темного прошлого.
Прошли годы. Раны зарубцевались, но до сих пор кровоточат. Говорят, время лечит… Смотря кого… За чередой событий, в вечной спешке, конечно, ты забываешь. Но стоит вспомнить, и все опять проносится перед глазами, как при перемотке фильма. Оно не лечит, а отодвигает тебя от случившегося.
Я совершенно забыла о Воронихе. Вдруг раздается телефонный звонок… Ворониха… Предлагает встретиться. Я подумала, а почему бы и нет. Шли долгие новогодние праздники. На улице мороз. Зашли в ирландский бар. Шустрая официантка предложила нам горячий глинтвейн.
- Бражка, - сказала Ворониха, как оказалось, она была сокращена с работы в связи с ликвидацией бизнеса. А работала она в отделе детских товаров в одном из ритэйлеров нашего города. Получала зарплату в двадцать шесть тысяч и была очень довольна собой. Похудела. Похорошела. Приоделась.
Я усмехнулась: «Наверное, про себя думает, ну, наконец-то, я выгляжу лучше Маши. Гораздо лучше».
Разговор не клеился. Рассказала, что через сайт знакомств сошлась с неплохим мужчиной, сейчас живет у него. Работает вахтовым методом. Оплачивает её кредит. Когда работала приобрела дачу за триста тысяч. Теперь находится на иждивении любовника.
- Отдыхаю - и радостно потерла ручки.
Пришло время рассчитываться, у меня наличностью было пятьсот рублей и карта. Видя моё замешательство, Ворониха спросила: «Что, у тебя материальные проблемы?»
Мне уже совсем не хотелось с ней разговаривать, хотя надо было её отчитать за бестактность, как своих учеников, мало бы не показалось.
Так мы и разошлись - каждый своей дорогой.
Позже, я узнала, что магазин никогда не закрывался. Зачем было меня обманывать?
Долгие годы она проработала в коммерческих структурах - на износ с 8 до 2200. А кто возьмёт Ворониху в бюджетную организацию или большую корпорацию  с её ПТУшным образованием.
Сейчас она опять ищет работу. Что же, пожелаю удачи ударнику капиталистического труда!


Рецензии