150. От Днепра до Крыма

Врангелевская армия, неоднократно бившая соединения РККА летом 1920 года, осенью металась по степям в поисках решительной победы. Но на место одной разбитой советской дивизии прибывали две, а то и три. Силы Южного фронта росли, и любой частный успех мог обернуться для врангелевцев полной катастрофой. Врангель хотел наступать, но боялся оторваться от крымских перешейков, понимая, что уход из Крыма лишит его последней базы, которую не заменит ни Юзовка, ни Александровск, ни Мариуполь.

Рывок белых к Донбассу был остановлен уже в конце сентября. 3 октября из-за угрозы окружения врангелевский Донской корпус вынужден был оставить Юзовку, а 4 октября советские войка при поддержке махновцев взяли Мариуполь.

Заняв 12 октября Апостолово, П.Н.Врангель надеялся развить достигнутый успех. Однако триумфальный марш по Правобережной Украине у "черного барона" не получился. Вместо него, на белых обрушился контрудар силами 2-й Конной армии, которая при поддержке Латышской, 15-й и 52-й дивизий, а также группы Федько отбросила противника к Днепру.

13 октября командующий 2-й врангелевской армией генерал Драценко отдал приказ об эвакуации окруженной группы на левый берег. 14 октября белые оставили Никополь.

15 октября М.В.Фрунзе доложил В.И.Ленину о ходе боев за неделю:

"С рассветом 8-го переправой на правый берег Днепра у Хортицы своих лучших ударных частей Врангель начал выполнение большого стратегического плана, сулившего при удаче полный разгром нашей ударной группы и делавшего [его] хозяином всего Черноморского побережья.

В результате дневных ожесточенных боев по всей линии фронта план этот ныне потерпел полное крушение. Возможность врангелевского удара, и именно в той обстановке и направлениях, как это произошло фактически, нами была учтена заранее и соответствующие предупредительные меры были приняты. В связи с нашим нажимом с востока меры эти увенчались 14 октября крупными успехами наших войск.

В районе Марьинское, Грушевка, ст. Ток нами разбиты три кавалерийские дивизии и две пехотные, и противник в панике начал отход на левый берег Днепра, неся большие материальные потери. Веденная в этот же день фронтальная атака на Каховский плацдарм тоже окончилась поражением противника.

Несмотря на ввод в бой 12 танков, 14 бронемашин и тяжелой артиллерии, наши войска удар выдержали и, перейдя в контрнаступление, отбросили противника на исходные позиции. Всего за этот день нами взято, по приблизительному подсчету, около 20 орудий, 7 танков, много пулеметов и пр.

Целиком уничтожено несколько пехотных полков. Наше преследование к переправам продолжается. Эта неудача, несомненно, является началом крушения Врангеля. Не позднее чем через неделю начнется наше общее наступление, и сомнения в его победоносном исходе у меня нет..."

Уверенность командующего Южным фронтом подтверждалась действиями красноармейцев. 17 октября части 6-й армии заняли Алешки и Голую пристань. 15 октября 5-я Кубанская кавалерийская дивизия под командованием Я.Ф.Балахонова совершила успешный рейд по белым тылам от Бердянска к Большому Токмаку (теперь - просто Токмак).

19 октября Фрунзе доложил по прямому проводу главкому: "Только что сейчас получил неполное пока донесение о действиях 5 дивизии... Ею разрушена ст. Большой Токмак, где уничтожен поезд со снарядами, 6 аэропланов и 3 бронемашины.

В Большом Токмаке зарублен донской атаман генерал Богаевский, тут же захвачен и зарублен на дороге генерал Топилин. В сел. Большой Токмак уничтожен и рассеян караульный батальон. На обратном маршруте у сел. Федоровка дивизия выдержала бой c конницей противника численностью около дивизии".

