Дьявол из Чернавчиц

ДЬЯВОЛ ИЗ ЧЕРНАВЧИЦ МАРТИН РАДЗИВИЛЛ

Современники наслышаны о кровавых похождениях одиозного валашского князя Влада Цепеша, однако о собственном "Дракуле Каменецкого уезда" в Беларуси сегодня мало кто слышал.

Влад III (1431-1476) — легендарный валашский господарь, ожесточенно сражавшийся за суверенитет своего княжества против турецких завоевателей. Благодаря беллетристическим изысканиям Брэма Стокера Цепеш был канонизирован в качестве литературной ипостаси «отца всея вампиров» — графа Дракулы. Таким образом, из-под пера Стокера в массовой культуре постепенно начал выкристаллизовываться стопроцентно узнаваемый образ классического «кровососа», неизменными атрибутами которого стали плащ с багряной подкладкой, обладание сверхъестественными способностями и тайными знаниями, а также непременное наличие в собственности мрачного замка, скрывающего зловещие тайны своего владельца…   

Мартин Миколай Кароль Радзивилл — представитель клецкой ветви рода Радзивиллов — фактически отвечает заявленному хрестоматийному образу. В окрестностях радзивилловского замка в Чернавчицах бесследно исчезали люди, сам распорядитель имения практиковал оккультизм, наконец, сохранился портрет, запечатлевший Мартина Миколая в роскошной алой накидке.

Резиденция Мартина располагалась в Чернавчицах, что около Бреста, где владелец имения предавался не вполне обычным занятиям: ревностно изучал талмуд, увлекался алхимией, черной магией и колдовством, мечтая открыть философский камень, а после собственной кончины вовсе намеревался стать слоном. По воспоминаниям современников, Мартин Радзивилл отличался крайней половой разнузданностью, с целью удовлетворения которой завел гарем. Однако сам Мартин искренне полагал, что действует в интересах «науки».

В процессе изучения фактографии непроизвольно возникает желание провести мистические параллели через судьбы Влада III и некоторых представителей княжеского рода Радзивиллов. Так, Константин Тарасов в повести «Тропа Каина» описал крупнейшего белорусского магната, польного гетмана Януша Радзивилла как человека «зверской жестокости», который «упивался… человеческой кровью, словно вампир». 
          
В ходе усмирения восставших горожан Бобруйска, выступивших в поддержку движения казацкого гетмана Богдана Хмельницкого, «сто человек в угоду Радзивиллу насадили на кол с таким умением, что по три дня мучились несчастные, призывая смерть». По всей видимости, талантливый прозаик, мастер историко-приключенческого жанра К. Тарасов пренебрег лаврами отечественного Стокера, поэтому символический статус белорусского Дракулы «кровопийце» Янушу так и не достался.

В декабре 1656, фактически через год после кончины Януша Радзивила, его двоюродный брат Богуслав подписывает договор о разделе Речи Посполитой. Примечательно в данном контексте место заключения договора — это Трансильвания — родина небезызвестного Влада III. Предостерегая читателя от возможных паранаучных спекуляций, следует признать, что в данном случае мы обладаем качественным нарративом для полноценного белорусского готического романа.

Возвращаясь к фигуре Мартина Радзивилла, следует отметить, что с жестоким правителем Валахии его роднят бесчинные расправы над людьми. Необычайная странность характера Радзивилла во всей полноте проявилась в последнем ярком акте его эксцентрической жизни: в то время, когда замок Мартина подвергся штурму, его хозяин не пожелал прерывать своих повседневных занятий и продолжал самозабвенное музицирование на скрипке.

Троицкий костел в Чернавчицах является уникальным памятником оборонно-храмового зодчества ВКЛ XVI в. Знакомство с готическими тайнами Радзивилловского рода позволит оживить интерес к данному объекту историко-культурного наследия Республики Беларусь. В Румынии туристические маршруты по местам, связанным с фигурой Дракулы (как реальной исторической личностью, так и вымышленного литературного персонажа) пользуются огромной популярностью. Исторический центр города Сигишоара, где появился на свет будущий кошмар турок, внесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО.
 
