Правда 1946 Тыл Красной Армии в Великой Отечествен

Правда [1946]: Тыл Красной Армии в Великой Отечественной войне.
Вопросы организации снабжения армии, слаженной работы служб тыла всегда стояли в первом ряду при затяжных военных конфликтах. Во время Великой Отечественной войны именно крепкий тыл советского государства позволил избежать величайшей катастрофы как для СССР, так и всего человечества. Далеко за линией фронта подготавливался исход тех или иных сражений и победы в целом.


В нашей постоянной рубрике «Лучше один раз прочесть» представляем вам очередной выпуск газеты «Правда» за № 202 от 25 августа 1946 г., в котором была опубликована статья о тыле Красной Армии, его роли в подвигах и победе над общечеловеческим врагом.

Подробнее смотрите статью ниже. В заключение по традиции - комментарии редакции.

«Великая Отечественная война по своим масштабам превзошла все, что было известно в истории войн. Никогда еще воюющие армии не потребляли такого огромного количества материально-технических средств.

Наша Действующая армия требовала для ее обеспечения полного напряжения всех сил и средств Советского государства.

В своем историческом выступлении 3 июля 1941 года товарищ Сталин со всей силой подчеркнул это подозрение следующими словами:

«Мы должны организовать всестороннюю помощь Красной Армии, обеспечить усиленное пополнение ее рядов, обеспечить ее снабжение всем необходимым, организовать быстрое продвижение транспортов с войсками и военными грузами, широкую помощь раненым.

Мы должны укрепить тыл Красной Армии, подчинив интересам этого дела всю свою работу...».

Советские люди, отвечая на эти слова товарища Сталина, на призыв коммунистической партии и советского правительства — «все для фронта, все для победы», — удесятеряли свои усилия и самоотверженно трудились над тем, чтобы обеспечить советскую армию танками, самолетами, орудиями, пулеметами, боеприпасами, продовольствием, горючим, обмундированием, медикаментами.

Социалистическая плановая система нашего народного хозяйства обеспечивала быструю мобилизацию необходимых ресурсов для нужд фронта.

Органы тыла армии должны были, в соответствии с оперативными замыслами командования, своевременно доставлять непосредственно в войска все необходимое для боя и жизни. Вся эта работа тыла Советской армии развернулась с началом Великой Отечественной войны в таких масштабах, которые потребовали коренной перестройки системы управления тылом и службами снабжения.

В августе 1941 года товарищ Сталин подписал приказ о создании органов тыла фронтов и армий во главе с начальником тыла в центре. Вслед за тем органы тыла были организованы и в других соединениях. В Действующей армии была дополнительно скомплектована целая сеть тыловых частей и учреждений. Тем самым было положено начало такой организации тыла нашей армии, какой у нас до этого не было и какой не было и нет в других армиях.

На органы тыла были возложены: организация тыла, перевозка войск и пополнений, подвоз фронтам всех видов снабжения, эвакуация в тыл раненых и больных военнослужащих.

В ходе Великой Отечественной войны организация фронтового, армейского и войскового тыла изменялась в соответствии с общим развитием оперативного искусства Красной Армии.

Особо серьезным мероприятием было изменение системы подвоза в войска. Когда весной 1943 года товарищу Сталину стало известно, что на одном из фронтов возникли перебои в снабжении войск, он немедленно принял решительные меры. По приказу товарища Сталина во всей Действующей армии была изменена система подвоза в войска средств снабжения. Подвоз во всех звеньях тыла фронта был перестроен по принципу «сверху — вниз». Все необходимое— боеприпасы, продовольствие, горючее— подвозилось теперь войскам средствами армейского и фронтового транспорта.

Это мероприятие гениального полководца и великого организатора советских вооруженных сил товарища Сталина имело исключительные результаты. Оно повысило ответственность всех звеньев тыла за доставку бойцам переднего края всего необходимого для боя и жизни. Это мероприятие внесло большую четкость в дело снабжения Действующей армии.

Товарищ Сталин лично наблюдал за работой органов и служб тыла. По указаниям Верховного Главнокомандующего были проведены многие мероприятия по улучшению снабжения и довольствия войск.

Великая Отечественная война потребовала исключительного напряжения всего нашего транспорта.

