Белорусский Фауст

БЕЛОРУССКИЙ ФАУСТ МАРТИН РАДЗИВИЛЛ: ГЕНИЙ ИЛИ БЕЗУМЕЦ?

Среди вампиров модно обладать дворянским титулом: начиная от полулегендарного валашского "принца-колосажателя" Влада III, канонизированного писательским пером Брэма Стокера в литературном образе графа Дракулы, и заканчивая его тульским последователем, тоже графом, Романом Стропикаро. Не стала в этом отношении исключением и белорусская земля: высокородный Мартин Радзивилл — «Дьявол из Чернавчиц», совместил в себе черты сразу нескольких одиозных персон — уже упоминавшегося стокеровского Дракулы и не менее легендарного чернокнижника Фауста.

Народное предание о докторе Фаусте благодаря творческим изысканиям немецкого классика Гете обрело непреходящее идейно-художественное значение в качестве высочайшего образца мировой поэзии. Несомненно, что легенда о Фаусте сформировалась в народном воображении на основании знакомства с реальной исторической фигурой [1, с. 5].

Прообразами Фауста в литературе традиционно называют папу Римского Сильвестра II, философа- богослова Роджера Бэкона, аббата Иоганна Тритемия, а также знаменитого оккультиста и алхимика Генриха Корнелиуса Агриппу.

В немецком городе Виттенберге существует мемориальная доска, согласно которой Иоганн Георг Фауст (род. ок. 1481 г.) проживал здесь с 1525 по 1532 гг. В Праге туристам показывают дом Фауста, где он якобы оставил свою подпись [2].

Однако, сегодня мало кому известно, что белорусская земля знала своего собственного «Фауста». Здесь прослеживается своеобразный исторический парадокс: по иронии судьбы высокородный Мартин Радзивилл не пользуется исключительной популярностью, тогда как его коллега Иоганн Фауст, по свидетельствам хронистов, «не будучи знатен, был все же весьма знаменит» [1, с. 27].

Исследователя, снедаемого жаждой раскрыть загадки природы, рисуют нам фрагменты народных легенд о докторе Фаусте [3]. Не стал исключением в этом отношении князь Мартин Николай Кароль Радзивилл. Юноша рано проявил интерес к естественным наукам, в студенческий период прилежно изучал медицину и химию. В характере молодого человека присутствовали романтические черты, достойные пера Гете: при всей своей замкнутости юный пан отличался самозабвенной любовью к музыке.

Доподлинно не известно, когда Мартин Радзивилл заинтересовался алхимией. В своем родовом замке состоятельный князь оборудовал лабораторию, в которой проводил зловещие эксперименты с использованием трупов животных и частей тел мертвых людей [4].

Безуспешные попытки обрести философский камень привели Мартина Радзивилла на путь черной магии. Разуверившись в научном методе и возможностях интеллектуального познания, он начал прибегать к мистическим практикам и колдовским ритуалам. Таким образом, в личности Мартина Николая безошибочно угадываются типичные фаустианские черты: претенциозный провинциальный естествоиспытатель, дерзнувший посягать на тайны мироздания, закономерно терпит крах и в отчаянии идет на сговор с нечистой силой [5].

Согласно историческим свидетельствам, Фауст не отличался добропорядочностью и был кладезем всевозможных пороков. Он много скитался по миру «и вел столь непристойный образ жизни, что не раз его пытались убить за распутство» [1, с. 15]. Подобными «чудесами» был весьма знаменит и Мартин Радзивилл, доставлявший вздорными выходками родным немало хлопот. В своем имении он организовал гарем, а собственную жену и детей держал в заточении без элементарных бытовых удобств. Выпускник Виленской академии не гнушался разбоем: Михаил Казимир «Рыбонька» был вынужден сдерживать буйно помешанного родственника от нападений на других шляхтичей [6]. Своими оккультными практиками Радзивилл вселял леденящий ужас в жителей окрестных селений [7]. Демоническая натура Мартин Радзивилл мог с полным на то основанием повторить вслед за легендарным Фаустом, что он с самим чертом запанибрата.