В заключении хотелось бы высказать несколько соображений общего характера. По справедливому замечанию белорусского писателя Якова Алексейчика, попытки героизации несвижских Радзивиллов поражают своей абсурдностью. Ничего, кроме удивления эта романтическая «радзивиллиада» вызвать не может. Пребывала бы в крайнем смущении и главный претендент на статус культурного символа современной Беларуси — Барбара Радзивилл, поскольку едва ли она могла вообразить пятьсот лет назад, что есть на свете «белорусская земля». Не помогут «белорусским» Радзивиллам и попытки провести параллель через сходные жизненные обстоятельства валашского «Принца-колосажателя».

При всей своей одиозности, Влад Цепеш являлся талантливым военачальником, которому на протяжении значительного периода времени удавалось успешно противостоять превосходящим силам противника. Эксцентричные поступки Влада III, дошедшие до нас в крайне тенденциозном изложении, скорее свидетельствуют в пользу парадоксального склада ума валашского Дракона, чем о его патологической жестокости. Однако, чем славен Мартин Радзивилл? Виртуозной игрой на скрипке и сомнительными псевдонаучными практиками? Данная историческая личность в силу своей «особой» известности достойна появиться на страницах фантастического романа или стать объектом патографического исследования, однако в претензиях на статус белорусского национального символа Мартину Радзивиллу, как и большинству его родственников, должно быть решительно отказано.


При написании данной статьи использовались следующие материалы:

1. Ирина Нечаева. Все замки Дракулы // www.mirf.ru/science/zamki-dracula

2. Валерий Гриневецкий. Черная история. Дракула из рода Радзивиллов // planetabelarus.by

3. Граф Дракула на Каменетчине! // kamenets.by/index.php?nma=catalog&fla=stat&cat_id=6&nums=38

4. Яков Алексейчик. В чем прок от Радзивиллов?.. // www.odigitria.by

5. Константин Тарасов. Тропа Каина (Испить чашу) // www.e-reading.club/chapter.php/55835/0/Tarasov_-_Ispit.html

6. Михаил Попов. История. Дракула реальный и вымышленный // old.mirf.ru/Articles/art1306.htm

01.07.2017


Рецензии
Уважаемые читатели.
Очень советую прочитать это произведение.
Автор прекрасно эрудирован и грамотен. Нет пропущенных букв и запятых.
Кроме того, он прочел 6 книжек (указаны в конце, для тех кто читает с конца), и видимо, советует прочесть их и нам.
В произведении раскрывается во всей полноте животрепещущая проблема для всего человечества.
Правильное понимание её повлияет на ход мировой истории.
В заключении хотелось бы высказать несколько соображений общего характера.
Автор убедительно доказал, что Мартину Радзивиллу должно быть решительно отказано в претензиях на статус белорусского национального символа, как и большинству его родственников.
Предлагаю в качестве белорусского национального символа решительно одобрить Пашу Цвибышева.

Долгие, продолжительные аплодисменты, переходящие в овации.
--------------------
Ну хотя бы так, Паша?
А то болтик-гаечка... не смешно и не обидно, а главное, к сути произведений не имеет отношения никакого. А, брат, или Гарик Сукачёв?
Ладно, прощай...
меня.
Не потревожу боле...

Ваня Сталкер   17.08.2018 12:58     Заявить о нарушении
Гы. Видать, разбередил я тебе твою сралкерскую душу. Нисколько не тревожишь ты меня, болезный, да и прощались мы уже: что же ты как гость неприкаянный нелепо все мнешься у порога, никак не решаясь уйти. Не бросай слова на ветер — уходя уходи.

Теперь непосредственно к рецензии. Ваш формальный анализ безупречен и равно приложим ко всем вашим собственным произведениям. Да, на вашем фоне я действительно выгляжу эрудированным и грамотным, поскольку в состоянии элементарно отличить, где книжка, а где статья. Вас не прощаю и обещаю ещё не раз тревожить...

Паша Цвибышев   16.08.2018 15:42   Заявить о нарушении
И да, совсем забыл! На статус символа нации гораздо больше прав у вашей посконно-собоной Софийской теодицее с пресловутыми "адамчиками". А хахахаха, я не могу, граждане присяжные-заседатели. Адамчик, хахахаха, только взгляните. Дядя, тебе сколько лет? Какие адамчики? Больше 20-ти лет назад когда я был в детсадике, ходила такая песенка:"в траве сидела Ева и сиськами вертел, но вот пришёл Адамчик и высунул бананчик". Да если бы я тогда знал, что на этом пресловутом "адамчике" можно целую теософию построить — да где б я сейчас был!!!!

Паша Цвибышев   16.08.2018 16:23   Заявить о нарушении