«Большую роль в дело помощи фронту сыграл наш транспорт, прежде всего железнодорожный транспорт, а также речной, морской и автомобильный транспорт. Транспорт является, как известно, важнейшим средством связи между тылом и фронтом.» (И. Сталин).

Железнодорожный транспорт обеспечил выполнение оперативных перевозок. Перевозки крупнейших войсковых соединений вплоть до армий, а иногда и фронта выполнялись в сроки, установленные Ставкой Верховного Главнокомандования.

Насколько велик был об'ем работы железнодорожного транспорта и органов военных сообщений по грузовым перевозкам, видно из того, что за время Отечественной войны по железным дорогам перевезено одних только боеприпасов полтора миллиона вагонов и еще больше—горюче-смазочных материалов.

Железнодорожные перевозки на фронтовых и прифронтовых железных дорогах обычно осуществлялись на только что восстановленных железнодорожных участках и зачастую под бомбежками авиации противника или в условиях артиллерийского обстрела. За время войны вражеская авиация совершила более 19 тысяч налетов на железные дороги, сбросив около четверти миллиона тонн бомб.
Однако противнику ни разу не удалось настолько помешать железнодорожным перевозкам, чтобы это повлияло на сроки и масштаб боевых операций, проводимых командованием Советской армии.

Железнодорожники и работники органов военных сообщений научились быстро восстанавливать разрушенные противником железные дороги, станции, депо, связь, водоснабжение. Темп восстановления путей в среднем достигал 10—12 километров в сутки, средний темп перешивки колеи— 25—30 километров в сутки.

На территории Советского Союза, подвергшейся временной немецкой оккупации, за годы войны восстановлено свыше 70 тысяч километров главных, вторых и станционных путей, свыше 10 тысяч мостов и труб, до 13 километров тоннелей и т. д.

Неизмеримо повысилась в Великой Отечественной войне роль автомобильного транспорта. Автомобиль дал возможность широко маневрировать войсковыми соединениями, техникой и материальными средствами. Это позволило осуществить крупные наступательные операции с большими перегруппировками сил на широком фронте и вводом в прорыв крупных моторизованных сил.

В апреле 1945 года только на одном из Белорусских фронтов одновременно были перевезены автотранспортом три армии на расстояние 350—400 километров. Перевозки автотранспортом стрелковых дивизий были во время боев обычным явлением.

В решающих операциях Красной Армии тактическая плотность артиллерии на участках прорыва достигала 250—300 стволов на один километр фронта. Чтобы одновременно вести огонь из всех этих орудий, требовалось подвезти на огневые позиции артиллерии огромное количество снарядов. Подвоз этих боеприпасов осуществлялся автотранспортом.

В среднем за один день войны весь грузовой автомобильный парк Красной Армии, состоявший в большинстве из машин отечественного производства, перевозил 400 тысяч тонн. Автомобильные войска фронтового подчинения только за 1944 год перевезли 56 миллионов тонн различных военных грузов, пройдя свыше одного миллиарда километров.

За время войны были подготовлены сотни тысяч шоферов и ремонтников и тем самым была обеспечена широкая эксплоатация автотранспорта.

Личный состав авточастей в годы войны проявил много примеров воинской доблести и отваги. Героический труд и боевые действия офицеров и солдат автомобильных частей были отмечены многочисленными правительственными наградами.

Большое значение в дело обеспечения боевых операций имело скоростное восстановление и строительство шоссейных и грунтовых дорог и мостов и правильная эксплоатация их. Специально созданные дорожные части прокладывали путь автомобилю. В лесах и болотах, в степях и горах, зимой и летом, днем и ночью, нередко под огнем противника, военные дорожники успешно выполняли задания командования. В лесисто-болотистых районах за время войны построено 10 тысяч километров деревянных дорог. Приложено 5 тысяч километров новых дорог с твердым покрытием из гравия и щебня. Построено, восстановлено и отремонтировано свыше одного миллиона погонных метров мостов, в том числе через Дон, Кубань, Днепр, Днестр, Прут, Вислу, Дунай. В дни героической обороны Ленинграда дорожники построили знаменитую ледовую магистраль через Ладожское озеро, которую ленинградцы назвали «Дорогою жизни».