Хотя сведения о смерти генерала Богаевского оказались преувеличенными, прорыв конницы в тыл свидетельствовал о непрочности белой обороны. Чтобы остановить дивизию Балахонова, П.Н.Врангель вынужден был бросить против нее 1-ю и 2-ю Донские кавалерийские дивизии. Пользуясь ослаблением белого фронта, 23 октября 23-я стрелковая дивизия заняла Александровск (Запорожье).

24 октября махновская конница прорвала врангелевские позиции и двинулась в сторону Мелитополя, однако в решающий момент по прихоти своего командира повернула на север, втянувшись в бесперспективные бои за Гуляйполе.

26 октября 2-я Конная армия под командованием Ф.К.Миронова переправилась через Днепр в районе Никополя, захватив два плацдарма для будущего наступления. В этот же день в Апостолово М.В.Фрунзе провел совещание с командующими армиями. Начало общего наступления было намечено на 28 октября.

Подготовленный штабом фронта приказ был дополнен Фрунзе пунктом: "В случае неудачи попытки овладения Перекопом с налета командарму 6 немедленно приступить к подготовке артиллерийской и инженерной атаки перешейков."

Командующим наносившей главный удар 6-й армии был назначен А.И.Корк. Командование 1-й Конной армии настаивало на отсрочке наступления, ссылаясь на неготовность своих частей, но М.В.Фрунзе ждать не мог, помня о нежелательности зимней кампании.

Сразу же после совещания 26 октября М.В.Фрунзе доложил РВСР:

"Сейчас отдал окончательный приказ об общем наступлении. Решающими днями будут 30, 31 [октября] и 1 ноября. В разгроме главных сил противника не сомневаюсь. Отойти за перешейки к моменту нашего удара он не успеет. За немедленный захват перешейков считаю не более одного шанса из ста."

27 октября 2-я Конная армия расширила занятые ею плацдармы. Узнав от командующего 1-й армии генерала Кутепова о возникшей угрозе прорыва к Крыму, П.Н.Врангель отдал приказ о подготовке своих войск к эвакуации.

Преимущество Красной Армии над белыми становилось подавляющим. На этот раз против войск П.Н.Врангеля действовали уже 6 армий. К 6-й, 13-й и 2-й Конной армии присоединились 1-я Конная и 4-я армия, а также части Н.Махно. Против почти 140 тысяч красноармейцев Врангель мог выставить менее 60 тысяч штыков и сабель, причем состояние этих войск было не идеальным.

Утром 28 октября армии Южного фронта перешли в наступление. Погода приподнесла сюрприз. С утра в степи ударил почти 15-градусный мороз, покрыв землю ледяной коркой.

Врангель писал о последствиях этой погодной аномалии: "Количество обмороженных беспрерывно росло. Люди кутались в первое попавшееся тряпье, некоторые набивали под рубахи солому..."

С.М.Буденный вспоминал: "Дули северные ветры, мела поземка. Зимнего обмундирования у нас не хватало, и бойцы страдали от холода. Плохо подкованные лошади скользили на твердой, оледеневшей земле, то и дело выходили из строя..."

Но холод красных не остановил. 6-я армия довольно легко отбросила 2-й армейский корпус и ускоренным маршем двинулась к Перекопу. 29 октября к наступлению присоединилась 1-я Конная армия. Уже в течение дня штаб С.М.Буденного переместился в поселок Аскания-Нова. К вечеру части 51-й стрелковой дивизии заняли город Перекоп и вышли к врангелевским укреплениям.

Оказавшихся к западу от Перекопского перешейка белых пришлось эвакуировать по морю. 29 октября П.Н.Врангель передал по радио командующему 1-й армии генералу Кутепову приказ немедленно отступать к Сальково.