Однако косная общественность не смогла по достоинству оценить масштабную личность фаустического типа. По распоряжению Иеронима Флориана Мартин Радзивилл был схвачен и помещен под домашний арест. Свою беспутную жизнь признанный недееспособным отпрыск знатного рода окончил в полной изоляции. Мгновение для белорусского Фауста остановилось в 1782 г. — великий кравчий литовский, генерал лейтенант Мартин Николай Кароль Радзивилл, лишенный власти, богатства и обширных владений, скончался в возрасте 76 лет.

Пример беспорядочной жизни Мартина Радзивилла послужил очередной печальной иллюстрацией к дидактическим наставлениям, предостерегавшим от занятий колдовством [1, с.21-22]. Несмотря на свое высокое звание, Мартин Николай под конец жизни претерпел много бед и завершил свой полный злоключений путь подобно безродному чернокнижнику Фаусту.

Потомок Мартина Радзивилла, композитор Антоний Генрих, в память о своем неукротимом предке написал либретто к опере «Фауст», где вывел Мартина Николая в качестве прототипа Фауста [4]. Таким образом, вновь подтвердилась непреложная истина — у каждого художника должен быть свой Фауст.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Источники:
1. Легенда о докторе Фаусте. — М.: «Наука», 1978.
Литература:
2. Фауст, Иоганн Георг // https://ru.wikipedia.org/wiki/,_#cite_note-3

3. Гольдман, М. Фауст: быль или небыль / М. Гольдман //
4. Граф Дракула на Каменетчине! //
5. Доктор Фауст — кто он? // http://history-paradox.ru/faust.php

6. Радзивилл, Мартин Николай // https://ru.wikipedia.org/wiki/,_

7. Черная история. Дракула из рода Радзивиллов // http://planetabelarus.by/


23.08.2017


Рецензии
И опять прекрасное научное эссе, остроумный, точный язык.
Жаль, научность исследования не позволяет ввергнуться в буйство демонических фантазий, присущих благодатной теме Фауста и голливудскому Дракуле. Оно и понятно - на деле всё это и была бесплодная игра в мистику, мишура для тёмных делишек. Знакомясь с реальными биографиями, мы ничего не увидим, кроме посконных человеческих дней, напрочь лишённых таинственности, и эксцентричные приверженцы Дьявола так же смешны, как старушки в церкви. И всё же аура жути, вампирские ночные зубы неистребимы в глухие, допотопные ночи, особенно восприимчивые в детстве. Думаю, до сих пор в детских летних лагерях, как в наших пионерских, с выключением света диктуются ровным, серьёзным голосом всевозможные "страшные истории". Я их знал немного, но всё были шедевры, минут на 40. Немногие дослушивали до конца.) В смысле, засыпали. Кульминацией самого феномена подсознательного тысячелетнего ужаса был нехитрый схематичный рисунок некоего недоброго лица, намертво впаянный несмотря на ливни и года в стену невысокой водокачки, в каких-то 50-ти метрах от нашего корпуса, но дальше... был лес. Говорили, это было лицо деда вампира. Светило солнце, переливаясь радостными соловьиными бликами дружной листвы, на виду были деревянные стены и окна корпуса, а ноги отчаянно рвались бежать прочь от этой непонятной в царстве летней безмятежности тревоги и страха. Впрочем, наверное я был слишком впечатлителен.

Андрей Рамодин   24.07.2018 21:33     Заявить о нарушении
Премного благодарен вам за ваши позитивные отклики на мои публицистические потуги. Я несказанно рад, что в вашем лице нашёл для своих опусов столь благодатного и благодарного читателя, интересного собеседника. Что касается вампирской тематики, то на меня в свое время произвела неизгладимое впечатление готическая трилогия А.Н. Толстого "Упырь", "Семья вурдалака" и "Встреча через 300 лет".