За образцовое выполнение заданий правительства и командования по дорожному обеспечению наступательных операций Красной Армии награждены орденами и медалями 21.256 солдат, сержантов, офицеров и генералов дорожных войск; 55 дорожных частей награждены орденами.

Большая работа во время Великой Отечественной войны выпала на долю военно-медицинской службы по лечению и эвакуации раненых и больных, предупреждению эпидемических заболеваний.

Наша Действующая армия имела достаточное количество высококвалифицированных, преданных своему делу врачей всех специальностей, показавших многочисленные образцы беззаветного выполнения своего долга перед Родиной. Медицинская помощь была приближена непосредственно к полю боя. В полевых подвижных госпиталях применялись современные достижения медицинской науки. Для лечения раненых и больных Красная Армия располагала мощной сетью полевых и стационарных лечебных учреждений.

На фронт бесперебойно доставлялись необходимые медикаменты, профилактические средства и медико-техническое имущество. Своевременно доставленная на фронт кровь для переливания спасла много десятков тысяч солдат и офицеров.

Все это позволило вернуть в строй столь высокий процент раненых и больных, какого не знала военная медицина во всех прошлых войнах.

Война потребовала огромных количеств горюче-смазочных материалов для насыщенной моторами армии, в том числе и высокосортного горючего для авиации. Только одна полевая армия в среднем расходовала в год столько горючего, сколько вся русская армия израсходовала за всю первую мировую войну.

В условиях фронта горючее нередко перекачивалось по трубопроводам временного типа. Один из таких трубопроводов был проложен по дну Ладожского озера в дни блокады Ленинграда. Через Дунай в районе Будапешта был проложен трубопровод длиною больше одного километра. При этом строители проложили часть магистрали под водой, а часть—над водой, использовав сохранившиеся фермы и опоры разрушенного железнодорожного моста.

Сложное и трудное дело доставки горюче-смазочных материалов войскам было успешно выполнено.

Война предъявила ответственные требования к интендантской службе. Исключительно большая работа была проведена по обеспечению войск продовольствием, обмундированием и обозно-хозяйственным имуществом.

Выполняя указания товарища Сталина об отеческом отношении к воинам Красной Армии, работники службы тыла и снабжения особо заботились о хорошем питании бойца, о том, чтобы он получал разнообразную и вкусную пищу.

В первую мировую войну, вследствие низкой товарности сельского хозяйства и расстройства транспорта, русская армия уже вскоре после начала войны стала испытывать перебои в снабжении продовольствием. В Великую Отечественную войну, несмотря на трудности, вызванные временным захватом вражескими войсками части нашей территории, Красная Армия не имела недостатка в продовольствии. Благодаря социалистическому строю наше колхозное крестьянство успешно справилось с обеспечением Красной Армии продуктами питания.

В организации бесперебойного снабжения войск продовольствием—большая заслуга войсковых и армейских хозяйственников, сумевших в ходе войны создать собственную продовольственную базу в виде подсобных хозяйств и организовать заготовки продовольствия и фуража из местных ресурсов.

Огромная работа была проведена по обеспечению Красной Армии летним и зимним обмундированием.

В трудных условиях военного времени наша промышленность дала Красной Армии много миллионов комплектов зимнего и летнего обмундирования, кожаной и валеной обуви. Бойцы и офицеры перед наступлением холодов получали теплое белье, валенки, шапки-ушанки, стеганые шаровары, телогрейки на вате, рукавицы, а часть, кроме того, полушубки. За время Отечественной войны Действующая армия четыре раза переодевалась в новое зимнее и летнее обмундирование.

Большую работу во время войны проделала ветеринарная служба Красной Армии по организации лечения лошадей и строгого ветеринарного надзора.

Весь ход Отечественной войны показал, что личный состав органов тыла и подчиненных им служб вполне справился с возложенными задачами, обеспечил все операции Красной Армии, закончившиеся победой над фашистской Германией на западе и разгромом империалистической Японии на востоке.

Организованное взаимодействие всех служб тыла явилось основой успеха в работе по материальному обеспечению и обслуживанию войск. За время войны органы тыла и снабжения выросли в крепкий, сколоченный военный организм. Личный состав их на деле доказал свою преданность делу партии Ленина—Сталина и Советской Родине.

