Белорусский Фауст
Среди вампиров модно обладать дворянским титулом: начиная от полулегендарного валашского "принца-колосажателя" Влада III, канонизированного писательским пером Брэма Стокера в литературном образе графа Дракулы, и заканчивая его тульским последователем, тоже графом, Романом Стропикаро. Не стала в этом отношении исключением и белорусская земля: высокородный Мартин Радзивилл — «Дьявол из Чернавчиц», совместил в себе черты сразу нескольких одиозных персон — уже упоминавшегося стокеровского Дракулы и не менее легендарного чернокнижника Фауста.
Народное предание о докторе Фаусте благодаря творческим изысканиям немецкого классика Гете обрело непреходящее идейно-художественное значение в качестве высочайшего образца мировой поэзии. Несомненно, что легенда о Фаусте сформировалась в народном воображении на основании знакомства с реальной исторической фигурой [1, с. 5].
Прообразами Фауста в литературе традиционно называют папу Римского Сильвестра II, философа- богослова Роджера Бэкона, аббата Иоганна Тритемия, а также знаменитого оккультиста и алхимика Генриха Корнелиуса Агриппу.
В немецком городе Виттенберге существует мемориальная доска, согласно которой Иоганн Георг Фауст (род. ок. 1481 г.) проживал здесь с 1525 по 1532 гг. В Праге туристам показывают дом Фауста, где он якобы оставил свою подпись [2].
Однако, сегодня мало кому известно, что белорусская земля знала своего собственного «Фауста». Здесь прослеживается своеобразный исторический парадокс: по иронии судьбы высокородный Мартин Радзивилл не пользуется исключительной популярностью, тогда как его коллега Иоганн Фауст, по свидетельствам хронистов, «не будучи знатен, был все же весьма знаменит» [1, с. 27].
Исследователя, снедаемого жаждой раскрыть загадки природы, рисуют нам фрагменты народных легенд о докторе Фаусте [3]. Не стал исключением в этом отношении князь Мартин Николай Кароль Радзивилл. Юноша рано проявил интерес к естественным наукам, в студенческий период прилежно изучал медицину и химию. В характере молодого человека присутствовали романтические черты, достойные пера Гете: при всей своей замкнутости юный пан отличался самозабвенной любовью к музыке.
Доподлинно не известно, когда Мартин Радзивилл заинтересовался алхимией. В своем родовом замке состоятельный князь оборудовал лабораторию, в которой проводил зловещие эксперименты с использованием трупов животных и частей тел мертвых людей [4].
Безуспешные попытки обрести философский камень привели Мартина Радзивилла на путь черной магии. Разуверившись в научном методе и возможностях интеллектуального познания, он начал прибегать к мистическим практикам и колдовским ритуалам. Таким образом, в личности Мартина Николая безошибочно угадываются типичные фаустианские черты: претенциозный провинциальный естествоиспытатель, дерзнувший посягать на тайны мироздания, закономерно терпит крах и в отчаянии идет на сговор с нечистой силой [5].
Согласно историческим свидетельствам, Фауст не отличался добропорядочностью и был кладезем всевозможных пороков. Он много скитался по миру «и вел столь непристойный образ жизни, что не раз его пытались убить за распутство» [1, с. 15]. Подобными «чудесами» был весьма знаменит и Мартин Радзивилл, доставлявший вздорными выходками родным немало хлопот. В своем имении он организовал гарем, а собственную жену и детей держал в заточении без элементарных бытовых удобств. Выпускник Виленской академии не гнушался разбоем: Михаил Казимир «Рыбонька» был вынужден сдерживать буйно помешанного родственника от нападений на других шляхтичей [6]. Своими оккультными практиками Радзивилл вселял леденящий ужас в жителей окрестных селений [7]. Демоническая натура Мартин Радзивилл мог с полным на то основанием повторить вслед за легендарным Фаустом, что он с самим чертом запанибрата.
Однако косная общественность не смогла по достоинству оценить масштабную личность фаустического типа. По распоряжению Иеронима Флориана Мартин Радзивилл был схвачен и помещен под домашний арест. Свою беспутную жизнь признанный недееспособным отпрыск знатного рода окончил в полной изоляции. Мгновение для белорусского Фауста остановилось в 1782 г. — великий кравчий литовский, генерал лейтенант Мартин Николай Кароль Радзивилл, лишенный власти, богатства и обширных владений, скончался в возрасте 76 лет.
Пример беспорядочной жизни Мартина Радзивилла послужил очередной печальной иллюстрацией к дидактическим наставлениям, предостерегавшим от занятий колдовством [1, с.21-22]. Несмотря на свое высокое звание, Мартин Николай под конец жизни претерпел много бед и завершил свой полный злоключений путь подобно безродному чернокнижнику Фаусту.
Потомок Мартина Радзивилла, композитор Антоний Генрих, в память о своем неукротимом предке написал либретто к опере «Фауст», где вывел Мартина Николая в качестве прототипа Фауста [4]. Таким образом, вновь подтвердилась непреложная истина — у каждого художника должен быть свой Фауст.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Источники:
1. Легенда о докторе Фаусте. — М.: «Наука», 1978.