Паша Цвибышев   24.07.2018 22:31   Заявить о нарушении
"Потуги" вполне профессиональные, что характеризует, хотя бы, список используемой литературы в конце. А, вот, Толстого я так ни разу и не открыл, несмотря на полное собрание сочинений, пылящееся на глазах с советских времён. Хотя о трилогии слышал, конечно. Возможно, какие-то детские страшилки из неё. Тема же вампиризма, если серьёзно о ней говорить, интересна в том аспекте, что, как я уже писал и чему верю, человечество является дойной коровой для некой группы неорганических существ, питающихся нашими эмоциями, крепко провоцируя нас на них в виду почти неограниченной власти посредством нашего=ихнего внутреннего диалога. Почему важность внутреннего безмолвия и проходит красной нитью сквозь все духовные и магические практики. С связи с чем человечество не просто в глубокой жопе - можно сказать, оно беспомощный изъеденный огрызок.

Андрей Рамодин   25.07.2018 11:44   Заявить о нарушении
Спасибо вновь за лестные эпитеты, однако эти "профессиональные потуги" отказываются принимать даже заштатные журнальчики. Касаемо неорганических существ,.. Что же, весьма интересно. Я и сам, если честно, глядя на современных власть имущих, ну ни как не тянущих на романтических злодеев, начинаю верить в потусторонних демиургов. Вот только боюсь, что страдают они сейчас от жёсткого несварения: эмоции-то у основной массы людишек не ахти - все пожрать да потрахаться, да урвать кусок пожирней.

Паша Цвибышев   25.07.2018 18:00   Заявить о нарушении
Они как-то мотивируют свои отказы? Скажем, очерки про "Фауста" выглядят, словно родились на журнальных листах. Хотя, я понятия не имею, какие сейчас журналы.

За конспирологические сферы посторонних, именно мистических демиургов я не берусь отвечать - не владею, что называется, информацией.) Хотя иногда ощущаю то же, что и вы. Скажем, в самом-самом начале Перестройки гневный, призывный памятник Кузьме Минину на главной площади был втихую заменён на опереточного "никакого" кн. Пожарского. Я хоть и был подростком, в этой истории уловил довольно тревожный, неприятный душок. Но допустим, это было тайное указание сверху для города с "сомнительной" бунтарской биографией, никакой мистики, если не вообще случайность. И всё же какие-то более мелкие, тривиальные события мне так же казались "неспроста", словно точные, ненавязчивые детали единого плана. Но - это всего лишь ощущения.
У ребёнка тоже не абы какие идеалы, тем не менее, он, особенно если сильно балованный, может закатить в магазине такую истерику по поводу не купленной игрушки, что мама не горюй. Собственно, ОНИ так и действуют - культивируя и расширяя наше эго, они играют на нём, добиваясь внешних и внутренних драм, часто вполне разрешимых, смотри человек на себя чуть попроще. Это похоже на уничтожающий шёпот Яго - мало того, это и есть шёпот, не случайно я обмолвился о "совместном" внутреннем диалоге. Несмотря на то, что и в данный момент, отвечая вам, я уверен, что мой внутренний голос мой личный, стоит мне его "прикрыть", как я ощущаю его неадекватность безвозвратному течению времени, уходящей жизни. Он словно уводит, запирает сознание в мелочах, в умственные конструкции - будь то бесконечно полощущееся житейское бельё или философские вопросы. И противодействовать его гипнозу трудно - и ментально, ведь, это как бы "ты сам" - и физически, настолько он врос как привычка, и даже как самовольный активный персонаж. А теперь представьте, что к этим трудностям прибавляется то, что человек вообще понятия не имеет о чужеродности внутреннего диалога. Стоит ли удивляться, что тысячелетия философы толкутся на одном месте, новые поколения топчут всё те же грабли и трансцендентальные преображения удел безнадёжных одиночек.

Андрей Рамодин   26.07.2018 12:13   Заявить о нарушении
Редактор портала http://planetabelarus.by/ по поводу Белорусского Фауста заметил, что в статье принципиально нет ничего нового и все изложенные факты так или иначе повторяют их материал. Большинство изданий, впрочем, просто проигнорировали мои обращения по поводу публикаций. Что касается вашего стремления остановить бесконечно тянущийся внутренний диалог, то это мне напомнило пустотные практики Кодо Саваки Роси, который парадоксальным образом противоставлял чистый дзен-буддизм размышлению о дзен-буддизме. Мы на самом деле не подозреваем, откуда в нашей голове появляются те или иные мысли. Если верить современным нейробиологическим концепциям, то любая наша мысль есть лишь порождение случайной активности нейронов.