В условиях мирного времени мы должны организовать подготовку офицеров всех родов войск и служб по вопросам организации тыла и материального обеспечения армии и сделать образцовым войсковое и корабельное хозяйство.

Офицеры всех родов войск советской армии должны изучить опыт войны в дело организации тыла войск и материального обеспечения боя и операции, твердо знать нормы снабжения разным военным имуществом и уметь правильно использовать материальные ресурсы.

Долг советского офицера — во всей своей деятельности проявлять отеческую заботу о бойцах, как учит товарищ Сталин.

Офицеры органов и служб тыла обязаны продолжать неослабную работу по выявлению и строгому учету всех военных запасов вооруженных сил. Все эти запасы надо правильно сложить и бережно охранить от порчи и расхищения.

Офицеры органов и служб тыла должны соблюдать бережливость и экономию во всем, не допускать беззаконного расходования военного имущества и решительно бороться с бесхозяйственностью, осуществлять железный контроль за тем, чтобы все положенное солдату, матросу и офицеру было ему выдано в срок и хорошего качества.

Для обеспечения роста и совершенствования кадров органов и служб тыла необходимо обеспечить переподготовку при военных академиях и военных училищах офицеров, имеющих практический опыт в работе во время войны, но не получивших достаточной специальной подготовки.

Все эти мероприятия должны обеспечить решительные улучшения в ведении войскового и корабельного хозяйства.

Отмечая пятилетнюю годовщину создания органов тыла Красной Армии, весь личный состав тыла Вооруженных Сил сделает все для выполнения задач, поставленных перед советской армией творцом великих побед нашего народа товарищем Сталиным.»


Комментарии редакции:

Насколько важна правильная организация тыла для армии можно узнать из мировой истории. За примерами далеко ходить не надо. Великий полководец Наполеон Бонапарт знал о важности правильной организации тыла и обеспечения армии всем необходимым, но, желая генерального сражения, дал увлечь себя погоней за русской армией в глубь страны. Таким образом Наполеон растянул свою армию, оголил тылы, что было на руку для армейских и крестьянских партизанских отрядов, затруднил ее снабжение. Кутузов смог перехитрить французского Императора, отдал Москву и не пустил Наполеона в южные не разоренные войной земли, преградив путь "Великой армии" у Малоярославца. Наполеон вынужден был отступать по разорённой Смоленской дороге. "Великая армия" осталась практически без снабжения, голодала, мародерствовала, потеряла моральный дух и стала разлагаться. Этот момент сыграл ключевую роль не только в судьбе русской кампании Наполеона, не только в уничтожении "Великой армии", но и в падении Французской империи.

Сталин и другие руководители советского государства отлично понимали значение тыла, поэтому большое внимание уделяли организации его работы. Благодаря социалистической экономике, плановому ведению хозяйства, коллективизации и индустриализации Советский Союз подошел к войне с фашистской Германией в целом подготовленным.

Оценки о готовности современной буржуазной России ко внешним вызовам и военной угрозе нужно оставить военным экспертам, однако хочется указать на тенденции, которые по мнению редакции не ведут к укреплению обороноспособности страны. Например, передача на откуп частным лицам таких стратегических направлений "народного" хозяйства как транспорт, связь, добыча полезных ископаемых, сельское хозяйство, тяжелая промышленность, машиностроение, часть военно-промышленного комплекса и т.д., которые теперь работают в частный карман. А что самое страшное, будут работать в частный карман и во время войны.

У России отсутствует продовольственная безопасность (сохраняется высокая импортная зависимость страны по отдельным видам сельскохозяйственной продукции и продовольствия. За его счет сегодня формируется 36% товарных ресурсов на продовольственном рынке. 2016 год, без учета теневого сектора экономики и т.п.), в том числе ключевых (в 2017 году доля импорта в машиностроении составила 71%, (Доля импортной электронной компонентной базы, установленной на отечественных ракетах-носителях, и в особенности на космических аппаратах различного назначения, — 65–70%) деградирует наука. Вот к чему привела тридцатилетняя открытая диктатура буржуазии, преступная халатность в руководстве страны, граничащая с откровенным предательством. Изменить ситуацию может только смена капиталистической системы на социалистическую и диктатура пролетариата.

К. Планктонов, Ю.Пыльцов


Рецензии