Литература:
2. Фауст, Иоганн Георг // https://ru.wikipedia.org/wiki/,_#cite_note-3
3. Гольдман, М. Фауст: быль или небыль / М. Гольдман //
4. Граф Дракула на Каменетчине! //
5. Доктор Фауст — кто он? // http://history-paradox.ru/faust.php
6. Радзивилл, Мартин Николай // https://ru.wikipedia.org/wiki/,_
7. Черная история. Дракула из рода Радзивиллов // http://planetabelarus.by/
23.08.2017
Свидетельство о публикации №218070700635
Жаль, научность исследования не позволяет ввергнуться в буйство демонических фантазий, присущих благодатной теме Фауста и голливудскому Дракуле. Оно и понятно - на деле всё это и была бесплодная игра в мистику, мишура для тёмных делишек. Знакомясь с реальными биографиями, мы ничего не увидим, кроме посконных человеческих дней, напрочь лишённых таинственности, и эксцентричные приверженцы Дьявола так же смешны, как старушки в церкви. И всё же аура жути, вампирские ночные зубы неистребимы в глухие, допотопные ночи, особенно восприимчивые в детстве. Думаю, до сих пор в детских летних лагерях, как в наших пионерских, с выключением света диктуются ровным, серьёзным голосом всевозможные "страшные истории". Я их знал немного, но всё были шедевры, минут на 40. Немногие дослушивали до конца.) В смысле, засыпали. Кульминацией самого феномена подсознательного тысячелетнего ужаса был нехитрый схематичный рисунок некоего недоброго лица, намертво впаянный несмотря на ливни и года в стену невысокой водокачки, в каких-то 50-ти метрах от нашего корпуса, но дальше... был лес. Говорили, это было лицо деда вампира. Светило солнце, переливаясь радостными соловьиными бликами дружной листвы, на виду были деревянные стены и окна корпуса, а ноги отчаянно рвались бежать прочь от этой непонятной в царстве летней безмятежности тревоги и страха. Впрочем, наверное я был слишком впечатлителен.
Андрей Рамодин 24.07.2018 21:33 Заявить о нарушении
Паша Цвибышев 24.07.2018 22:31 Заявить о нарушении
Андрей Рамодин 25.07.2018 11:44 Заявить о нарушении
Паша Цвибышев 25.07.2018 18:00 Заявить о нарушении
За конспирологические сферы посторонних, именно мистических демиургов я не берусь отвечать - не владею, что называется, информацией.) Хотя иногда ощущаю то же, что и вы. Скажем, в самом-самом начале Перестройки гневный, призывный памятник Кузьме Минину на главной площади был втихую заменён на опереточного "никакого" кн. Пожарского. Я хоть и был подростком, в этой истории уловил довольно тревожный, неприятный душок. Но допустим, это было тайное указание сверху для города с "сомнительной" бунтарской биографией, никакой мистики, если не вообще случайность. И всё же какие-то более мелкие, тривиальные события мне так же казались "неспроста", словно точные, ненавязчивые детали единого плана. Но - это всего лишь ощущения.
У ребёнка тоже не абы какие идеалы, тем не менее, он, особенно если сильно балованный, может закатить в магазине такую истерику по поводу не купленной игрушки, что мама не горюй. Собственно, ОНИ так и действуют - культивируя и расширяя наше эго, они играют на нём, добиваясь внешних и внутренних драм, часто вполне разрешимых, смотри человек на себя чуть попроще. Это похоже на уничтожающий шёпот Яго - мало того, это и есть шёпот, не случайно я обмолвился о "совместном" внутреннем диалоге. Несмотря на то, что и в данный момент, отвечая вам, я уверен, что мой внутренний голос мой личный, стоит мне его "прикрыть", как я ощущаю его неадекватность безвозвратному течению времени, уходящей жизни. Он словно уводит, запирает сознание в мелочах, в умственные конструкции - будь то бесконечно полощущееся житейское бельё или философские вопросы. И противодействовать его гипнозу трудно - и ментально, ведь, это как бы "ты сам" - и физически, настолько он врос как привычка, и даже как самовольный активный персонаж. А теперь представьте, что к этим трудностям прибавляется то, что человек вообще понятия не имеет о чужеродности внутреннего диалога. Стоит ли удивляться, что тысячелетия философы толкутся на одном месте, новые поколения топчут всё те же грабли и трансцендентальные преображения удел безнадёжных одиночек.
Андрей Рамодин 26.07.2018 12:13 Заявить о нарушении
Паша Цвибышев 26.07.2018 15:29 Заявить о нарушении
Саваки Роси я не читал, но не понимаю, в чём парадоксальность противопоставления дела и болтовни. Кстати, богослов А.Осипов также возмущался, что христианство с определённого момента перешло в "об христианстве". Но да, в большинстве случаев это так - человеку удобней перестирывать словесные умности и даже писать книжки, чем реально заняться тем, о чём он пишет. И не сколько из-за трудности задания, а элементарной недалёкости.
А мне показалось интересной ваша, видимо, актуальная насмешка сделать из Радзивилла "белорусского персонажа" - видимо, в Белоруссии есть странные брожения на этот счёт. В любом случае, ваша история не нова - многие знаменитости приносили первое издание к себе домой, не опускайте рук.
Андрей Рамодин 26.07.2018 20:50 Заявить о нарушении
Паша Цвибышев 26.07.2018 22:53 Заявить о нарушении
Паша Цвибышев 26.07.2018 22:58 Заявить о нарушении
Андрей Рамодин 26.07.2018 23:41 Заявить о нарушении
Паша Цвибышев 27.07.2018 09:15 Заявить о нарушении
Андрей Рамодин 27.07.2018 11:35 Заявить о нарушении
Паша Цвибышев 27.07.2018 13:50 Заявить о нарушении