Командующий 2-й Конной армией Ф.К.Миронов, разбив Марковскую дивизию доложил командованию фронта о разгроме главных сил врангелевской армии, после чего Фрунзе отдал приказ повернуть 1 Конную армию на Новоалексеевку и Геническ. Фактически конармейцы разделились. Северная группа в составе 6-й и 11-й кавалерийской дивизий вышла к Агайману, а южная, включавшая 4-ю и 14-ю кавалерийские дивизии, — к Отраде и Рождественскому.

В сводке штаба 1-й Конной армии от 30 октября говорилось:

"14-я кавдивизия около 4 час. 29/Х подходила к району своего расположения Новопетровка—Новониколаевка; б) 4-я кавдивизия подходила к району Воскресенка—Громовка—Сергеевка, противник на пути не встречался; в) 6-я кавдивизия в районе Успенская—Новорепьевка, имея связь с Латдивизией; г) в этом же районе части 11-й кавдивизии 2-й и 1-й бригады достигли Агаймана и заняли его...

Передовые части 2-й бригады имели столкновение с мелкими частями противника, охранявшими в Айгамане тыловые учреждения 2-й армии противника. Захвачено большое количество обоза..."

29 октября части 13-й армии овладели Большим Токмаком. К этому времени генерал Кутепов, объединив под своим командованием 1-ю и 2-ю армии двинулся к Чонгару, одновременно пытаясь контратаками задержать преследовавшую его 2-ю Конную армию. 30 октября войска Южного фронта совместно с махновцами заняли Мелитополь.

К этому времени штаб 1-й Конной армии переместился в Отраду. Одновременно 4-я кавалерийская дивизия во главе с С.К.Тимошенко заняла станцию Новоалексеевка, разгромив запасный полк Марковской дивизии и едва не захватив генерала Кутепова. В тот же день части 1-й Конной армии овладели Геническом и станцией Сальково.

По данным П.Н.Врангеля, красноармейцы захватили 5 бронепоездов, 18 орудий, около 100 вагонов со снарядами, 10 миллионов патронов, 25 паровозов, составы с продовольствием и интендантским имуществом и около двух миллионов пудов хлеба в Мелитополе и Геническе.

Путь в Крым для основных сил врангелевцев был отрезан. Однако для успешного завершения операции следовало остановить и уничтожить войска Кутепова, а это значило, что задача еще не была решена.


1. Разгром Врангеля. 1920. Сборник статей. М. Государственное военное издательство. 1930. 279 с.

2. Разгром Врангеля. III. Переход армий Южного фронта в общее наступление. Операция в Северной Таврии. Красный архив. 1935. Т. 6 (73). С. 19-40.

3. И.Д.Косогов. Первая конная армия на врангелевском фронте. Борьба классов. 1935. № 12. С. 73-78.

4. А.А.Буйский. Борьба за Крым и разгром Врангеля. М.-Л. Государственное издательство. Отдел военной литературы. 1928.

5. М.В.Фрунзе: Военная и политическая деятельность. М. Воениздат. 1984. 275 с.

6. В.К.Блюхер. Победа храбрых (к пятнадцатилетию разгрома Врангеля). "Красная звезда". № 262. 14 ноября 1935 года.

7. Н.Е.Какурин. Как сражалась революция. В двух томах. Т. 2. М. 1926.

8. С.А.Сиротинский. Путь Арсения. Биографический очерк о М.В.Фрунзе. М. Воениздат. 1959.

9. И.С.Коротков. Разгром Врангеля. М. 1939.

10. О.Шекун. Единство советского фронта и тыла в период борьбы с Врангелем. Исторический журнал. 1941. № 10-11. C. 47-54.

11. А.И.Лёвочкин. Герои Каховки и Перекопа. М. ДОСААФ. 1958. 133 с.

12. Л.Кондаков. Последний козырь. М. 1976.

13. Русская армия генерала Врангеля. Бои на Кубани и в Северной Таврии. М. Центрполиграф. 2003. 942 с.

14. И.Федько. На подступах к Перекопу. Борьба классов. 1935. № 12. С. 72-73.


Рецензии