Паша Цвибышев   26.07.2018 15:29   Заявить о нарушении
У кого что болит, тот о том и говорит. Это я не только о себе), но и о современных нейробиологах. Им просто больше не от чего плясать, как от последних научных открытий. На которые, естественно, возлагается очередная надежда объяснить всё и вся. Разумеется, я не собираюсь с пеной у рта убеждать в существование этаких "чёрных теней", что-то шепчущих нам в уши, пока сам не увижу. Доверие доверием, но не повторять же слепое христианское "Верую!". Но оценить качество мыслей - диктуемых сознанием внутреннего диалога и сознанием вне его - я могу. А также их подозрительную разницу. Можно сказать, что внутренний диалог напоминает что-то типа Верки Сердючки, заглушающую симфонию Баха. В чём, кстати, и состоит его главная цель - отвлечение, пусть и рассуждениями о смысле бытия и даже какой он, внутренний диалог, плохой. Так как только внутренняя тишина окунает нас в настоящее понимание, восприятие момента и мира вообще. Объявлять же всё неподвластной игрой нейронов, это загонять себя в ловушку "Ахилла и черепахи", где априори всё сводится к шутовству бессмысленности.
Саваки Роси я не читал, но не понимаю, в чём парадоксальность противопоставления дела и болтовни. Кстати, богослов А.Осипов также возмущался, что христианство с определённого момента перешло в "об христианстве". Но да, в большинстве случаев это так - человеку удобней перестирывать словесные умности и даже писать книжки, чем реально заняться тем, о чём он пишет. И не сколько из-за трудности задания, а элементарной недалёкости.
А мне показалось интересной ваша, видимо, актуальная насмешка сделать из Радзивилла "белорусского персонажа" - видимо, в Белоруссии есть странные брожения на этот счёт. В любом случае, ваша история не нова - многие знаменитости приносили первое издание к себе домой, не опускайте рук.

Андрей Рамодин   26.07.2018 20:50   Заявить о нарушении
Хахаха! Благодарю за обнадеживающие слова и поддержку. Однако я все же далёк от мысли, что я какой-то великий непризнанный гений.

Паша Цвибышев   26.07.2018 22:53   Заявить о нарушении
Я как раз сейчас испытываю что-то вроде "симфонии Верки Сердючки". В голове какая-то навязчивая мысле-каша, но когда я начинаю, например, писать, то как-будто растворяюсь в процессе. Однако такое же ощущение погруженности может у меня возникнуть при выполнении любой монотонной работы.

Паша Цвибышев   26.07.2018 22:58   Заявить о нарушении
Всё-таки творчество благодатней. Поэт живее бухгалтера. Не хороните себя)

Андрей Рамодин   26.07.2018 23:41   Заявить о нарушении
Вы правы. Вот только поэт ли я? Хотелось бы на это надеяться.

Паша Цвибышев   27.07.2018 09:15   Заявить о нарушении
Пока мы творим, мы поэты. А там уж, как завещал товарищ Иисус, стучите да откроется. Хм..

Андрей Рамодин   27.07.2018 11:35   Заявить о нарушении
Хм, если верить т.н. актуальным художникам, то процесс дефекации тоже является творческим актом. Никто уже и не помнит, где в действительности пролегает предел искусства и каковы критерии творчества, столь активно размываемые сегодня усилиями модных арт-галеристов. И здравая герценская мысль о том, что всяк имеет право писать мемуары, поскольку никто не обязан их читать сегодня, увы, не работает. В условиях коммерческих медиа, которые за деньги проталкивают откровенный трэш, народ схавает любое дерьмо.

Паша Цвибышев   27.07.2018 13:50   Заявить о нарушении